Медвежьегорский район по числу культурно-исторических объектов уверенно занимает первое место среди всех районов республики. Доля культурного наследия Медвежьегорского района составляет 19,5% от республиканского фонда. В совокупности это 240 памятников архитектуры, 65 истории и искусства, 372 археологии, целый ряд достопримечательных мест и историко-культурных комплексов, это старинные дома, амбары, мельницы, часовни, церкви. В пгт. Повенце сохранились остатки построенного в 1703 г. Повенецкого завода, в Медвежьегорске - оригинальное деревянное здание вокзала, построенное в 1916 г. по проекту инженера Габбе. Особую ценность представляют объекты деревянного народного зодчества в Заонежье, а также монастырские комплексы Палеостровского (1391 г.) и Клименецкого (1520 г.) монастырей; археологический историко-культурный комплекс «Пегрема» с древней медеплавильной мастерской и более 50 исторических поселений.

В 30-х гг. XX в. с территории района начиналось строительство Беломоро-Балтийского канала (ББК). Медвежьегорск был столицей ББК. Здесь стоят здания, несущие черты конструктивизма 30-х гг. XX в. Это бывшая гостиница Управления ББК им. Сталина, школа № 2, здание железнодорожной бани, медицинский городок, в который вошли поликлиника и больница. В 1958 г. здесь был установлен    памятник С. М. Кирову, скульптор Г. М. Манизер. По шоссе от Медвежьегорска в сторону Повенца  находится  мемориальное  кладбище  погибших  на строительстве ББК в 30-х гг. XX в. «Сандармох».

На о. Южный Олений археологами был обнаружен комке могильников с бытовыми предметами древнего человека, X тыс. до н. э. (средний каменный в.). Близ д. Пегрема обнаружены предметы материальной и духовной культуры: найден самый древний миф «О мировом древе», 5 тыс. лет; раскопана древнейшая в Европе мастерская по обработке меди; найдены клады кварцевых и сланцевых орудий и другие материально-культурные ценности.

В районе появились первые на севере медные и железоделательные заводы. В 1703 г. были построены Повенецкий, Алексеевкий и Вичковский заводы, по этим местам прошла знаменитая «Осударева дорога». Через территорию района проходили торговые пути древних новгородцев, стремившихся на север, к Белому морю. В Заонежье, начиная с XVII в., дважды в год проходили крупные Шуньгские ярмарки, на которые съезжались купцы не только из соседних губерний, но и из Москвы, Новгорода, со всей Олонии. В 1792-1794 гг. на р. Кумсе, близ деревень Лумбуши и Пергуба, предпринимателями был построен вододействующий лесопильный завод.

В 1914 г. в эти края пришли изыскатели и проложили железную дорогу от Петербурга до Мурманска. В 11.1916 г. по железной дороге прошли первые поезда. На территории Повенецкого уезда была создана станция «Медвежья Гора».

Установление советской власти в 1917 г. в здешних местах сопровождалось борьбой с эсерами, кулачеством, внутренней и внешней контрреволюцией. В 05.1919 г. территория была оккупирована англо-американскими войсками, и по ней проходили «крайние» фронтовые рубежи гражданской войны. И только в начале 1920 г. Красная Армия изгнала интервентов с территории района.

После гражданской войны в 1920 г. встала задача более интенсивного использования богатств Карелии. В 1923 г. по инициативе Ф. Э. Дзержинского в целях скорейшего освоения северного края был создан транспортно-промышленный комбинат Мурманской железной дороги. На территории Повенецкого, Паданского и частично Петрозаводского уездов, которые сейчас входят в состав нынешнего Медвежьегорского района, комбинат организует регулярные лесозаготовительные работы и смолокурение. Строятся лесозаводы, жилые дома, открываются школы. Территория стала зоной поселения, куда привлекали переселенцев из всей страны.

В 1927 г. путем объединения жилых поселков строителей и предприятий создается п. Медвежья Гора, и в соответствии с декретом ВЦИК от 29.08.1927 г. о районировании в КАССР был образован Медвежьегорский район.

