Карельский язык Карелы и карельский язык


Карелы (karjalani) — один из коренных народов Северо-Запада России
Карельский язык относится к финно-угорской семье языков
Карелы и карельский язык: проблемы и перспективы
Русско-карельский словарь:  все диалекты и наречия в одном словаре
Карелы Карельской АССР (1983 год)

Карелы Карельской АССР Книга "Карелы Карельской АССР" (1983 год) представляет собой комплексное исследование. В нем рассмотрены проблемы истории карел, населяющих Карелию.

Осуществить переход к социализму, сформировать общество однотипных по своей социальной природе дружественных классов и социальных групп — такая задача стояла перед Коммунистической партией и Советским правительством. Она была сложной и трудной. Народы России к началу 20-х гг. находились на различных уровнях социально-экономического развития. Экономику народностей, как правило, представляли сельскохозяйственные отрасли производства, развивавшиеся медленными темпами. Это отражалось в хозяйственном укладе, образе жизни, культуре народностей, степени их консолидации. В условиях мелкотовар-ного хозяйства, основанного на рутинной технике, локальных хозяйственных связях, традиционных занятиях, социальная структура села характеризовалась высокой степенью стабильности.

Эти черты были присущи и карельской народности. По данным переписи 1920 г., в селах и деревнях Карелии проживало 96,3% карел. Карельская деревня, как уже отмечалось, оставалась экономически слаборазвитой. Абсолютное большинство карел из поколения в поколение наследовали социальную принадлежность своих родителей. Их судьба была связана с традиционными сельским хозяйством и крестьянскими промыслами. На бедность профессиональной структуры существенное влияние оказывала слабость экономических связей с городом. Промышленных пред-приятий в местах расселения основных групп карел не было. Крестьянство оставалось классом мелких товаропроизводителей. Значительная часть его (около 40%) сочетала ведение сельского хозяйства с промыслами. Еще в каждой пятой крестьянской семье основным источником дохода оставались промыслы. Сохранялись низкий уровень профессиональной подготовки, массовая негра-мотность. Начальное образование имели единицы карел.

Промышленность была лишь в городах. Численность рабочего класса составляла несколько тысяч человек. Карельский рабочий класс и карельская интеллигенция вообще отсутствовали.

Целенаправленная деятельность Коммунистической партии и Советского государства по ликвидации социально-классовых различий между народами, формирование собственных кадров ра-бочих, национальной интеллигенции началось с первых дней установления Советской власти. Уже в конце восстановительного периода несколько расширилось вовлечение карел в промышлен-ное производство, наметились некоторые изменения в их социаль-ной структуре.

Коренные изменения произошли в классовой и социально-про-фессиональной структуре сельского населения. С укреплением социализма в деревне исчезли частные предприниматели и тор-говцы. Кулачество как класс в острой и непримиримой борьбе было ликвидировано. Коллективизация сельского хозяйства спо-собствовала формированию нового класса — колхозного крестьянства, однотипного с рабочим классом, опирающегося на коллективную собственность, коллективный труд и современную технику. В 1939 г. численность колхозного крестьянства и кооперированных кустарей в Карелии достигла 113,3 тыс. человек, что составляло почти 23,7% всего населения республики. Удельный вес этих категорий населения среди карел был несколько большим — примерно 51—52%.

С укреплением материальной базы и технической оснащенно-сти деревни социальная структура колхозного крестьянства под-вергалась существенным социальным изменениям. К концу 30-х гг в нем выделялись три основные социально-профессиональные группы.

Административно-управленческий персонал колхозов пред-ставляли специалисты высшего и среднего звена (зоотехники, агрономы, ветеринарные врачи, экономисты, фельдшера и т. д.), председатели колхозов, бригадиры, заведующие фермами. К 1941 г. в республике насчитывалось 450 агрономов, зоотехников и ветврачей с высшим и 440 со средним специальным образованием, из них 25—30% составляли карелы.

