Тулмозерье в целом - уникальная по природным особенностям и историческому наследию территория, расположенная в самом сердце Южной Карелии, в административных границах Пряжинского района. Эти места не избалованы вниманием туристов, обычно они пролетают их по трассе, останавливаясь только у придорожных родников и кафе.

 

Разработкой и использованием новых объектов туризма, коих в Карелии сотни и сотни, объектов, которые бы сами зарабатывали себе средства на свое же дальнейшее развитие при минимальных (и прежде всего частных!) инвестициях, необходимых на первых этапах своего рыночного продвижения к туристской славе и популярности, не занимается почти никто.

Ни одну из турфирм и никого из инвесторов не интересует уникальное средневековое саамское святилище на горе Воттоваара. Никто не берется вложить средства в обустройство беломорских петроглифов. Историко-культурная территория "Колла" пока не нашла своего покровителя, финансиста и движителя. Уникальная по своим культурным показателям и историческим памятникам Вепсская национальная волость все свои силы (что абсолютно понятно) и крохотные средства бросила на социально-бытовые программы и просто физически не может заниматься развитием туристских объектов.

Примеров подобных - сотни и сотни, но первые ласточки все-таки появились, точнее, пока еще только появляются. Это создание горного парка "Рускеала" на базе старых, с XVIII по ХХ век, разрабатываемых мраморных ломок и начальный этап вовлечения в сферу интереса путешествующих туристской зоны "Тулмозерье". Это освоение должно начаться с двух направлений. Первое - обустройство доселе неизвестного широкой публике объекта - руин Тулмозерского металлургического завода, а также расположившегося рядом с ним штольно-карьерного комплекса добычи железной руды - гематита. Второе - пробуждение интереса жителей Тулмозера к туристскому обслуживанию. О тулмозерской Колатсельге речь и пойдет.

Все мы представляем себе по старым фотографиям, как выглядел в начале прошлого века Александровский (ныне Онежский) завод. Солидное здание заводоуправления в два этажа, домна, литейный цех, производственные корпуса (сегодня это все почти незаметно под грузом дальнейших перестроек-достроек). Так вот, если взять и волшебным образом перенести эти строения (именно в том виде, как они были построены) в дикий лес да наложить на них флер разрушений, нанесенных временем столетнего бездействия производства, то вы сможете представить себе, как выглядят сейчас остатки предприятия, некогда выстроенного по чертежам берлинской инженерной фирмы "Люмер" и принадлежавшего петербургскому акционерному обществу, в правление которого входил и один из великих князей.

Тулмозерье в целом - уникальная по природным особенностям и историческому наследию территория, расположенная в самом сердце Южной Карелии, в административных границах Пряжинского района. Эти места не избалованы вниманием туристов, обычно они пролетают их по трассе, останавливаясь только у придорожных родников и кафе.

Между тем это настоящий заповедник геологической истории планеты - от времени формирования земной коры до следов последнего ледника. Здесь вы сможете увидеть строматолиты - окаменевшие остатки переходной формы от мертвой материи к первым живым организмам земли. Они, выломанные совсем недалеко, уложены в основание мощных заводских стен. Живописные сельги (каменистые холмы), вытянутые движением ледника строго с юго-востока на северо-запад, перемежаются руслами порожистых рек, то зажатых в каньонах, то разливающихся широкими плесами. Эти водные нити - Колас, Лоймола, Нарвожа, Сона, Тулема - связывают между собой цепь крупных и мелких озер, а по последней из них можно спуститься из Тулмозера (давшего название рекреационно-туристской зоне) до самого крупного озера Европы - Ладожского.

Старинное карельское село Колатсельга раскинулось в устье (или совсем рядом) нескольких рек, впадающих в Тулмозеро. История этих мест со средних веков связана с приграничным положением между Россией и Швецией (позднее, с 1809 по 1940 г., - с Финляндией). Но самые заметные материальные следы оставили после себя попытки неоднократного освоения железорудных запасов, спрятанных в глубине сельг. Местные крестьяне и олонецкие предприниматели использовали их гораздо раньше сооружения мануфактурного типа предприятий, раньше строительства планомерных производственных мощностей. "Самодеятельные" железодобыватели выплавляли в домашних сыродутных домницах ("дманицах") кричное железо, которое потом оковывалось местными кузнецами и продавалось на региональных и российском рынках (Москва, Вологда, Новгород, позже - Санкт-Петербург).

