Медвежьегорский район по числу культурно-исторических объектов уверенно занимает первое место среди всех районов республики. Доля культурного наследия Медвежьегорского района составляет 19,5% от республиканского фонда. В совокупности это 240 памятников архитектуры, 65 истории и искусства, 372 археологии, целый ряд достопримечательных мест и историко-культурных комплексов, это старинные дома, амбары, мельницы, часовни, церкви. В пгт. Повенце сохранились остатки построенного в 1703 г. Повенецкого завода, в Медвежьегорске - оригинальное деревянное здание вокзала, построенное в 1916 г. по проекту инженера Габбе. Особую ценность представляют объекты деревянного народного зодчества в Заонежье, а также монастырские комплексы Палеостровского (1391 г.) и Клименецкого (1520 г.) монастырей; археологический историко-культурный комплекс «Пегрема» с древней медеплавильной мастерской и более 50 исторических поселений.

В 30-х гг. XX в. с территории района начиналось строительство Беломоро-Балтийского канала (ББК). Медвежьегорск был столицей ББК. Здесь стоят здания, несущие черты конструктивизма 30-х гг. XX в. Это бывшая гостиница Управления ББК им. Сталина, школа № 2, здание железнодорожной бани, медицинский городок, в который вошли поликлиника и больница. В 1958 г. здесь был установлен    памятник С. М. Кирову, скульптор Г. М. Манизер. По шоссе от Медвежьегорска в сторону Повенца  находится  мемориальное  кладбище  погибших  на строительстве ББК в 30-х гг. XX в. «Сандармох».

На о. Южный Олений археологами был обнаружен комке могильников с бытовыми предметами древнего человека, X тыс. до н. э. (средний каменный в.). Близ д. Пегрема обнаружены предметы материальной и духовной культуры: найден самый древний миф «О мировом древе», 5 тыс. лет; раскопана древнейшая в Европе мастерская по обработке меди; найдены клады кварцевых и сланцевых орудий и другие материально-культурные ценности.

В районе появились первые на севере медные и железоделательные заводы. В 1703 г. были построены Повенецкий, Алексеевкий и Вичковский заводы, по этим местам прошла знаменитая «Осударева дорога». Через территорию района проходили торговые пути древних новгородцев, стремившихся на север, к Белому морю. В Заонежье, начиная с XVII в., дважды в год проходили крупные Шуньгские ярмарки, на которые съезжались купцы не только из соседних губерний, но и из Москвы, Новгорода, со всей Олонии. В 1792-1794 гг. на р. Кумсе, близ деревень Лумбуши и Пергуба, предпринимателями был построен вододействующий лесопильный завод.

В 1914 г. в эти края пришли изыскатели и проложили железную дорогу от Петербурга до Мурманска. В 11.1916 г. по железной дороге прошли первые поезда. На территории Повенецкого уезда была создана станция «Медвежья Гора».

Установление советской власти в 1917 г. в здешних местах сопровождалось борьбой с эсерами, кулачеством, внутренней и внешней контрреволюцией. В 05.1919 г. территория была оккупирована англо-американскими войсками, и по ней проходили «крайние» фронтовые рубежи гражданской войны. И только в начале 1920 г. Красная Армия изгнала интервентов с территории района.

После гражданской войны в 1920 г. встала задача более интенсивного использования богатств Карелии. В 1923 г. по инициативе Ф. Э. Дзержинского в целях скорейшего освоения северного края был создан транспортно-промышленный комбинат Мурманской железной дороги. На территории Повенецкого, Паданского и частично Петрозаводского уездов, которые сейчас входят в состав нынешнего Медвежьегорского района, комбинат организует регулярные лесозаготовительные работы и смолокурение. Строятся лесозаводы, жилые дома, открываются школы. Территория стала зоной поселения, куда привлекали переселенцев из всей страны.

В 1927 г. путем объединения жилых поселков строителей и предприятий создается п. Медвежья Гора, и в соответствии с декретом ВЦИК от 29.08.1927 г. о районировании в КАССР был образован Медвежьегорский район.

