Замечательным памятником эпохи неолита, ярким проявлением духовной культуры неолитического населения Карелии являются петроглифы. На мысах Бесов Нос, Пери Нос, Кочковнаволок на Пудожском берегу Онежского озера и в низовьях Выга у Белого моря (Залавруга, Бесовы следки, остров Ерпин Пудас) на пологих скальных поверхностях выбито более трех тысяч фигур. Это и люди, изображенные группами и по одиночке, с луками и гарпунами, на лыжах и в лодках – во время охоты и, вероятно, религиозных обрядов. Это и объекты охоты – водоплавающие птицы, лесные и морские звери, рыбы. Это и собаки – лучшие помощники людей на охоте.

Карельские петроглифы отразили стремление первобытного человека эпохи неолита запечатлеть накопленный опыт своей жизни и верований, закрепить его в сознании соплеменников на века. Когда самые нижние, близкие к воде изображения оказывались затопленными из-за повышения уровня воды, художники воспроизводили утраченные композиции на верхних плоскостях скал. Так, в течении многих столетий, начиная с IV тысячелетия до н. э. создавался сплошной ковер картин.

По предположению археологов, комплексы петроглифов служили долговременными племенными святилищами. Далеко не случайно, что изображения выбивались на пологих береговых скалах, то есть на общей границе трех сред - земли, воды и воздуха. При этом самой многочисленной фигурой животного мира на петроглифах Онежского озера, например, являлся лебедь, объединявший своим образом жизни эти три стихии: птица гнездуется на земле, кормится в воде, а передвигается по воздуху. Очевидно, что первобытные люди стремились включить в хозяйственную деятельность как можно большее пространство. Видимо, лебедь и служил таким религиозным символом “всеохватности”. При этом отсутствуют сцены охоты на лебедя. Поэтому весьма вероятно, что для неолитического населения пудожского побережья Онежского озера лебедь являлся тотемом-“первопредком” племени, охота на которого запрещалась.

Петроглифы Карелии признаются учеными ярчайшим образцом художественно-религиозного творчества древних людей и свидетельством протописьменности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Мне надо еще вернуться…
На девятый день после Пасхи православные отмечают праздник Радоницы. Старославянское слово «радоница» означает «радость», ...
В селе Вешкелица возрождаются традиции предков и карельски...
Вешкелица - старинное карельское село с многовековой историей и культурой, где живы традиции предков и карельский язык. На его ...