Группу квалифицированных работников физического труда, занятых на машинах и механизмах, представляли главным обра-зом две механизаторские профессии (тракторист и шофер). Рост производительных сил деревни, увеличение количества и расши-рение ассортимента поступающей в колхозы техники способство-вали профессионализации труда. Только за 1934—1936 гг. в сельское хозяйство республики было направлено около 6 тыс. работников, в том числе более 1500 механизаторов, преобла-дающая часть которых являлись уроженцами карельской деревни.

Хотя в сокращении сфер приложения неквалифицированного физического труда произошли определенные сдвиги, работники конно-ручного труда оставались наиболее многочисленной соци-альной группой деревни. По ориентировочным данным, в довоен-ный период примерно 80—85% всех карел, занятых в сельскохо-зяйственном производстве, относились к категории работников конно-ручного труда.

В 20-е гг. сформировался карельский отряд рабочего класса. Наиболее видную роль в этом сыграли развитие лесозаготови-тельной промышленности, а также создание промкомбинатов в сельской местности. Однако ввиду сезонного характера лесоза-готовок это были не кадровые (постоянные) рабочие, а крестьяне- сезонники. Промкомбинаты оставались небольшими предприятия-ми с ограниченным числом работников. Поэтому вплоть до конца 30-х гг. сельский отряд карельского рабочего класса был сравни-тельно немногочисленным.

Существенное значение в сложении карельского отряда рабочего класса имело развитие, прежде всего в городах, таких отраслей, как машиностроение, строительство, транспорт. Рекон-струкция старых предприятий и строительство новых объектов промышленности привели к увеличению численности рядов рабо-чего класса. Так, например, уже в 1926 г. общая численность постоянных рабочих по сравнению с дореволюционным временем возросла в 4,6 раза и составила 23,2 тыс. человек. Карел-рабочих насчитывалось около 5 тысяч . Это был поистине огромный сдвиг в социально-классовом развитии карельского народа.

Однако в социальной структуре карел и русских сохранялись значительные различия. Удельный вес рабочих среди карел был примерно вдвое меньшим. По уровню образования и профессио-нальной подготовки рабочие-карелы также уступали русским. В 1926 г. в возрасте 8 лет и старше неграмотными оставались 55,6% карел против 27,6% русских. Особенно заметными оставались диспропорции в соотношении работников умственного труда: из 14,1 тыс. служащих насчитывалось 10,7 тыс. русских (76,6%), а карел — около одной тысячи .

Последовательное претворение в жизнь гигантских по своим масштабам и социальным последствиям ленинских программ социалистической индустриализации, кооперирования крестьян-ства и культурной революции создали принципиально новые условия и возможности развития и совершенствования социальной структуры населения.

Одна из важнейших и характерных для всей страны, а для национальных окраин в особенности, тенденций изменения соци-альной структуры выражалась в быстром расширении рядов рабо-чего класса, и прежде всего численности промышленных рабочих. От 6,3 тыс. в 1926 г. к 12 тыс. в 1929 г. до 70 тыс. в 1940 г.— таков рост промышленных рабочих в Карелии . Успешное развитие ведущей сферы материального производства — машинной индуст-рии и особенно тяжелой промышленности — способствовало укреплению позиций рабочего класса как руководящей и организующей силы всех социальных слоев населения. Численность рабочего

класса Карелии увеличивалась быстрее, чем в целом по стране. За десять лет социалистической индустриализации (1928—1937 гг.) она возросла в 4,3 раза, в СССР — в 2,5 раза . Увеличение численности рабочего класса Карелии, в том числе карел, отражало общую закономерность социалистического строительства — превращение рабочего класса из преимущественно русского в многонациональный.

Ускоренные темпы роста численности рабочих-карел, повыше-ние удельного веса рабочего класса в занятом населении показы-вают, что в ходе индустриализации происходило выравнивание уровня социального развития Карелии с более развитыми респуб-ликами страны. Этот процесс особенно ощущался в тех отраслях производства, которые к концу 30-х гг. стали определять инду-стриальный облик края. Сравнение социально-профессиональных групп работников фабрично-заводской промышленности убеждает, что соотношение рабочих и служащих у карел и русских было примерно одинаковым. Правда, инженерно-технических работников среди русских было в 4 раза больше, чем среди карел. Удельный вес карел со средним специальным и высшим техническим образованием еще оставался невысоким.