Тулмозерский чугуноплавильный и железоделательный завод впервые был построен в устье реки Туломы в 1762 г. Он работал до 1778 г. и изготовлял до 10 тыс. пудов стали и железа в год. Его хозяевами были купцы - олонецкий И. Бармин и петербургский Митрофанов, угодившие, увы, после разорения в долговую яму.

Централизованные обследования местных запасов были проведены офицерами корпуса горных инженеров Н. Анушиным и Н. Комаровым (август 1838 г.). Уже в первые недели работы они обнаружили в местных породах "железный блеск". К началу следующего года было составлено геологическое описание окрестностей села, проведена опытная плавка - по всей вероятности, в такой же традиционной крестьянской домнице.

В принципе, домашнее (самодеятельное) производство железа из болотной (монетной) и озерной руд известно в крае с доисторических времен. Близ реки Шуи археологом А.Я.Брюсовым была раскопана целая медеплавильная мастерская с плавильными печами, плитами и пестами для измельчения руды, тиглями прочими предметами примитивного металлургического производства. Аналогичные предметы (льялы - чашки для розлива плавки, тигли) были найдены близ сямозерского Чуйнаволока. По материалам археологической экспедиции А. В. Анпилогова, исследовавшего северное побережье Сямозера, первые "железопроизводственники" закладывали до десяти килограммов болотной или озерной руды между сложенными шалашиком и скрепленными глиной плитами, создав таким образом примитивный горн, и путем длительного обжига получали так называемую крицу - фрагмент спекшегося со шлаком и другими минеральными примесями металла. После околачивания и проковки металл мог служить исходным сырьем для изготовления простейших орудий - ножей, острог, инструментов для обработки земли.

С XVIII по XX век вдоль берегов рек Колас и Сона сформировался комплекс карьеров, шурфов, штолен, сегодня доступных и безопасных (при соблюдении разумной предосторожности) для осмотра. Вторично попытки возродить Туломозерский завод были предприняты в 1870-е гг., но он так и не заработал из-за недостатка средств у акционеров. Первоначальные владельцы перепродали право использования рудных запасов санкт-петербургскому акционерному обществу "Сталь", которое пустило его в эксплуатацию в 1899 г. Завод закрылся спустя три года. За это время он выплавил 518 866 пудов чугуна. Рудной базой являлись тулмозерские месторождения гематита, хотя для изготовления чугуна употреблялись также болотные и озерные железные руды. От XIX века остались карьеры и штольни, протянувшиеся на сотни метров, доступные и безопасные для посещения.

Самым величественным памятником горнозаводской истории являются руины тулмозерского завода, построенного обществом "Сталь".

Сегодня эти руины производят впечатление средневекового замка, сложенного из диких валунов и красного каленого кирпича. Сохранились остатки литейного двора, шихтарника, известковые печи, подземные сводчатые воздуховоды и водоводы, бассейн, фрагменты плотины, по которой была проложена узкоколейка. Руины завода расположены на берегу разлива р. Колас, окруженный лесными полянами, где обычно и размещаются палаточные биваки туристов.

Еще, по рассказам местных жителей, недалеко от этих мест замечали следы "снежного человека" (по-карельски - "лембоя", он же - леший русских сказок). Совсем близко от Колатсельги, опять же по сведениям коренных обитателей, на дно одного из озер в 1920-х годах упал неопознанный летающий объект, до сих пор там и остающийся.

Проверить достоверность этих легенд, увидеть дикую природу и места, за век с лишним почти не тронутые человеком, можно лишь на месте. Добраться сегодня из Петрозаводска можно за 1,5 часа. Дорога большей частью построена практически заново. До завода и штолен ведет трехкилометровая грунтовка, она еще требует приведения в божеский вид.