В Медвежьей Горе создается управление Беломорстроя, реконструируется лесозавод, создается совхоз «Вичка», открывается театр. Совет Труда и Обороны страны (СТО СССР) принимает постановление 18.02.1931 г. о строительстве канала. Канал был построен и сдан официально в эксплуатацию 02.08.1933 г. в основном силами заключенных за год и девять месяцев. Первыми, проплывшими по каналу были руководители страны: И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров.

Лагерная специфика стройки потребовала большого количества «зон» и лагерей. На р. Выг и сегодня находятся остатки сталинских лагерей, а печально известное место расстрелов Сандармох является некрополем-памятником.

Строительство ББК дало новый толчок развитию территории района. После окончания его строительства в 1933 г. создается Белбалткомбинат. Закладывается судоверфь в Пиндушах, строятся кожевенно-обувная фабрика, новая мебельная фабрика, кирпичный завод, у д. Пергуба налаживается производство извести, строятся ремонтные мастерские с литейным цехом, автобаза, увеличивается жилой фонд.

Районный центр Медвежья Гора становится поселком рабочего типа, а 26.09.1938 г. получает статус города с названием Медвежьегорск. Великая Отечественная война прервала созидательный труд. В 11.1941 г. часть территории района была оккупирована финскими вой-жами - союзниками фашистской Германии, укреплена системой дотов, траншей и ходов, выбитых в скалах. По территории района проходили крайние фронтовые рубежи. Действовали партизанские отряды «Боевые друзья», «Большевик», «Имени Т. Антикайнена», «За Родину». Сохранились оборонительные сооружения, вырубленные финнами в скалах вокруг оккупированного в 1941 г. Медвежьегорска, чугунные колпаки дотов, галереи ходов для долговременной обороны, оснащенные системами отопления и вентиляции. Город был освобожден 06.1944 г. Началось восстановление района, города, ББК.

Району предстояло возродиться, восстать из руин и пепла. Сразу после освобождения района началось восстановление лесозаготовок. Заработали Паданский и Медвежьегорский леспромхозы была проведена реконструкция, и в 1957 г. заработал лесозавод в Медвежьегорске. Были восстановлены взорванные мосты, разрушенное полотно, шлюзы ББК. Заработали колхозы «Красная звезда», «Маяк», создан совхоз «Медвежьегорский», а в 1959 г. созданы совхозы «Прогресс» и «Толвуйский». Позднее открывается филиал Петрозаводского ремонтно-механического завода. В 1972 г. вступил в строй Медвежьегорский канифольно-экстракционный завод, в Пиндушах создана ремонтно-эксплуатационная база флота. В 1986 г. была восстановлена артель вышивальщиц и преобразована в фабрику «Заонежская вышивка».

В Заонежье были записаны лучшие тексты сотен древнерусских былин, исторических песен и причитаний со слов выдающихся заонежских сказителей династии Рябининых, В. П. Щеголенка, И. А. Касьянова, И. А. Федосовой.

В 1785 г. эти места посетили первый олонецкий губернатор Г. Р. Державин, академик Н. Я. Озерецковский, давший первые научные описания территории.

В д. Задняя родился Герой Советского Союза Н. И. Ригачин (19.05.1919-21.01.1945 гг.), а д. Паданы является родиной первого олимпийского чемпиона СССР по лыжным гонкам Ф. Те-рентьева. На этой земле совершил свой подвиг Герой Советского Союза летчик-истребитель Н. Репников. В ходе боев Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза жители района: Т. Н. Артемьев, А. П. Дорофеев, Н. Т. Омелин, М. Т. Рябов. Здесь трудились Герои Социалистического Труда: Е. Меккелев, И. М. Чаккиев.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Праздник золотой осени
Осень. Опадают с деревьев листья, улетают на юг птицы, все чаще идут дожди... Этому времени года был посвящен праздник «Осень, осень, ...
Наши золотые руки
К 23 февраля и 8 марта в Кинелахтинском клубе были приурочены две выставки. Первая из них – это выставка олонецкого фотографа Анатолия ...