Лоухский район Карелии

Территорию нынешнего Лоухского района занимали первобытнообщинные племена саамов (лопарей), карелов, вепсов. С конца IX в. эту землю начали осваивать славяне, к концу XII в. они заселили богатые рыбой и зверем территории, стали развивать земледелие. К XVI в. на побережье Белого моря ведущими промыслами стали солеварение, добыча слюды и жемчуга. В XVI-XVTI вв. по территории района проходил торговый путь из Поморья в Остербонию (Швеция). Здесь соединялись морские пути из Мурманска и Архангельска, речные летом и санные зимой с Финляндией, через Кестеньгу.

Во второй половине XIX в. большое развитие получают лесозаготовки и лесопиление. Село Кереть становится промышленно-экономическим центром территории. Здесь в 1879 г. купцы Савины построили лесопильный завод. Российское правительство было глубоко заинтересовано в колонизации севера, ив 1914 г. начинается строительство железной дороги СПб - Мурманск, закладывается ст. Лоухи. На строительстве было занято 25 тыс. чел. различных национальностей, в основном это были военнопленные.

Строительство дороги велось с севера (от Мурманска) и с юга (от Петрозаводска) ускоренными темпами, и 03.11.1916 г. (16.11 по новому стилю) между ст. Боярская и п. Амбарный был забит последний серебряный костыль, на 537-й версте от Петрозаводска. На этом месте был поставлен обелиск с памятной доской.

В революционных событиях население района начало принимать участие в 1918 г., когда на ст. Энгозеро и в п. Кестеньга были созданы революционные комитеты и стали проводить в жизнь линию партии. В это же время нагрянули интервенты, начались бесчинства, расстрелы руководителей местных органов власти, активистов. В 02.1920 г. интервенты были изгнаны Красной Армией, территория района очищена от белофиннов, и установлена граница с Финляндией.

Наступил восстановительный период, в районе началось развитие общественного промышленного производства. В 1926 г. был организован Чупинский леспромхоз. Лоухский район образован 9.08.1927 г. Открылись Чупинские горные разработки «Чупгоры», в 1929 г. образовались Кестеньгский леспромхоз и сельскохозяйственная опытная станция. Рыболовецкие колхозы стали наращивать улов рыбы.

В 30-е гг. XX в. выдвинут проект электрификации Мурманской железной дороги и принято решение о реконструкции дороги и электрификации на участке от Волховстроя до Мурманска. К 1934 г. были электрифицированы участки Кандалакша - Кировск - 115 км и Апатиты - Мурманск - 185 км. Начали использовать первые отечественные электровозы серии «ВЛ» - «Владимир Ильич», хотя на основном пути эксплуатировалась паровозная тяга. В с. Кереть в 1935 г. создан Лоухский рыбозавод. На рудниках Чупинского рудоуправления началось стахановское движение.

В 1941 г. мирный труд нарушила война. Многие населенные пункты были сожжены оккупантами. Фашистское командование принимало активные меры по овладению ст. Лоухи. Враг был остановлен на 32 км и отброшен на 45 км. Большую помощь регулярным частям Красной Армии оказывали партизаны отряда «Боевой клич», сформированного в п. Кестеньга. Обстановка на этом участке фронта была очень напряженной. В дни Великой Отечественной войны дорога работала на страну, поэтому враг стремился во что бы то ни стало перерезать эту важнейшую транспортную артерию СССР.

В 09.1944 г. враг был окончательно изгнан с территории района, началось восстановление разрушенного войной хозяйства. С 1945 по 1948 гг. шли восстановительные работы в Чупинском рудоуправлении, и в 1949 г. объем добычи забойного сырца превысил довоенный уровень. В 1967 г. была введена в эксплуатацию помольно-обогатительная фабрика мощностью 50 тыс. т обогащенного молотого пегматита в год.

В 1973 г. в районе начал действовать Пяозерский леспромхоз, а в 1984 г. вновь создан Кестеньгский леспромхоз.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Художники, ученые и общественники вместе творили в Ведлозер...
В начале сентября десант художников, ученых-языковедов и общественников из Карелии, Финляндии и Эстонии высадился в Ведлозере, ...
Kolme viestii voinaspäi
Ylen äijy sodamiesty ei tuldu voinalpäi kodih, Karjalah, da virutah Vellienkalmois Ven’an eri čuppulois. Heijän omahizile mustokse jiädih vaigu kirjazet frontalpäi da valdivolline, kaz’onnoil blankal kirjutettu viesti kuolendas. ...