Лоухский район Карелии

Территорию нынешнего Лоухского района занимали первобытнообщинные племена саамов (лопарей), карелов, вепсов. С конца IX в. эту землю начали осваивать славяне, к концу XII в. они заселили богатые рыбой и зверем территории, стали развивать земледелие. К XVI в. на побережье Белого моря ведущими промыслами стали солеварение, добыча слюды и жемчуга. В XVI-XVTI вв. по территории района проходил торговый путь из Поморья в Остербонию (Швеция). Здесь соединялись морские пути из Мурманска и Архангельска, речные летом и санные зимой с Финляндией, через Кестеньгу.

Во второй половине XIX в. большое развитие получают лесозаготовки и лесопиление. Село Кереть становится промышленно-экономическим центром территории. Здесь в 1879 г. купцы Савины построили лесопильный завод. Российское правительство было глубоко заинтересовано в колонизации севера, ив 1914 г. начинается строительство железной дороги СПб - Мурманск, закладывается ст. Лоухи. На строительстве было занято 25 тыс. чел. различных национальностей, в основном это были военнопленные.

Строительство дороги велось с севера (от Мурманска) и с юга (от Петрозаводска) ускоренными темпами, и 03.11.1916 г. (16.11 по новому стилю) между ст. Боярская и п. Амбарный был забит последний серебряный костыль, на 537-й версте от Петрозаводска. На этом месте был поставлен обелиск с памятной доской.

В революционных событиях население района начало принимать участие в 1918 г., когда на ст. Энгозеро и в п. Кестеньга были созданы революционные комитеты и стали проводить в жизнь линию партии. В это же время нагрянули интервенты, начались бесчинства, расстрелы руководителей местных органов власти, активистов. В 02.1920 г. интервенты были изгнаны Красной Армией, территория района очищена от белофиннов, и установлена граница с Финляндией.

Наступил восстановительный период, в районе началось развитие общественного промышленного производства. В 1926 г. был организован Чупинский леспромхоз. Лоухский район образован 9.08.1927 г. Открылись Чупинские горные разработки «Чупгоры», в 1929 г. образовались Кестеньгский леспромхоз и сельскохозяйственная опытная станция. Рыболовецкие колхозы стали наращивать улов рыбы.

В 30-е гг. XX в. выдвинут проект электрификации Мурманской железной дороги и принято решение о реконструкции дороги и электрификации на участке от Волховстроя до Мурманска. К 1934 г. были электрифицированы участки Кандалакша - Кировск - 115 км и Апатиты - Мурманск - 185 км. Начали использовать первые отечественные электровозы серии «ВЛ» - «Владимир Ильич», хотя на основном пути эксплуатировалась паровозная тяга. В с. Кереть в 1935 г. создан Лоухский рыбозавод. На рудниках Чупинского рудоуправления началось стахановское движение.

В 1941 г. мирный труд нарушила война. Многие населенные пункты были сожжены оккупантами. Фашистское командование принимало активные меры по овладению ст. Лоухи. Враг был остановлен на 32 км и отброшен на 45 км. Большую помощь регулярным частям Красной Армии оказывали партизаны отряда «Боевой клич», сформированного в п. Кестеньга. Обстановка на этом участке фронта была очень напряженной. В дни Великой Отечественной войны дорога работала на страну, поэтому враг стремился во что бы то ни стало перерезать эту важнейшую транспортную артерию СССР.

В 09.1944 г. враг был окончательно изгнан с территории района, началось восстановление разрушенного войной хозяйства. С 1945 по 1948 гг. шли восстановительные работы в Чупинском рудоуправлении, и в 1949 г. объем добычи забойного сырца превысил довоенный уровень. В 1967 г. была введена в эксплуатацию помольно-обогатительная фабрика мощностью 50 тыс. т обогащенного молотого пегматита в год.

В 1973 г. в районе начал действовать Пяозерский леспромхоз, а в 1984 г. вновь создан Кестеньгский леспромхоз.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Туристско-рекреационные ресурсы Лахденпохского муниципаль...
Природные ландшафты Лахденпохского района чрезвычайно разнообразны, выделены 7 природных объектов, получивших статус ООПТ. ...