Карельский язык Карелы и карельский язык


Карелы (karjalani) — один из коренных народов Северо-Запада России
Карельский язык относится к финно-угорской семье языков
Карелы и карельский язык: проблемы и перспективы
Русско-карельский словарь:  все диалекты и наречия в одном словаре
Карелы Карельской АССР (1983 год)

Карелы Карельской АССР Книга "Карелы Карельской АССР" (1983 год) представляет собой комплексное исследование. В нем рассмотрены проблемы истории карел, населяющих Карелию.

Карелы — один из коренных народов Северо-Запада Европейской части нашей страны. Наряду с общим самоназванием (этнонимом)— карьялани — диалектные группы карел сохраняют свои самоназвания: карел средней и северной Карелии называет себя карьялани (karjalani), приладожский и олонецкий карел — ливвикёй, ливгиляйне (livviköi, livgiläine), прионежский карел— лююдиляйне (lyydiläine).

Основная часть карел проживает на территории Республики Карелия. Значительные группы карел расселены в Тверской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской и ряде других областей. Небольшие группы карел проживают в Коми, Башкортостане, Татарстане, Чувашии, Дагестане, Якутии. За пределами России карелы есть на Украине, в Финляндии, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Молдове, Кыргызстане, Литве, Латвии и Эстонии.

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Наиболее близки к языку карел языки таких народов, как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. По мнению языковедов, из языка-основы (древнекарельского языка) возникли ижорский язык, восточно-финские диалекты финского языка. В карельском языке, прошедшем длительный путь исторического развития, имеются летто-литовские, или балтийские, германские, славянские заимствования.

Антропологически (по физическому облику) карелы относятся к европеоидным народам, к беломорско-балтийскому типу. Незначительная, но очень древняя монголоидная (лапоноидная) примесь заметна у северных карел.

По вероисповеданию карелы православные. Из летописных сведений известно, что в 1227 г. князь Ярослав Всеволодович «крести множество корел». Швеция, поддерживаемая папой Александром IV и рыцарями Ливонского ордена, безуспешно пыталась обратить карел в католичество. После раскола русской православной церкви в 1666 г. большинство карел продолжало придерживаться различных старообрядческих толков. Длительное сосуществование, взаимодействие православной веры, христианских канонов с дохристианскими верованиями привело к возникновению двоеверия, в котором дохристианские представления всегда занимали более видное место.

Проблема происхождения (этногенеза) карел пока еще не может считаться до конца разрешенной. Общепризнано, что ядром этнической территории, где проживали племена, объединенные этнонимом корела, и формировались предки современных карел, являлось северное и северо-западное побережье Ладожского озера.

Широко распространена точка зрения, что древние карелы сложились в XI—XII вв. на базе местного, западно-финского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения.

В новейшее время выдвинута гипотеза о формировании древних карел в более раннее время, в первой половине I тысячелетиящero на юге Карелии и юго-востоке Финляндии. Исторические, археологические, фольклорные и лингвистические данные показы-зают, что в XII в. корела уже выступала как самостоятельная национальная (этническая) общность с ярко выраженной материальной культурой, богатой фольклорно-эпической традицией. Соседями корелы были такие сложившиеся этнические образования как ижора, вепсы, водь, эсты, саамы, емь, новгородские словене. К XII в. летописная корела заселяла Карельский перешеек от северо-западных берегов Ладожского озера до северо-восточных берегов Финского залива и Приботнию.

По мнению большинства исследователей, современные карелы сформировались в процессе взаимодействия корелы и веси (предков современных вепсов). В этногенезе карел приняли участие и саамы (лопь русских летописей).

Упоминания о древних карелах встречаются во многих ранних исторических памятниках — русских летописях, скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. В русских летописях корела впервые упоминается в 1143 г. К этому времени территория корелы (Карельское Приладожье с близлежащими погостами Иломан-си, Саволакс, Яскис, Эврепяя) уже входила в состав Новгородской феодальной республики, а позднее, с 1478 г.— Русского централизованного государства.

С переходом от первобытно-общинных отношений к феодальным родовые и племенные связи постепенно разрушались, создавались предпосылки и условия для перехода от кровно-родственного объединения семей к их объединению на экономической основе, для сложения соседских или территориальных связей. XII—XIV вв. стали тем периодом этнической консолидации разрозненных племенных групп корелы, когда формировалась карельская культурная общность, черты и особенности которой в основном сохранились до настоящего столетия, а некоторые — вплоть до наших дней. Заметное влияние на развитие культуры карел оказала народная культура русских.

Тесные политические, экономические, культурные связи карел с русскими имеют более чем тысячелетнюю историю. Они склады-вались в многовековой борьбе с иноземными врагами: вместе с русскими карелы вели борьбу со шведами, участвовали в битвах Александра Невского против немецких рыцарей, отражали на-шествия польско-литовских наемников в XVII в. Вплоть до наших дней сохранились предания об успешных походах карел под предводительством крестьянина из деревни Большая Тикша Ивана Рокаччу против шведов в начале XVII в. Известно, что в эти же годы отряд Максима Рясянена из района Ребол и Лиексы совершал рейды против шведов в направлении Куопио. Социально-экономическое развитие карел и русских происходило в сходных природно-климатических условиях, в едином хозяйственно-культурном ареале, при разносторонних торговых связях, чаще всего добрососедских дружественных отношениях. Разносторонние контакты двух народов стимулировали рост производительных сил, способствовали зарождению и укреплению товарно-денежных отношений, развитию феодализма, а позднее и капитализма. В ходе исторических перемен древнейшие занятия (охота, рыболовство, собирательство) постепенно замещались новыми, производящими формами хозяйствования. С распространением пашенного земледелия в лесной полосе Европейской части СССР (начало II тысячелетия н. э.) хозяйство карел исторически формировалось как комплексное, новые виды деятельности сосуществовали с более ранними.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Как я провела лето
Валерия Григорьева: - Самым ярким событием этого лета стала наша поездка на Чёрное море. В начале августа я с мамой и сестрёнкой ...
Создание экономических основ карельской социалистической ...
«История не знает государства, — говорится в Постановлении ЦК КПСС о 60-й годовщине образования СССР, которое в кратчайшие сроки ...