Карелы. По данным археологии, формирование древнекарельской народности началось в середине I тысячелетия, а завершилось в XII–XIV веках. Основными ее частями послужили местные прибалтийско-финские племена Карельского перешейка и переселявшиеся сюда группы из других прибалтийско-финских племен, которых в древней Руси обобщенно звали «чудь». Территория расселения карелов называлась Корельской землей. Она занимала Карельский перешеек, запад и север Карелии, восток и север Финляндии.

На этих землях археологи обнаружили собственные ювелирные изделия древних карелов - оригинальные по форме и орнаменту наплечные и нагрудные застежки-фибулы (см. рис.). Фибулами  пристегивались к одежде мужские плащи и женские платки. Застежки как бы отмечают главные места проживания карелов в средние века.

По мнению многих ученых, самоназвание карелов karjalaizet происходит от древне-балтского слова garja (гора, возвышенность). Оно связано с местами их первоначального расселения на Карельском перешейке – возвышенном водоразделе между Ладожским озером и Финским заливом Балтийского моря. Расселение карелов на север также шло по возвышенным водоразделам между бассейнами рек, впадающих в Балтику, Белое море, Ладожское и Онежское озера. На лесистых склонах холмов можно было не только охотиться, но и вести подсечное земледелие.

Древнерусское название «корела», несомненно, восходит к самоназванию самих карелов. Наиболее раннее письменное свидетельство о карелах выявлено при раскопках Великого Новгорода. В одном из нижних (первых) городских слоев, который относится к середине XI века, была обнаружена грамота на бересте с загадочным текстом: «Литва въстала на корелоу».

О карелах упоминается в различных летописях. В Новгородской первой летописи под 1143/44 г. говорится о военном набеге карелов на соседнюю финскую народность емь (häme). Воскресенская летопись сообщает о походе великого князя киевского Изяслава Мстиславича в 1148/49 г. вместе с новгородцами, псковичами и карелами против суздальского князя Юрия Долгорукого. Исландские исторические хроники сохранили свидетельство о больших опустошениях, произведенных карелами и финским племенем квенов на севере Норвегии в 1271 г. В норвежских преданиях-сагах карелы именуются народом kirjalar (кирьялы), а Древнерусское Государство – Гардарики («страна городов»). Для викингов наше государство начиналось с Кирьяларботнар – с «Карельских бухт» в Финском заливе Балтики, то есть, как и ныне, с района Выборга.

Письменные известия рисуют далеко не мирную жизнь в северном приграничье Древней Руси и на прилегающих к ней землях. Карелы были вовлечены в территориальные споры между северными народами. На это трудное время приходится становление карельской средневековой культуры, создание основного числа знаменитых эпических рун, впоследствии положенных Элиасом Лённротом в основу всемирно известного эпоса «Калевала».

Постоянная военная опасность сплачивала карелов. Она же заставляла их развивать те отрасли производства, которые помогали выживать и защищаться от врагов. Особенно преуспевало тогда кузнечное дело. Карельские кузнецы изготавливали и нужные в хозяйстве вещи (ножи, топоры, косы), и ковали оружие, не уступавшее изделиям опытных новгородских мастеров-оружейников. Лучшим видом железа считался уклад, близкий по качеству к стали, его использовали при ковке мечей и боевых ножей: на полосу-основу из уклада карельские кузнецы с двух сторон приваривали по полосе из более мягкого железа и оттого мечи и ножи становились самозатачивающимися.

Вхождение карелов в настоящий железный век своеобразно отразили народные руны «Калевалы». В эпосе «злое железо» противопоставляется «доброй кости», которая по времени бытования согласуется с порядками первобытно-общинного строя. Именно эти патриархальные порядки «Калевала» воспевала с большой любовью. А вот из железа выковываются мечи, которые в изобилии проливают кровь на полях сражений. Из текста рун заметно, что новое, опасное военное время авторам сказаний не очень и нравится.

Участие в обороне своей земли и в набегах на сопредельные земли повышало общественный статус опытных воинов. В удачных походах они добывали славу и богатство, что выделяло их из общей среды общинников. Ранее делами племени руководили валиты (старейшины). Религиозные обряды исполняли арбуи (жрецы). Теперь наряду с ними в карельском обществе появились куннингасы – предводители военно-промысловых отрядов. Вместе с валитами куннингасы принимали важнейшие решения, все больше и больше подчиняя своей власти рядовых общинников. В дальнейшем из этой верхушки сформировалась военно-феодальная знать средневековой корелы.

Вепсы. К востоку от карелов проживали вепсы. В древнерусских летописях они именовались народом “весь”. Как и корела, весь принадлежала к прибалтийско-финнской общности народов, являясь по языку одним из ближайших родственников карелов.

