Главной чертой энеолита или медно-каменного века (середина III – II тысячелетие до н. э.) является использование первобытными людьми самородной меди. Сначала самородки обрабатывали методом холодной ковки на каменных наковальнях, а затем научились их плавить в примитивных печах-горнах и заливать расплавленный металл в глиняные формы. Из них отливали ножи, проколки, кольца. В остальном они остались теми же охотниками, рыболовами и собирателями, что и в предыдущие периоды. Медные самородки добывали в кварцевых породах на Заонежском полуострове.

Стоянки энеолита в крае принадлежат к археологическим культурам ромбо-ямочной керамики и последовавшей за ней асбестовой керамики (с примесями асбеста и органики). В культуре ромбо-ямочной керамики прослеживаются традиции неолитических поселений. Сходство проявлялось в устройстве долговременных жилищ-полуземлянок, в формах и способах изготовления керамики, в использовании религиозных символов водоплавающих птиц, но с тем отличием, что их больше не выбивали в виде петроглифов, а делали из глины в виде фигурок или рисовали на глиняных сосудах. Это культура оседлого населения.

В следующей по времени культуре асбестовой керамики появилось значительное изменение в самом образе жизни. В поселениях с полуземлянками исчезает общее для всех жителей центральное кострище, а очаги и хозяйственные ямы располагались в самих жилищах. Тем самым стоянки стали делиться на летние и зимние. На летних стоянках население запасалось продовольствием, а осенью откочевывало в утепленные поселения с полуземлянками.

Столь же значительные изменения произошли в формах посуды. У сосудов культуры асбестовой керамики появились плоские донца, тогда как во всех прежних культурах Карелии дно у сосудов было выпуклым или даже заостренным. Очевидно, к этому времени первобытные люди научились так мастерски использовать обжиг, что плоские донца уже не лопались при обжиге. Конечно, плоскодонные сосуды было лучше приспособлены для быта, особенно при передвижениях на большие расстояния. Таким образом, носители культуры асбестовой керамики вели полукочевой образ жизни.

В энеолите между весьма отдаленными друг от друга племенами наладились устойчивые связи. На стоянках в Карелии часто встречаются украшения из балтийского янтаря. Вряд ли янтарь приносили с собой только переселенцы. Скорее всего, существовали надежные каналы обмена между жителями различных северных областей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Уха для генералов
Можно ли рассчитывать на успех операции, если военную стратегию диктует не боевая обстановка, а соображения политики? Замена ...
До 1 сентября в лесах Карелии запрещается разведение костро...
В Карелии введены меры, регулирующие пребывание граждан в лесах. Приказ об этом подписал министр по природопользованию и экологии ...