Железный век (V в. до н.э. - V в. н.э.). Новые переселенцы пришли с берегов реки Камы из со Среднего Поволжья. На севере сначала они освоили Каргополье и реку Онегу, а затем продвинулись к востоку - к Пудожу и Онежскому озеру. Они принадлежали к ананьинской культуре (названа так от поселения Ананьино в Приуралье). Ананьинцев отличали не только умение плавить железо и изготовлять изделия из него, но и своеобразие керамики. Они лепили зауженные к верху сосуды с выгнутым наружу краем, украшенным оттиском шнура.

Но в целом железному веку в Карелии присуще смешение черт различных северных культур. Это указывает не только на взаимовлияние коренного местного населения эпохи бронзы и новых пришельцев, но и на оживленные связи их с далекими соседями, жившими от Урала до Прибалтики, где начала складываться финно-угорская языковая семья народов.

В III–IV веках н. э. из этой общности выделились саамские племена. Они расселились на обширной территории, включая Карелию, Кольский полуостров, северную часть Финляндии и Скандинавии. По имени саами в Карелии названы Сямозеро, Сумозеро, Самина. Многие топонимы произошли из саамского языка, например, Нюхча (в переводе с саамского – лебедь).

Саами занимались охотой и рыболовством. Они вели очень подвижный, почти кочевой образ жизни и почти не пользовались глиняной посудой, бьющейся при постоянных перекочевках. Археологи назвали их быт культурой поселений без керамики. Пищу саами готовили в металлических котлах собственной выделки. В лесах у мест промысла саами жили в высоких полуземлянках с каркасом из жердей, обложенных дерном, который снаружи подпирали связанные бревна. В средние века русские называли такие саамские жилища словом «вежа» (по-древнерусски – башня).

Саамские стойбища из 1-2-х “веж” принадлежали небольшим семейным группам. Таким образом, общинный строй у саами получил дальнейшее развитие. Даже отдельные семьи могли обеспечить себе относительно самостоятельное существование.Однако родоплеменные у саами связи не прекращались. В дни общих праздников они постоянно собирались в свои святилища для жертвоприношений и решения хозяйственных дел, например, регулирования порядка эксплуатации промыслов.

В Карелии остались следы оригинальных святилищ саами. Это огромные камни, под которые закатывались более мелкие булыжники, так что глыбы отрывались от земли и покоились на этих своеобразных “ножках”. При барабанных ударах по камню палкой или костью получались довольно громкие звуки. Считалось, что это голоса духов, которые поселились в устроенных для них каменных жилищах на ножках.

Известны также каменные лабиринты на берегу Белого моря. Может быть, саами использовали их тоже для религиозных обрядов. Ныне высказано предположение, что лабиринты строили для ловли рыбы. Во время приливов лабиринт заполняла вода, а вместе с ней - и рыба. При отливах же вода вытекала, а рыба оставалась. Во всяком случае, подобные ловушки для рыбы в виде лабиринта, только сплетенные из жердей и веток, устраивались саами вплоть до последнего времени.

С начала II тысячелетия на земли саами стали проникать карелы, вепсы и русские. Постепенно они оттеснили разрозненных саами в Приполярье и заняли их земли вокруг Ладожского и Онежского озер.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Есть захочешь, скажешь
В одних карельский язык входит через словари и лекции, в других – через миски и ложки. Язык как мир вокруг. Видеопример присказок, ...
За смерть школьника понесли наказание
Прокуратурой Пряжинского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении заместителя директора ...