Вот мы и коснулись необходимости тех мер, которые надо предпринять, чтобы включить объект "горные заводы "Колатсельга" в сферу активного туристского интереса. Для того чтобы предложить его в качестве турпродукта, необходимо проложить тропы и тропинки, расчистить руины от малоценного подроста лиственных пород, определить и благоустроить места стоянок, заготовить дрова для "стояночных" путешественников, поставить рекламные щиты на трассе и указатели по маршрутам осмотра. Желательно соорудить на разливе хотя бы наплавной причальчик - по Коласу нередко проходят туристы-водники.

Основные принципы и направления освоения "горных заводов "Колатсельга" разработаны Петрозаводским агентством по интеллектуальной собственности ООО "Техпроект", которое, кстати, создавало и всю программу развития туризма в районе. Но только с приходом новой администрации местного самоуправления Пряжинского района дело сдвинулось с мертвой точки. Всемерная поддержка на всех уровнях районных властей позволила приступить к конкретной работе на тулмозерском памятнике истории.

В прошлом году ее уже начала группа пряжинских скаутов. Два десятка ребят в течение недели сумели расчистить от сухостоя и крапивы самый интересный из производственных корпусов, бывший шихтарник. На расчищенной площадке они и провели на прощание свой сымпровизированный "праздник горных народцев" - гномов, эльфов, гоблинов и других мифических личностей.

Образ рыцарского "замка спящей красавицы" впрямь невольно наталкивает на мысль об использовании его в качестве своего рода декорации для проведения театрализованных представлений, ролевых игр, программ соответствующего содержания. Московские или питерские любители Д.Толкиена и его трехтомного "Властелина колец", военно-исторические клубы, всевозможные любители средневековой экзотики и ценители неорганизованного или экстремального (для современного горожанина) отдыха сегодня не откажутся посетить эти пока заброшенные места. Что говорить о тех, кто сплавляется на плотах (или не откажется это сделать) по Коласу или Лоймоле? Неужели уникальный (но, замечу, и приведенный до какой-то степени благоустроенности) памятник на земле и под землей не привлечет их внимания?

Создание и обустройство столь масштабного по своим размерам объекта требует внимания и кропотливой работы. Кто будет делать это?

Сегодня в Колатсельге и прилегающих поселениях официально зарегистрировано постоянно проживающих около трех с половиной сотен человек, хотя фактически живет гораздо больше. Работы практически нет. Молодые люди всеми силами и способами пытаются покинуть село. Места, которые в течение почти 500 лет были родовыми владениями, за которые предки нынешних сельчан сражались против шведов; земли, куда пришли приладожские карелы после заключения очередного мира с "каянскими немцами", и бывшие в течение более чем 100 лет приграничными, перестают быть желанными для молодежи.

Развитие туристского объекта "горные заводы "Колатсельга" создаст места для рабочих лесоустройства, плотников, проводников, смотрителей, электриков...

Интерес населения Колатсельги в сохранении и возобновлении народных традиций, использование их в туристском обслуживании может выражать и направлять общественная организация или фонд, созданный из жителей села. Планы по образованию такой ассоциации поддерживаются и местной администрацией, и сельскими работниками культуры.

Стабильный поток посетителей почти обязательно вызовет интерес и желание частных инвесторов вложить деньги в развитие инфраструктуры местного туризма, в строительство гостевых домов, предприятий питания и, может быть, развлечений. Это тоже требует дополнительных рабочих рук, как само строительство, так и последующее обслуживание этих объектов. А возможность угощения гостей блюдами национальной кухни, неизбежная их потребность в картофеле, овощах и зелени? Все это в комплексе позволит селу в ближайшие 3-4 года устоять и не спиться, а потом и набрать силу.

Это, по всей вероятности, главное достоинство осуществления проекта. Пробуждение Колатсельги и всего Тулмозерья связано именно с туризмом. 


Газета Карелия N 9(1140) за 27 января 2004 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Депортация
Народы СССР, приговоренные имперской властью к изгнанию с исконных земель, претерпели несколько этапов унижения и оскорбления ...
ВНИМАНИЕ и ЗАБОТУ — людям старшего поколения
Хотелось бы через газету поблагодарить работников ДК и всех, кто принимал участие в подготовке огонька для пенсионеров, который ...