Быстро увеличивалась общая численность населения Карелии: с 1920 г. по 1939 г. она возросла с 221 тыс. до 469 тыс. человек. С середины 20-х гг. основным источником, обеспечивающим при-рост трудовых ресурсов края, стала миграция населения из дру-гих областей и республик: она давала около 70% общего при-роста. Уже к началу 30-х гг. почти каждый третий житель респуб-лики был приезжим. С активизацией миграционных процессов произошло резкое изменение национального состава населения Карелии. И в городах, и в сельской местности формирование и дальнейшее развитие рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции стало происходить на многонациональной основе.. Почти в каждом звене, производственной бригаде, цехе, на пред-приятии и в учреждении бок о бок трудились и усваивали произ-водственные навыки люди разных национальностей. Существенна ускорялся процесс формирования и технического обучения кад-ров, укреплялись межнациональное единство, дружба народов. Это является убедительным свидетельством того, какой значи-тельный вклад внесли трудящиеся различных национальностей страны в строительство социализма в Карелии.

Подъем экономики, прежде всего промышленности, наиболее сильно отразился на росте населения городов. Если за довоенный период (1917—1939 гг.) численность городского населения увели-чилась в 5,5 раза, то сельского — лишь в 1,6 раза. В 1939 г. в городах республики проживало 32% всего населения против. 13% в 1917 г.

Ускоренными темпами происходила урбанизация карел. По сравнению с дореволюционным периодом их численность в горо-дах республики увеличилась примерно в 10 раз, что значительно ускоряло формирование национального отряда рабочего класса.

Процесс быстрого роста занятого населения был тесно связан с привлечением к общественной трудовой деятельности женщин. Преобразование условий быта (организация яслей, детских садов, предприятий общественного питания и т. д.), рост общеобразова-тельного и культурного уровня позволили привлечь десятки тысяч женщин в различные отрасли промышленности, сферу просвеще-ния, здравоохранения, в органы государственного управления и т. д.

Одна из характерных черт второй и третьей пятилеток — зна-чительные качественные изменения, происходившие внутри само-го рабочего класса: повышение квалификационного уровня, рост удельного веса профессий, требующих специальных технических знаний и подготовки, расширение номенклатуры специальностей в соответствии с потребностями производства, формирование новых социально-профессиональных групп. Социальная структура рабочего класса становилась более сложной и многообразной.

Важную роль в профессионализации, массовом формировании квалифицированных рабочих кадров для промышленности и сель-ского хозяйства сыграла система трудовых резервов. Накануне Великой Отечественной войны профессиональные учебные заведения республики готовили кадры по 47 рабочим специальностям.

Основным источником формирования рабочего класса и интел-лигенции стало сельское население, что способствовало укрепле-нию межклассовых связей, становлению социально-классовой общности. Возросшие возможности приобщения карел к производ-ственной и общественной жизни промышленных коллективов, сложным и разнообразным видам умственной деятельности нашли свое отражение в динамике социальной структуры: за две последние предвоенные пятилетки удельный вес рабочих и слу-жащих среди карел поднялся примерно с 15 до 45%.

Формирование национального отряда рабочего класса к концу довоенного периода в основном завершилось. Карелы, не имевшие прежде собственных кадров рабочих и инженерно-технических работников, по уровню профессионализации, удельному весу рабочих в социальной структуре существенно выравнялись с более развитыми народами. Доля рабочего класса и служащих среди карел была к концу 30-х гг. примерно такой же, как у рус-ских, украинцев и белорусов в пределах своих республик .

Одна из существенных тенденций изменения социальной струк-туры — опережающие темпы роста численности интеллигенции даже в сравнении с рабочим классом. Последовательная модерни-зация общественного производства, ввод в действие новых мощ-ностей, машин, механизмов в условиях успешного осуществления программы культурной революции резко увеличивали потребность в работниках умственного труда и удельный вес их. В предвоенные годы их общая численность в республике поднялась до 59,7 тыс. человек. По доле работников умственного труда Карелия стала опережать общесоюзные показатели (соответственно 24,3% и 17,5%)

Самый многочисленный отряд интеллигенции сформировался в фабрично-заводской промышленности (7,4 тыс. человек). Разви-тие этой отрасли обеспечивало наиболее благоприятные условия для формирования инженерно-технических кадров.

