Карельский язык Карелы и карельский язык


Карелы (karjalani) — один из коренных народов Северо-Запада России
Карельский язык относится к финно-угорской семье языков
Карелы и карельский язык: проблемы и перспективы
Русско-карельский словарь:  все диалекты и наречия в одном словаре
Карелы Карельской АССР (1983 год)

Карелы Карельской АССР Книга "Карелы Карельской АССР" (1983 год) представляет собой комплексное исследование. В нем рассмотрены проблемы истории карел, населяющих Карелию.

Карелы издревле занимались земледелием, животноводством, различными домашними промыслами и ремеслами.

Основным занятием карел всегда оставалось земледелие, где вплоть до начала XX в. господствовало трехполье с подсекой. Карелия считается классическим регионом подсечного земледелия. Подсеку обычно делали на возвышенных местах, поросших молодым лиственным или смешанным лесом, удаленных от деревни на 3—5—8 км. Вырубали лес и кустарник, который складывали в кучи. В мае — июне следующего года лес сжигали, участок расчищали от камней, складывая их у изгороди, которой огораживали поле. Пней не корчевали. В первый год на подсеке сеяли озимую рожь и ячмень, на второй — овес и репу. Участок использовали 2—3 года, а затем осваивали новый. Со второй половины XVIII в. трехполье стало уже преобладать, хотя подсечное земледелие еще сохранялось почти по всей территории Карелии.

Из злаковых культур, кроме ячменя, ржи и овса, в средней и южной Карелии сеяли пшеницу. Повсеместно выращивали репу, редьку, лук, горох. Капуста была известна только Олонецким карелам. Из технических культур повсеместно, кроме Крайнего Севера, выращивали лен-долгунец, коноплю. Картофель в Карелии стали культивировать только с 40-х годов XIX в.

Огородничество было развито слабо. В начале XX в. в южной Карелии, помимо лука и брюквы, стали сеять морковь, свеклу.

Бесподошвенная соха колового типа с почти прямой рассохой, удобная для работы на лесных и каменистых почвах, разные типы мотыг, борона-суковатка, серпы, изготавливаемые местными кузнецами, деревянный цеп для молотьбы, коса-горбуша — таковы несложные традиционные орудия труда карельского крестьянина. В начале XX в. в богатых хозяйствах появились первые железные плуги и бороны, с 30-х годов — косы-литовки.

Тяжелый, от зари до зари, терпеливый труд часто не вознаграждал усилий и ожиданий земледельца. На каждые десять лет приходилось 3—4 неурожайных года. Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, посетивший Карелию в конце XIX в., отмечал, что при самых благоприятных условиях среднезажиточный крестьянин обеспечивал семью хлебом только на 3—5 месяцев в год. Но в отдельные годы олонецкие карелы вывозили зерно на продажу. В голодные годы в хлеб добавляли сосновую кору, мох. К хлебу относились исключительно бережно.

Издревле карелы занимались и животноводством: держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, в южной и средней Карелии— свиней, в небольшом количестве кур.

В соответствии с народным мировоззрением, в целях сохранения и приумножения стада карелы соблюдали различные запреты, верили в приметы, обращались к заговорам. Например, повсеместно соблюдался обычай обрядового выгона скота в день Егория (23 апреля) — покровителя скота. По этому древнему обычаю хозяйка дома, часто дети с колоколом на шее трижды обходили дом и затем надевали колокол на шею коровы, что, якобы, оберегало скот от всего дурного. Поутру в день выгона хозяйка в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, давала им кусочек пресной лепешки, испеченной в великий четверг и произносила специальный заговор. Особым уважением и почетом пользовался пастух, знавший заговоры, обряды оберега, восходящие к глубокой древности. Праздники с жертвоприношениями животных (баранов, бычков, телок или овец) устраивались в июле — августе. Они, по верованиям карел, обеспечивали прирост скота, обильный урожай, отводили от общины угрозу засухи и эпидемий на животных.

Существенную роль в жизни карел играло и играет рыболовство. Рыболовные снасти можно подразделить на: удочки, переметы; ударные: остроги; черпальные: саки, волоковые: невода, дорожки; ставные: невода, мережи, мерды. В древности на реках устраивали «заборы», рыбу кололи острогой. Самое распространенное орудие лова — рыболовная сеть — имелась в каждой семье. Сети вязали из конопляных нитей. Ставными неводами ловили на артельных началах. Как правило, у каждой семьи имелось свое место лова. Многочисленные приметы, заклинания, обычаи и обряды, связанные с ловлей рыбы, основаны на ранних формах религии и дохристианских верованиях. Карелы считали, что первый весенний успешный лов обещает удачу в течение всего сезона, определяет время сева зерновых, обеспечит хороший урожай. Специально обрубаемому на тонях дереву приписывали некую магическую власть над местными водами. Карсикко посвящали св. Петру — одному из наиболее популярных святых — покровителю рыболовов. Повсеместно было принято задабривать водяного духа — хозяина, св. Петра, «приглашая» их на свежую уху. Щучью челюсть широко использовали в качестве оберега.

Добыча лесного зверя и дичи — одно из древней-ших занятий карел. С помощью собаки охотились на медведя, лису, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося. Мясо употребляли в свежем виде, шкуры шли на продажу, на изготовление одежды и обуви, их обменивали на различные товары, охотничье снаряжение. Для охоты прежде использовали стрелы с костяными и железными наконечниками, самодельные ружья-малопульки, различного рода приспособления и ловушки. Охотясь на медведя, лося, волка делали специальные ямы. На зверя ставили ружья-самострелы, капканы, кляпцы, на дичь — силки, петли, изготавливаемые из конского волоса. Охотничьи угодья, принадлежащие семье, передавались по наследству от поколения в поколение.

Дошедшие до наших дней различные поверья, приметы, обряды и заговоры связаны как с дохристианскими, так и христианскими верованиями. Особое место занимали представления о нечистой силе — лесовике, которого боялись и различными способами задабривали. Карелы поклонялись стихийным силам природы (ветру, дождю, граду, молнии), верили в очистительную силу огня, подчиняли жизненный цикл фазам луны.

Уже в раннее средневековье немалые доходы получали от бортничества. В договорной грамоте 1342 г. Новгорода с Ригой, Готским берегом и немецкими городами упоминается карельский воск.

К традиционным занятиям карел относится курение смолы и дегтя, которые помимо употребления в хозяйственных целях использовались в народной медицине, а также заготовка ивовой коры для кожевенного производства.

Со средних веков территория корелы по уровню развитости железоделательного производства выделялась среди подвластных Новгороду земель с более выраженным земледельческим и промысловым характером хозяйства. Известно, что к концу I тысячелетия н.э. основные орудия труда (топоры, стамески, сверла, долота, мотыги, серпы и т. д.), предметы бытового инвентаря (ножи, замки, ключи, сковородники, светцы для дер-жания лучины и т. п.), оружие (мечи, наконечники стрел) изготавливались из железа. Железо вырабатывали из местного сырья (болотных руд), выплавляемого в горнах и домашних печах-дымницах. Карелам была известна сварная технология, ковка, в том числе художественная, горновая пайка, обмеднение железных и стальных изделий, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра.

В течение многих столетий железоделательное производство оставалось традиционным занятием карельского крестьянства. Из исторических источников известно, что в XVI в. из Лопских погостов карельский уклад (железо, близкое по составу к стали), изделия кузнецов поступали на русские рынки, солеваренные промыслы Поморья. В XVI—XVII вв. погосты Карелии поставляли железо кузнецам Новгорода, Ярославля, Устюжны-Железнопольской, Ростова, Углича, Москвы. Расширение товарно-денежных отношений вовлекало Карелию в орбиту общероссийского рынка и во внешнюю торговлю.

В эпоху Петра I железоделательное производство в Карелии вступило в новый этап развития. На смену крестьянским промыслам, небольшим частным заводам пришли новые, более крупные и совершенные казенные металлургические заводы (Алексеевский, Повенецкий, Кончезерский). Осенью 1703 г. в устье реки Лососинки началось строительство самого крупного из них — Петровского завода. В 1773—1774 гг. возник Александровский пушечный завод, который долгое время был одним из основных и передовых по техническому уровню предприятий оборонной промышленности России. Сотни карел, издавна знакомых с традициями крестьянского железоделательного производства, работали кузнецами, мастеровыми, заготавливали лес, строили и ремонтировали заводские помещения, добывали и возили руду, занимались курением смолы, перевозкой готовых изделий. В XVIII в. начали действовать Тивдийский, Вохтозерский, Топорецкий, Тулмозерский и другие железоделательные заводы, представляющие собой раннюю стадию развития капиталистической мануфактуры. Четыре новых чугуноплавильных завода (Святнаволокский, Сеговецкий, Тулмозерский и Видлицкий) были построены в XIX в. различными акционерными обществами.

Карельский камень (гранит, мрамор) использовался при строительстве Исаакиевского собора, Мраморного дворца и многих других зданий Петербурга.

Основной доход карельский крестьянин получал на лесных промыслах, занимаясь рубкой, сплавом леса, заготовкой дров, работая на лесопильных заводах. Начало лесопильной промышленности связано с возникновением в первой половине XVIII в. в районе г. Олонца первых частных лесозаводов.

Довольно широкое распространение (с XVIII в.) получило отходничество. Карельские крестьяне, как правило, имеющие профессии (плотники, столяры, камнетесы, кузнецы, сапожники, лоцманы и т. д.), уходили на заработки далеко за пределы Карелии. Для северных карел большое значение имела нелегальная торговля вразнос (коробейничество), главным образом в Финляндии.

Характер природно-климатических условий, особенности исторического развития северных и южных районов Карелии, своеобразие форм хозяйственной деятельности, их сочетание способствовали формированию в карельской среде трех этнокультурных зон: южнокарельской, севернокарельской и переходной между ними — среднекарельской. В южнокарельских традиционных формах жизнедеятельности, материальной и духовной культуре более заметно воздействие русской народной культуры, в севернокарельской — заметнее финское и саамское влияние.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
0 # OCEANNN 24.04.2016 12:59
Спасибо большое за прекрасный материал! Как раз презентацию на эту тему делаю!
Ответить
 

Материалы о Карелии и не только

Одежда и обувь карел
Древнекарельский женский костюм состоял из длинной юбки, нередко окаймленной узорчатой тесьмой, льняной рубахи, отделанной тесьмой ...
Человеком 2011 года Республики Карелия стала мама четверых ма...
По традиции накануне Нового года в республике называют тех, кто внес особенно весомый вклад в развитие своего края. Глава Карелии ...