В Медвежьей Горе создается управление Беломорстроя, реконструируется лесозавод, создается совхоз «Вичка», открывается театр. Совет Труда и Обороны страны (СТО СССР) принимает постановление 18.02.1931 г. о строительстве канала. Канал был построен и сдан официально в эксплуатацию 02.08.1933 г. в основном силами заключенных за год и девять месяцев. Первыми, проплывшими по каналу были руководители страны: И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров.

Лагерная специфика стройки потребовала большого количества «зон» и лагерей. На р. Выг и сегодня находятся остатки сталинских лагерей, а печально известное место расстрелов Сандармох является некрополем-памятником.

Строительство ББК дало новый толчок развитию территории района. После окончания его строительства в 1933 г. создается Белбалткомбинат. Закладывается судоверфь в Пиндушах, строятся кожевенно-обувная фабрика, новая мебельная фабрика, кирпичный завод, у д. Пергуба налаживается производство извести, строятся ремонтные мастерские с литейным цехом, автобаза, увеличивается жилой фонд.

Районный центр Медвежья Гора становится поселком рабочего типа, а 26.09.1938 г. получает статус города с названием Медвежьегорск. Великая Отечественная война прервала созидательный труд. В 11.1941 г. часть территории района была оккупирована финскими вой-жами - союзниками фашистской Германии, укреплена системой дотов, траншей и ходов, выбитых в скалах. По территории района проходили крайние фронтовые рубежи. Действовали партизанские отряды «Боевые друзья», «Большевик», «Имени Т. Антикайнена», «За Родину». Сохранились оборонительные сооружения, вырубленные финнами в скалах вокруг оккупированного в 1941 г. Медвежьегорска, чугунные колпаки дотов, галереи ходов для долговременной обороны, оснащенные системами отопления и вентиляции. Город был освобожден 06.1944 г. Началось восстановление района, города, ББК.

Району предстояло возродиться, восстать из руин и пепла. Сразу после освобождения района началось восстановление лесозаготовок. Заработали Паданский и Медвежьегорский леспромхозы была проведена реконструкция, и в 1957 г. заработал лесозавод в Медвежьегорске. Были восстановлены взорванные мосты, разрушенное полотно, шлюзы ББК. Заработали колхозы «Красная звезда», «Маяк», создан совхоз «Медвежьегорский», а в 1959 г. созданы совхозы «Прогресс» и «Толвуйский». Позднее открывается филиал Петрозаводского ремонтно-механического завода. В 1972 г. вступил в строй Медвежьегорский канифольно-экстракционный завод, в Пиндушах создана ремонтно-эксплуатационная база флота. В 1986 г. была восстановлена артель вышивальщиц и преобразована в фабрику «Заонежская вышивка».

В Заонежье были записаны лучшие тексты сотен древнерусских былин, исторических песен и причитаний со слов выдающихся заонежских сказителей династии Рябининых, В. П. Щеголенка, И. А. Касьянова, И. А. Федосовой.

В 1785 г. эти места посетили первый олонецкий губернатор Г. Р. Державин, академик Н. Я. Озерецковский, давший первые научные описания территории.

В д. Задняя родился Герой Советского Союза Н. И. Ригачин (19.05.1919-21.01.1945 гг.), а д. Паданы является родиной первого олимпийского чемпиона СССР по лыжным гонкам Ф. Те-рентьева. На этой земле совершил свой подвиг Герой Советского Союза летчик-истребитель Н. Репников. В ходе боев Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза жители района: Т. Н. Артемьев, А. П. Дорофеев, Н. Т. Омелин, М. Т. Рябов. Здесь трудились Герои Социалистического Труда: Е. Меккелев, И. М. Чаккиев.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последние комментарии

Материалы о Карелии и не только

Omua suvaijah omuttu, a ei čomuttu
Kevätkuun 8. päivänny kai muailmu pidi Naizienpäiviä. Muamo on armahin ristikanzu jogahizel ristikanzal, sendäh gu häi kazvattau meidy, puolistau kaikes muailman pahuos, ainos avvuttau, andau kai omat väit.  Sih niškoi nelländen ...
Полвека спустя
Человек, наверное, никогда не перестает размышлять о будущем. Однако, бывают в жизни времена, когда мысли о нем особенно захлестывают ...