Хотя абсолютная численность карел в составе ИТР фабрично-заводской промышленности, представляющих самый многочисленный отряд технической интеллигенции, постоянно росла, однако не эта отрасль общественного производства играла решающую роль в формировании национальной интеллигенции в целом и инженерно-технических кадров в частности. В отраслях промышленного производства, особенно в городах, прослойка карел все же оставалась небольшой.

Особенность формирования кадров карельской интеллигенции заключалась в том, что с первых дней установления Советской власти карелы стали широко привлекаться на государственную, партийную, хозяйственную работу. Это существенно сказывалось на повышении их политической активности, стимулировало сложение национальных административно-управленческих кадров. Вместе с представителями других национальностей, и прежде всего русскими, они вынесли все тяготы работы по восстановлению хозяйства, индустриализации, кооперированию крестьянства, осуществлению культурной революции. Преобладающая их часть сочетала выполнение трудовых обязанностей с учебой в школах, на рабфаках, вечерних и заочных отделениях техникумов, вузов, на специально организованных курсах. Практика подготовки, воспитания и укрепления национальных управленческих кадров продолжалась и в последующие годы: к концу 30-х гг. карелы составляли примерно половину всех партийных, советских и хозяйственных кадров республики. Видными партийными, советскими и хозяйственными руководителями зарекомендовали себя карелы: Воронин В. Е., Денисов 3. В., Журавлев П. И., Николь

ский М. Н., Пепитаев П. П., Петров И. С., Семенов М. Е., Сонников И. П. Титов И. Е., Хрисанфов Н. В. Ющиев Н. А. и многие другие.

Сеть средних специальных и высших учебных заведений, созданная в стране на основе декретов Совнаркома, принятых в 1917—1918 гг., определила путь дальнейшего развития народ-ного образования: был расширен прием в техникумы и вузы рабочих и крестьян. Пролетаризация студенчества, предоставление карелам льготных условий приема сыграли большую роль в формировании карельской интеллигенции.

Уже к концу 30-х гг. в составе интеллигенции Карелии учителя стали одним из самых представительных и массовых отрядов. С 1923 г. по 1940 г. численность этой категории работников умственного труда возросла в 20 раз и составила 10,1 тыс. чело-век. Примерно половина учителей — карелы. В числе первых про-водников знаний и коммунистической идеологии в народ были учителя: Гаппоев Н. А., позднее член Карельского обкома партии, делегат XIII и XVII съездов партии; Беляев И. С., ставший мини-стром просвещения, а потом председателем Совета Министров Карельской АССР; Яковлев И. С., затем кандидат исторических наук, в 50-е гг. ректор Петрозаводского университета; энтузиаст народного образования заслуженный учитель школы Карельской АССР Пирхонен М. И.

Среди интеллигенции заметную роль играли работники куль-турно-просветительных учреждений. К довоенному периоду отно-сится возникновение художественно-творческой интеллигенции (писателей, художников, артистов), с деятельностью которых тесно связано формирование и развитие профессиональных форм национальной культуры.

Таким образом, к концу 30-х гг. сформировалась качественно новая, монолитная по своей социальной основе социально-классо-вая структура карельской социалистической народности, состояв-шая из рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Ее формирование происходило при непосредственном участии в этом процессе представителей различных национальностей, особенно русских, активно содействовавших развитию экономики края, ликвидации фактического неравенства народов. Укрепление идейно-политического единства классов и социальных групп развивалось в непосредственной связи с упрочением межнационального единства. Важную роль в формировании социальной структуры, ее развитии сыграло осуществление задач культурной революции.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

На экскурсию в этнокультурный центр Пряжинского района
30 января мы с классным руководителем Л.В. Ефремовой после уроков отправились на экскурсию в этнокультурный центр Пряжинского ...
Форель озерная
Озерная форель, подобно лососю, ведет свое происхождение от проходных форм этого вида, а именно от балтийскоморской форели — ...