О веси упоминал еще в VI в. готский историк Йордан в книге «О происхождении и деяниях гетов» (геты или готы – северогерманский народ). Описывая завоевания готов, Йордан отметил, что их вождь Германарих «покорил много весьма воинственных северных племен… чудь в Аунксис, вас в Абронкас, мерю, мордву в Мещере». Упоминание Йорданом племени «вас» между чудью и мерей дает основание утверждать, что древние вепсы («вас») проживали у Свири и к югу от Онежского озера. Фраза о покорении северных народов недоказуема: в других письменных источниках и у археологов отсутствуют сведения о готах в северном крае и их власти над землями Севера. Скорее всего, прибалтийские готы-германцы просто знали о существовании живших далеко к северо-востоку от них северных соседях, а Йордан воспользовался каким-то текстом о купеческом торговом маршруте, проходившем  по северным землям.

Археологически весь выделялась особым типом подвесок в виде птиц и животных. Подвески закреплялись на поясе и предназначались для ношения ключей, ножей и других мелких и нужных в хозяйстве предметов. Известны языческие захоронения-курганы летописной веси с богатым погребальным инвентарем в юго-восточном Приладожье (к югу от нижнего течения Свири), на Олонецкой равнине, на Белоозере и на северном берегу Онежского озера. В первой древнерусской летописи «Повести временных лет» весь охарактеризована как неславянский оседлый народ, имевший свой город Белоозеро; древние вепсы обладали собственным укладом жизни, являлись язычниками и платили Руси дань.

Данные археологии свидетельствуют о начале социального расслоения в среде древневепсского общества. Племенные группы древних вепсов управлялись старейшинами и военными предводителями. Древневепсское общество было сходно по типу с древнекарельским. Как и древние карелы, весь встала на путь формирования феодальных отношений. Их развитию способствовала близость к политическим центрам Руси. Весь непосредственно участвовала в создании Древнерусского государства.

Участие прибалто-финнов в создании России. Древнерусские летописи прямо указывают, что весь и чудь участвовали в создании России. Россией уже в древности называлось Древнерусское государство (известное также как Киевская Русь или просто Русь). В 859 г. из северной Руси были изгнаны варяги-шведы. В изгнании их приняли участие славяне, чудь, весь и меря. Но освободившись от присутствия чужеземцев, они не нашли согласия между собой. Поэтому через три года, в 862 г. эти народы вновь объединились и призвали на княжение варяга Рюрика. Большинство историков видят в Рюрике известного по европейским письменным источникам конунга Рёрика из Ютландии (юг Дании). Он враждовал со шведскими викингами, чей отряд как раз и был изгнан из г. Ладоги в 859 г. Поэтому призвание датских варягов во главе с Рёриком следует признать продуманным, взвешенным внешнеполитическим шагом северорусской Ладожской конфедерации.

Еще через двадцать лет, в 882 г. преемник Рюрика конунг Олег со славянами, варягами, весью, чудью и мерей предпринял военный поход на юг и захватил Киев. В результате этого похода образовалось единое Древнерусское государство. Оно объединило земли вдоль знаменитого пути «из варяг в греки» – главной торговой трассы Руси. Россия сразу стала многонациональным государством, включив в свой состав несколько этносов.

Самые отдаленные северные земли нового государства Киев передал в управление варягам в качестве платы за верную службу. На севере варяги собирали дань для киевского князя, не забывая при этом и себя. Они контролировали земли карелов на Карельском перешейке и заняли вепсские земли бассейна Свири, где у них имелся укрепленный лагерь Алаборг на реке Сясь. Многие племенные вожди чуди, веси и, видимо, карелов, породнились с варягами. От этих межэтнических браков появилась новая группа знатных воинов – колбяги. Их упоминает древнерусский свод законов «Русская правда» (1015 г.). В нем положение варягов и колбягов приравнивалось к статусу привилегированных воинов из числа русской знати.

Постепенно, однако, роль варягов в управлении снижалась. Управление Севером перешло к славянскому Новгороду. Так, еще в X-XI в. в курганах Приладожья хоронили довольно много варяжских воинов и, видимо, колбягов. Данные захоронения носят яркие черты обряда похорон викингов: трупосожжение в лодье, черепа умерщвленных рабов вокруг останков покойника, дорогие мечи при умерших. Но в XIII в. такой ритуал языческих погребений перестал применяться.

Карелия вступала в новый период своей истории. Он характеризовался основательной хозяйственной колонизацией края сначала карелами и вепсами, а вслед за ними - и русскими.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить