Карельский язык Карелы и карельский язык


Карелы (karjalani) — один из коренных народов Северо-Запада России
Карельский язык относится к финно-угорской семье языков
Карелы и карельский язык: проблемы и перспективы
Русско-карельский словарь:  все диалекты и наречия в одном словаре
Карелы Карельской АССР (1983 год)

Карелы Карельской АССР Книга "Карелы Карельской АССР" (1983 год) представляет собой комплексное исследование. В нем рассмотрены проблемы истории карел, населяющих Карелию.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции во всей стране в широких масштабах стала претворяться в жизнь обширная программа культурных преобразований как составная часть ленинского плана построения социализма в СССР. Перед Советской властью стояла поистине грандиозная задача — создать подлинно народную культуру, превратить ее в реальное достояние трудящихся на основе передовой социалистической идеологии и научного мировоззрения.

Решить эту задачу было чрезвычайно сложно. В. И. Ленин писал: «...для нас эта культурная революция представляет неимо-верные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы без-грамотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база») .

Еще большие трудности на пути культурных преобразований пришлось преодолеть трудящимся Карелии, особенно

В начале XX в. абсолютное большинство карел (почти 90%) оставались неграмотными. Наличие множества мелких деревень, их разбросанность, отдаленность друг от друга серьезно препят-ствовали распространению грамоты. В местностях с карельским населением особенно остро ощущался недостаток школ. В услови-ях гражданской войны и иностранной интервенции осуществлять культурные преобразования было практически невозможно. Территория расселения основных диалектных групп карел длительное время оставалась ареной военных действий. Многие школы, особенно в пограничных районах, оказались сожжены, разгромлены. Повсеместно школа испытывала огромные трудности из-за недостатка помещений, учебных пособий, школьных принадлежностей. Остро стояла проблема кадров. О тяжелых условиях работы в 1920/21 учебном году школьный отдел Карельской Трудовой Коммуны сообщал следующее: «...один карандаш и пять перьев приходится на 150 учащихся». Как правило, чернила делали из озими и сажи, бумагу заменяли обрывки газет, вместо грифеля

В числе первоочередных задач молодой Советской республики стояла ликвидация массовой неграмотности. Эту работу, особенно среди взрослого населения, проводили на местах отделения Всесоюзного добровольного общества «Долой неграмотность». На борьбу с неграмотностью партийные и советские органы мобилизовали все силы и материальные средства. Повсеместно велось широкое разъяснение целей и задач всесоюзного культпохода против неграмотности. По инициативе комсомольских организаций республики на нужды ликбеза был организован сбор средств, проводились субботники. Ленинградское отделение Госиздата направило в Карелию более 26 тыс. учебников. Обучение неграмотных вели преподаватели русского педагогического техникума, учителя, советские и партийные работники, комсомольцы, демобилизованные красноармейцы, учащиеся старших классов. По инициативе самих трудящихся в городах и в сельской местности возникали школы грамотности для взрослых. В 1924 г. в республике действовало 235 пунктов ликвидации неграмотности, на которых только в 1924—1925 гг. обучалось более 6 тыс. рабочих и крестьян. Лик-видация неграмотности, как и борьба за перестройку всей системы народного образования, решалась на национальных окраинах как общегосударственная, интернациональная задача.

Кропотливая повседневная работа благотворно сказалась на росте грамотности. К 1926 г. по сравнению с дореволюционным временем, удельный вес грамотного населения в Карелии увели-чился в 2,6, а среди карел в 3 раза.

В последующие годы республика наращивала темпы ликвида-ции неграмотности. Причем прирост грамотного населения среди карел происходил быстрее, чем в целом по республике. С 1926 г. по 1933 г. доля грамотных среди русских возросла на 24%, среди карел — на 59% К 1939 г. неграмотность в Карелии была в ос-новном ликвидирована. Это был серьезный успех в осуществлении задач культурного строительства.

Движение за всеобщую грамотность находилось в неразрывной связи с развитием и укреплением школьного образования. Совет-ская власть создала принципиально новую систему образования, при которой школа должна быть «проводником идейного, органи-зационного, воспитательного влияния пролетариата на полупро-летарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм» . Советская школа опиралась на принцип полного равенства всех национальностей, провозглашалась общенародной, доступной для всех рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. Расходы по обучению детей, выплату различного вида пособий взяло на себя государство. Все народы получили право обучения на родном языке.

Демократизация школьного образования открыла для карельского народа неограниченные возможности и благоприятные пер-спективы культурного развития. Все население республики приня-ло живейшее участие в развитии новой школы. Усиленными темпами велась подготовка учительских кадров. Расходы на на-родное образование постоянно росли. Уже к концу 20-х гг. были сделаны решительные шаги в ликвидации диспропорций в грамот-ности мужчин и женщин, городского и сельского населения, что отражало новые тенденции культурного развития — распространение культуры вширь.

Коренным образом изменялась судьба молодого поколения карел. Уже к 1926 г. около 70% карел-мужчин в возрасте до 30 лет стали грамотными. Женщины, получив равную с мужчинами возможность учиться, успешно реализовали свое право на об-разование. Среди тех, кто пришел учиться в годы Советской вла-сти (возрастная группа 10—19 лет), удельный вес грамотных горожан составил почти 80%, сельского населения — примерно половину. В 1928 г. в школе обучалось 76,3% всех карельских детей.

Широко развернулось школьное строительство. Если в 1927/28 учебном году в Карелии действовала 431 школа с 22,7 тыс. учащихся, то накануне Великой Отечественной войны в 746 общеобразовательных школах обучалось 91,4 тыс. учащихся.

Изменилась структура школ. В дореволюционной Карелии насчитывалось только 6 семилетних и 4 средних школы с 1,7 тыс. учащихся, в 1940/41 учебном году — соответственно 151 и 58 школ с общим числом обучающихся 63,6 тысячи. В средних школах стало учиться столько же детей, сколько и. в семилетних. Численность учащихся в неполных средних школах к концу 30-х гг. (по сравнению с дореволюционным временем) возросла в городах в 92, в деревнях и селах в 200 раз. Это способствовало существенному выравниванию уровня образования городского и сельского населения. В сельской местности доля обучающихся в 5—10-х классах стала почти такой же, как и в городских шко-

Впервые в истории сельское население, и прежде всего карелы, получили возможность учиться не только элементарной грамоте. Школа открыла для них дорогу в средние и высшие учеб-

До революции в Олонецкой губернии действовало три профес-сионально-технических училища (379 учащихся). Только одно из них готовило кадры непосредственно для нужд промышленности. Детей карел среди учащихся не было. В первый год первой пяти-летки в 6 профессиональных училищах и 5 техникумах обучалось 800 человек, около 40% из них приходилось на долю карел. Каж-дый четвертый дипломированный специалист получал индустри-альный профиль специализации. Через десять лет, накануне Вели-кой Отечественной войны, в 23 ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения осваивали 47 различных специ-

Важную роль в повышении культурного уровня карельского народа, профессионализации кадров сыграло развитие среднего специального и высшего образования. Уже в восстановительный период в Петрозаводске были открыты механический (1921 г.), промышленно-экономический (1922 г.) и лесной (1924 г.) техни-кумы. С началом социалистической индустриализации профессио-нализация приобрела еще более широкий размах: в 1929 г. открылся медицинский, в 1930 — сельскохозяйственный и желез-нодорожный, в 1931 — автодорожный, в 1932 — строительный техникумы. Национальные педагогические кадры для начальной школы стал готовить открытый в Ухте в 1930 г. педагогический

Стимулируя развитие среднего специального образования на национальных окраинах, государство предоставляло детям карел целый ряд льгот: бронировало места в техникумах, открывало для них специальные подготовительные отделения при учебных заве-дениях в центре и на местах. Ленинская национальная политика обеспечивала активное привлечение коренных национальностей к социалистическому экономическому и культурному развитию

Карельская АССР: 60 лет. Петрозаводск, 1980, с. 103, 105.

края: большинство учащихся подготовительных отделений при техникумах республики составляли карелы.

Неоценимую братскую помощь в подготовке специалистов средней и высшей квалификации оказали многие республики и города страны, особенно Ленинград и Москва: в 1932/33 учебном году посланцы Карелии обучались в 40 ленинградских и 8 московских вузах. Поток учащихся, направляемых из Карелии на учебу в средние специальные и высшие учебные заведения, рос из года в год. Только с 1928 г. по 1936 г. их число увеличилось в 4 раза. В вузах СССР в 1938 г. училось около тысячи посланцев Карелии, из них примерно 40% составляли карелы.

Из самых различных уголков нашей страны в Карелию при-бывали тысячи специалистов: среди работников со средним специальным образованием на их долю приходилось 25—30%, а кадров высшей квалификации — около 80%. Таковы реальные результаты бескорыстной братской помощи, оказанной народами СССР карелам и всем трудящимся республики в осуществлении общих задач социалистического строительства.

Свидетельством неизмеримо возросшего общекультурного потенциала республики и карельского народа явилось открытие 6 ноября 1931 г. Педагогического института — первого высшего учебного заведения в Карелии. В целях ускоренной подготовки высококвалифицированных специалистов при педагогическом ин-ституте стал действовать учительский институт. 7 октября 1940 г. состоялось торжественное открытие Карело-Финского (ныне Петрозаводского) государственного университета. За короткий исторический период от первоочередных задач культурной рево-люции— научиться читать и писать — карельский народ сделал подлинно гигантский шаг к вершинам знаний: подготовку кадров национальной интеллигенции стали вести собственные техникумы и вузы.

К концу 30-х гг. высшее, неполное высшее и среднее образова-ние (включая неполное среднее) на каждую тысячу населения республики имели 132 человека, что значительно превышало общесоюзный показатель (100 чел.). В различных отраслях на-родного хозяйства республики насчитывалось 3,6 тыс. работников с высшим и 4,9 тыс. со средним специальным образованием. Раз-витие сети высших и средних специальных учебных заведений в Карелии, помощь других братских республик в подготовке высо-коквалифицированных кадров способствовали сложению подлин-но народной национальной интеллигенции — выходцев главным образом из среды крестьян.

За годы Советской власти коренным образом изменилась ма-териальная база культуры. Создание сети культурно-просвети-тельных учреждений (библиотек, изб-читален) позволило широко развернуть политико-культурное просвещение трудящихся.

Почти в каждой деревне имелась библиотека. К концу 30-х гг. к услугам многочисленной и постоянно возрастающей массы читателей в 379 библиотеках имелось 1139 тыс. книг. Жители ка-рельской деревни получили такую же возможность читать, как и городское население. На каждую тысячу населения республики приходилось примерно 2,4 тыс. экземпляров книг.

Всенародное признание получила пресса — последовательный проводник марксистско-ленинской идеологии и активный пропа-гандист культуры. Первым, органом советской печати в Карелии была газета «Известия Олонецкого губернского Совета», переиме-нованная в 1919 г .в «Олонецкую коммуну». С 1920 г. на финском языке стала издаваться газета «Karjalan kommuuni» («Карельская коммуна»). В 1919 г. начали выходить газеты в уездных центрах — Олонце, Пудоже, Повенце. Губернский отдел народного образования издавал журналы «Известия Олонецкого губернского совета народного образования», «Народное образование Олонецкой губернии», «В поисках новых путей к просвещению», пособия для школ. Массовыми тиражами были изданы Программа и Устав партии, Конституция РСФСР, многие произведения

В. И. Ленина. Распространялись газеты «Правда», «Известия», «Беднота», «Красная газета». В 1938—1940 гг. на карельском языке выходили газета «Советская Карелия» и журнал «Карелия».

Газеты сыграли важную роль в развитии литературы Карелии, популяризации культурного наследия народов республики. На страницах газет («Карельская коммуна», «Красная Карелия», «Коммуна» и др.) регулярно печатались стихи, рассказы, очерки, а также произведения народного устно-поэтического творчества карел, финнов, русских. В периодической печати появилась руб-рика «Уголок пролетарской поэзии». На конференциях и совеща-ниях рабселькоров обсуждались вопросы активизации литератур-ной деятельности, организации творческих вечеров рабочих и журналистов и т. д. К концу 30-х гг. в республике издавалось 47 газет (без многотиражек предприятий и ведомств) общим тиражом 23 млн. экземпляров в год.

Выпуск первых газет, журналов, книг знаменовал рождение подлинно народной печати. Массовыми тиражами в республике стала издаваться общественно-политическая, художественная, техническая, сельскохозяйственная, детская литература. На стра-ницах журналов, издававшихся в республике на карельском («Ка-релия»), русском («Карелия», альманах «Начало») и финском («Soihtu» — «Факел», «Punakantele» — «Красное кантеле», «Rin- tama» — «Фронт») языках, широко освещались трудовые и ратные подвиги советских людей, публиковались произведения устно-поэтического творчества.

В довоенные годы население республики познакомилось с та-ким средством массового общения, распространения информации и ценностей духовной культуры, как кино. В 1940 г. в Карелии действовало 361 клубное учреждение с 173 киноустановками. Героической борьбе трудящихся северного края в годы граждан-ской войны посвящена картина «За Советскую Родину», снятая в 1935 г. коллективом киностудии «Ленфильм» по мотивам повести Г Фиша «Падение Кимасозера».

Важную роль в духовном обогащении карел, воспитании их эстетических вкусов сыграло развитие художественной самодея-тельности. Художественная самодеятельность стала участком подлинно созидательной деятельности карел в сфере культуры. Оценивая роль и место художественной самодеятельности во всестороннем развитии личности, Л. И. Брежнев отмечал: «Социализм не только открыл трудящимся массам широкий доступ к духовным ценностям, но и сделал их непосредственными творцами культуры... Художественное творчество народа — одна из характерных черт нашей советской действительности, нашей жизни»1. Коллективы художественной самодеятельности возникали повсеместно и стали активными пропагандистами культурных достижений. В 1933 г. Дом самодеятельного искусства объединял 389 кружков, 200 из которых являлись национальными. В 1941 г. в республике работало около 800 различных кружков.

Под влиянием новых условий, нового общественного строя вовлечение в культурный поток трудящихся неуклонно ширилось. Культурно-просветительская работа превратилась в одну из важ-нейших сфер государственной деятельности, политики и воспита-ния. Общедоступность культурного творчества придала культур-ной деятельности небывалый размах. Богатая поэтическая тради-ция карельского народа из сферы быта была перенесена на сцену, стала достоянием радио. Большую роль в популяризации богатых россыпей устно-поэтического творчества карел сыграли на-родные хоры, особенно Петровский, Сегозерский, Олонецкий, Ведлозерский, Калевальский. Районные и республиканские слеты и конкурсы народных хоров, декады искусства способствовали широкому распространению произведений народного творчества. Песни, исполненные отдельными хорами и характеризующие традиции данного региона, данной диалектной группы карел, стали известны всей республике.

Неизменной популярностью слушателей пользовались карель-ские лирические песни «Красная девица, белолицая девица», «Мать меня растила», баллады «Плачет девушка», «Нас было три сестры», свадебные величальные «Летел орел с востока», «Мир ждал нового месяца», частушки, ёйги. Концертные программы хоров украшали русские народные песни, издавна бытовавшие в среде карел: «Во поле березонька стояла», «Ревела буря, дождь шумел», «Вот мчится тройка почтовая», «Из-за острова на стрежень». Народные хоры стали активными пропагандистами песен нового времени, воспевающих ратные и трудовые подвиги советских людей. Такие песни, как «Мы — кузнецы», «А ну-ка, девушки», «Дан приказ ему на запад», «Тачанка», пополнили репертуары хоров.

В золотой фонд национальной культуры вошли созданные ка

рельскими сказителями на основе традиций песни нового времени, былины, сказы, проникнутые идеалами социализма. На смену безысходной судьбе, характерной для карельских причитаний, приходит уверенность в светлом будущем. В сказах о Ленине, жизнь и борьба которого неразрывно связаны с интересами трудящихся, выражается народная любовь к вождю революции:

Образ твой, Ильич, образ сокола,

Мы в сердцах храним,

В сердце каждом ты.

Мечта карел о чудо-мельнице Сампо, источнике счастья и про-цветания народа, воплотилась в жизнь. Мечта, ставшая реаль-ностью, была завоевана в трудных испытаниях. Легендарная Красная Армия, герои гражданской войны — Чапаев, Тойво Ан- гикайнен, преданность Родине, светлая жизнь советского народа — все это нашло свое воплощение в многочисленных песнях новой эпохи. Современная художественная традиция, насыщенная интонациями карельского фольклора, приобретала новое звучание. В современных песнях сохранялась оригинальность ка-рельских напевов, их мелодическая свежесть.

На почве национальных традиций, активного художественного творчества в годы Советской власти возникли, крепли и развива-лись разнообразные формы профессионального искусства. При-стальное внимание профессиональных деятелей культуры начина-ет привлекать хоровая культура карел. Многие народные песни подверглись музыкальной обработке. Их часто включали в репертуар профессиональных хоров, передавали по радио. Активное участие известных карельских сказительниц М. Ремшу,

А. Никифоровой, А. Ватчиевой, М. Хотеевой и других в работе писательской организации, конференциях мастеров народного творчества оказали плодотворное влияние на становление карель-ской литературы.

Новая культура, национальная по форме и социалистическая по содержанию, впитывала в себя демократические элементы, идеи межнационального сотрудничества. Общее, интернациональ-ное в культуре стало неотъемлемой составной частью всего духовного богатства карельского народа. Это было закономерным отражением интернационализации общественной жизни, тесного и разностороннего общения карел с другими народами, и прежде всего с русским. В новых социально-культурных условиях другие народы проявляли заинтересованность в развитии и приумноже-нии культурного богатства карел. Деятели русской и других брат-ских культур, осваивая богатое культурное наследие карельского народа, приняли активное участие в становлении самых различ-ных форм профессионального искусства, подготовке кадров, популяризации традиционной народной культуры карел.

Особенно тесные связи поддерживала республика с Ленингра-дом. Творческие коллективы этого города оказывали всемерную поддержку в организации и проведении многочисленных культур-но-агитационных мероприятий, знакомили трудящихся Карелии с традициями русской народной культуры, различными формами профессионального искусства русских и народов зарубежной

Во время гастрольных поездок профессиональные певцы и му-зыканты знакомили карельского слушателя с русскими народными песнями, музыкой П. И. Чайковского, А. Адана, Р. Глиэра, Ш. Гуно, операми Д. Верди, Д. Россини. Любовь и художественный вкус к музыкальному искусству прививали ленинградцы. С именами ленинградских композиторов Б. В. Асафьева, Ю. А. Шапорина, Л. Я. Теплицкого связано развитие музыкального образования и национального музыкального творчества, берущего начало в героических, бытовых, свадебных песнях, рунах, пастушьих наигрышах, танцевальных мелодиях, частуш-

В развитии национального профессионального искусства карел особое место принадлежит русскому поэту, композитору и музыкально-общественному деятелю В, П, Гудкову, хорошо знавшему карельский язык. Благодаря его усилиям самобытный народный инструмент кантеле подвергся реконструкции и усовершенствованию и в Карелии был создан единственный в нашей стране ансамбль кантелистов. Ансамбль стал активным пропагандистом богатой песенной, музыкальной и танцевальной традиционной культуры карел, вепсов, финнов, русских, а также песен, рожденных революцией и социалистическим строительством. Ансамбль участвовал во Всесоюзном радиофестивале, организованном в 1936 г. Всесоюзным радиокомитетом. С именем В. П. Гудкова связано и создание Ведлозерского народного хора. Виктор Пантелеймонович опубликовал несколько сборников стихов, сделал много обра-боток карельских песен. За заслуги в развитии национального музыкального искусства ему присвоено почетное звание заслу-

Развитие профессионального музыкального творчества Каре-лии тесно связано с деятельностью советских композиторов-фин- нов Л. К. Иоусинена и К. Э. Раутио, творчески осваивавших бога-тые традиции карельской культуры. В многочисленных песнях, сюите «Карельская свадьба», «Третьей сюите», музыкальных про-граммах симфонического оркестра, инструментальных пьесах, му-зыке к спектаклям, созданных К. Э. Раутио, удачно сочетаются мелодии обновленной земли с традиционным народным песенным

Создание симфонического оркестра (в 1933 г.), открытие в Петрозаводске Карельского театра народного творчества (1936 г.), университета музыкальной культуры (1936 г.), респуб-ликанского ансамбля народного творчества (1936 г.), организация Карельской государственной филармонии, Союза композиторов (1937 г.) наглядно свидетельствовали о неизмеримо возросшем общекультурном уровне карел и всех других народов, проживаю-

Общий культурный подъем 30-х гг. не мог не отразиться и на развитии изобразительного искусства республики. Здесь тоже чувствовалось сильное влияние мастеров Ленинграда. С их по-мощью в 1934 г. был создан Союз художников Карелии. Сложив-шиеся уже к этому времени профессионалы В. Н. Попов и А. П. Кацеблин оказали большое влияние на творческий рост на-циональных художественных кадров. Красочная природа север-ного края, думы и дела тружеников карельских лесов нашли отражение в полотнах В. Н. Попова «Водопад Гирвас», «Осень в Карелии», «Механизированная лесовывозка» и А. Кацеблина «Беломорканал», «Кондопожская ГЭС» и др.

В годы Советской власти зародилось театральное профессио-нальное творчество.

Первый советский театр Карелии — Народный театр драмы, открытый в Петрозаводске 5 июня 1918 г., ставил лучшие произве-дения русской и советской классической драматургии, знакомил трудящихся республики с героями Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, М. Горького, К. Тренева, Вс. Иванова. На сценах театра ставились пьесы зарубежных авторов (Г Ибсена, Ф. Шиллера и др.).. Театр стал активным участником социалистического строительства.

В 20-е гг. началась подготовка художественно-творческих кад-ров национальной интеллигенции. Талантливая карельская моло-дежь направлялась на учебу в Ленинградскую художественную студию. Наличие актерских сил дало возможность открыть в мае 1932 г. Государственный финский драматический театр, в коллек-тиве которого в творческом содружестве работали карелы и фин-ны. Развитие театрального искусства тесно связано с именами финнов Р Нюстрема (Руско) и Э. Котсалайнена — основателей и руководителей театра, оказавших большое влияние на формиро-вание артистических кадров из коренной национальности (Д. Карпова, М. Любовин, С. Бочарникова).

На основе коллективов художественной самодеятельности в различных уголках республики рождались народные театры. В 1933 г. был создан Кемский театр рабочей молодежи, стали работать народные театры в Ухтинском и Олонецком районах. В Кондопоге, Сегеже действовали передвижные драматические театры. В 30-е гг. возникли театр музыкальной комедии в Мед-вежьегорске и кукольный театр в Петрозаводске.

В молодой советской литературе 20-х — 30-х гг. социа-листические принципы утверждались в своей интернациональной сущности. Становление и развитие литературы Карелии происхо-дило при участии писателей разных национальностей: русских, карел, финнов. Поэтому с самого зарождения в ней вычленились русская, финская и карельская ветви.

Карельская литература сложилась в советскую эпоху. Типоло-гически она относится к младописьменным литературам, сформи-ровавшимся в русле развитых литератур и прошедшим ускорен-ный путь развития от фольклора к социалистическому реализму.

Обладая богатейшими фольклорными традициями, карелы к мо-менту зарождения национальной литературы не имели своего литературного языка. Поэтому часть писателей-карел приобща-лась к литературе через русский язык, в то время как другая часть осваивала на своей национальной почве финский литературный язык. Определяющую роль в том, что основная часть писателей-карел избрала для творчества финский язык, сыграли два фактора: генетическое родство языков карельского и финского народов и наличие общего для карел и финнов эпоса «Калевала». Вместе с тем развитие карельской литературы уже с начального периода, а особенно интенсивно с 1935 г. по 1940 г., шло и на карельском языке, точнее на различных его диалектах (людиковском, ливвиковском, собственно карельском) в латинской и русской графике.

До образования национальной государственности карельского народа (1920 г.) литературное движение в Карелии развивалось только на русском языке. Стихотворения о революции и ее вожде

В. И. Ленине появились на страницах газеты «Известия Олонец-кого губсовета», звучали в живом слове писателей перед массовой аудиторией. В 1918—.1919 гг. были изданы первые журналы и литературно-художественные сборники на русском языке. Среди авторов этих изданий был и карел А. Юдин (род. в 1894 г.). В стихотворениях «Освобожденная Карелия», «Красный бор», «Без бога лучше заживем», «За алый цвет» он выражал чувства своего народа.

После образования автономной Карелии сюда приехало много финнов: советских специалистов из Ленинграда и Ленинградской области, а также революционно настроенных финнов из-за рубежа — из Финляндии, Канады, США. Откликаясь на призыв Ком-мунистической партии и Советского правительства, они активно включились в культурное строительство края. В Карелии стала выходить газета на финском языке «Karjalan kommuuni» («Карель-ская коммуна») Ленинградское издательство «Кирья» (основано в 1923 г.) увеличило выпуск печатной продукции на финском языке для Карелии.

При газете «Karjalan kommuuni» в Петрозаводске создается первое литературное объединение. Его руководителем был при-ехавший в 1921 г. в Карелию Я. Виртанен (1889—1939). Участник Великой Октябрьской социалистической революции в Петрограде, гражданской войны в Сибири, Я. Э. Виртанен был рабочим-поэ- том, поддержанным и высоко оцененным М. Горьким. Я. Виртанен по праву считается основоположником карельской литературы. Он был первым председателем Союза писателей республики и единственным поэтом, удостоенным звания народного поэта Карелии. Его творчество органически связано с жизнью карель-ского народа.

Литературный кружок писателей-карел возник в с. Ухта (п. Калевала) под руководством А. Нумми.

В 1926 г. была образована Карельская ассоциация пролетар-ских писателей (КАПП). В ее правление вошел журналист-карел И. Иволгин (псевдоним И. А. Трифонова, 1902—1949) С 1927 г. в КАППе выделились финская и карельская секции. На одной из секций состоялось обсуждение первой пьесы на карельском языке «Карельская девушка идет учиться». Ее автор Юхо Ремшу.

С созданием КАППа теснее стали связи литераторов Карелии с ленинградской писательской организацией. Непосредственную практическую помощь оказывают КАППу В. М. Саянов, М. Ф. Чумандрин. В состав правления Ленинградской ассоциации пролетарских писателей были избраны Я. Э. Виртаиен, И. А. Иволгин и Ф. П. Ивачев. Писатели Карелии печатались в ленинградских журналах «Резец», «Soihtu» («Факел»), «Rinta- та» («Фронт») и альманахе «Kevatvyory» («Весенний ноток»). Осуществляется издание совместного сборника «Merkkitulet» («Сигнальные огни») и др.

Писательская организация Карелии получила свои печатные органы: литературно-художественный журнал «Punakantele»

(«Красное кантеле») начал выходить в 1928 г., журнал «Ударник слова» — в 1931 г., «Isku» («Удар») в 1932 г. Издаются сборники «Lokakuu» («Октябрь»), «Плечом к плечу», «Северная явь» и др.

Итоги деятельности КАППа были подведены на первой (сен-тябрь 1929 г.) и второй (январь—февраль 1931 г.) конференциях карельских пролетарских писателей. В центре внимания писате-лей Карелии, как и всей советской литературы 20—30-х гг., были темы революции и гражданской войны, социалистических преобразований деревни и города. Заметный след в литературном движении этого периода оставили и писатели-карелы.

В 1930 г. издал свою книгу «Voitto on meidan» («Победа за нами») А. Ф. Кириллов (псевдоним — Kalle Jussila). Он писал на финском и карельском языках стихи, рассказы, пробовал свои силы в драматургии, был одним из активных организаторов работы КАППа.

С КАППом связана активная деятельность Г X. Богданова, с увлечением собиравшего фольклор родного народа еще в годы гражданской войны. Его темпераментное слово о народной поэзии будило интерес писателей к фольклору, его поэтике. Фольклори-стические статьи Г Богданова печатались и в периодике Карелии и в научных изданиях Ленинграда (Карельский сборник, «Aca-demia», 1929 и др.).

Ф. П. Ивачев (1904—1957) начал печататься как критик. В четырех номерах газеты «Punainen Karjala» («Красная Карелия») за декабрь 1926 г. была опубликована его обширная статья «О советской пролетарской литературе». Автор статей-обзоров, рецензий, он немало вложил труда и в первую книгу о Я. Э. Вир- танене «Народный поэт Карелии» (1936 г.). Рассказы, стихотво-рения и очерки Ф. Ивачева печатались в русских и финских изда-ниях Петрозаводска и Ленинграда. Широкий резонанс в читатель-ской массе имел очерк о ругозерских коммунарах.

И. Иволгин опубликовал в 1931 г. в Ленинграде на русском языке сборник рассказов «Фонари». В периодике часто появлялись его очерки, публицистические и литературные статьи. На про-тяжении ряда лет он разрабатывал в жанре повести тему граж-данской войны.

На русском в альманахе «Карелия» и на карельском языках в журнале «Карелия» печатался П. И. Соколов (1904). Из его лроизведений наиболее значительна повесть «Мари и Хетти» (1938 г.).

С именем Н. М. Яккола (1905—1967) связано зарождение на-циональной эпической прозы. Печататься он начал в 1922 г. В с. Ухте под его редакцией выходил рукописный журнал сельского комсомольского актива «Nuori raataja» («Молодой труженик»). Окончив Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, он становится редактором ленинградской финской газеты «Nuori kaarti» («Молодая гвардия»). Тогда же

Н. Яккола формируется и как критик. Он был одним из авторов первого советского литературно-теоретического сборника на фин-ском языке, вышедшего в Ленинграде в 1931 г. По возвращении в Карелию Н. Яккола избирается председателем Карельского оргкомитета Союза советских писателей. Вместе с Я. Виртаненом и О, Иогансоном он возглавлял всю многообразную деятельность писательской организации.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934 г.) сти-мулировал дальнейшее развитие советских литератур на нацио-нальных языках и взаимосвязей между ними. Расширяются дру-жеские контакты карельской писательской организации с писа-телями братских республик, в частности Мордовии и Белоруссии. Торжества в 1935 г., посвященные 100-летнему юбилею «Калева-лы», впервые проходят в Москве и Ленинграде, карельский эпос начинают переводить на языки народов СССР: чувашский, латыш-ский, украинский. Была начата планомерная деятельность по переводу произведений А. Пушкина на финский и карельский язы-ки. Писатели-карелы Ф. Ивачев, Н. Христофоров переводят на карельский язык сказки и стихотворения А. Пушкина. Шло вза-имное ознакомление, взаимообогащение. Настоящей школой для писателей-карел стало творчество Я. Виртанена, Л. Хело, X. Тихля, О. Иогансона, Э. Парраса, Р. Руско.

Карельская литература набирала силы. В 1933 г. вышла пер-вая книга карела (из д. Луусалми) А. Тимонена «Lentomassina» («Аэроплан»). В 1934 г. издана книга рассказов Ф. Ивачева «Jauhinkivi» («Жернова»). В 1935 г. отдельными изданиями были -опубликованы пьеса А. Кириллова «Parahan briguadan briga- diiru» («Бригадир лучшей бригады») и повесть И. Никутьева «Марфа». В том же году в газетах «!Kipina» («Искра») и «Nuori kaarti» («Молодая гвардия»), в журнале «Rintama» («Фронт») активно начинает свою литературную деятельность Я. Ругоев (из д. Суоярви). Он публикует рассказы «Весна», «Быль деда Мик- К0» И Др.

Декада Карельского искусства в Ленинграде в 1937 г. была своеобразным смотром достижений карельской культуры за со-ветское двадцатилетие, одной из форм укрепления взаимосвязей и обмена творческим опытом. В процессе приобщения к советской многонациональной культуре писатели-карелы обогащали арсе-нал своих художественно-изобразительных средств, расширяли тематический диапазон родной литературы.

Ф. Т. Исакову (1918—1941), выходцу из крестьянской карель-ской семьи (д. Койкары), такое общение открыло путь к собст-венному поэтическому творчеству. Восприняв традиции А. Пуш-кина, М. Лермонтова, В. Маяковского, М. Светлова (произведения их он переводил на карельский язык), Ф. Исаков во всем — от языка до системы художественных образов — оставался нацио-нальным карельским поэтом. Его стихи лиричны, отличаются поэтической образностью . Среди произведений, к которым его влекло как переводчика, были знаменитое русское «Слово о полку Игореве», армянский эпос «Давид Сасунский», песни-импрови-зации казахского акына Джамбула Джабаева, грузинская поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, поэзия украинского кобзаря Тараса Шевченко и осетинского классика Коста Хета- гурова. В 1937 г. Ф. Т. Исаков был назначен ответственным сек-ретарем в новый карельский журнал Союза писателей «Карелия». В 1939 г. в соавторстве с поэтом Н. Гиппиевым издал книгу сти-хотворений «Хуондес» («Утро»). К сожалению, жизненный путь Ф. Исакова оказался очень коротким. В первый год Великой Оте-чественной войны он погиб на фронте под Таллином.

В декабре 1940 г. состоялся первый съезд писателей Карело-Финской ССР. Темой специального обсуждения на съезде стала проблема фольклорно-литературных связей. Дело в том, что свое-образием межсъездовского периода (с 1934 по 1940 гг.) в карель-ской литературе стало вовлечение в литературное движение края народных сказителей. В Союз писателей СССР в 1938 г. вместе с русскими сказителями Ф. А. Конашковым, А. М. Пашковой, Ф. Н. Свиньиным, Ф. И. Быковой, П. И. Рябининым-Андреевым были приняты карельские сказительницы М. А. Ремшу, А. В. Ват- чиева. Среди принятых в СП СССР сказителей был и М. М. Кор- гуев из Керети, талант которого поражал многих самых взыскательных ценителей художественного слова. В 1939 г. вышло объемное двухтомное издание русских сказок М. М. Коргуева «Сказки карельского Беломорья». Руны и песни он исполнял на карельском языке.

Фольклорное наследие в эти годы печатают русские и карель-ские периодические издания, а также альманахи «Начало» и «Ка-релия» на русском языке. Три сборника публикаций устно-поэти-ческого народного творчества на карельском языке издает Карельское государственное издательство: «Карелиян рахвахан суарнат» («Карельские народные сказки»), «Карелиян эпическойт паёт» («Карельские эпические песни») и «Карельскойт ванханай- гайзет паёт» («Карельские древние песни»).

Первый съезд писателей Карело-Финской ССР принял решение творчески осваивать наследие народа, бережно относиться к жи-вым сказителям края, записывать, публиковать и тем самым вклю-чать поэтическое народное слово в общий литературный процесс.

В тесном содружестве с русскими и финскими советскими писателями писатели-карелы художественно познавали социали-стическую действительность. Накапливался художественный опыт. Молодая национальная карельская литература внесла новые ноты в духовную жизнь карел. Эстетические представления, сложившиеся в карельской среде с древних времен, претерпевали качественные изменения.

Развитие науки в Карелии началось с организации комиссий по изучению природных богатств, экономики, истории и культуры края, с организации краеведческой работы, музеев, с создания небольших лабораторий, опытных баз и станций. Всестороннюю помощь в становлении науки республики оказали видные совет-ские ученые: языковед Д. В. Бубрих, минералог и геохимик

А. Е. Ферсман, ботаник В. Л. Комаров, геологи В. М. Тимофеев и А. П. Борисов, биолог Б. В. Перфильев, археологи А. Я. Брюсов и В. И. Равдоникас, живописец и историк искусства И. Е. Грабарь. В первые годы Советской власти основное внимание ученых сосредоточивалось на поисково-разведочных работах по использованию огромных богатств края, на изучении истории и духовной культуры населяющих его народов.

Планомерная научно-исследовательская работа началась с возникновением Комплексного карельского научно-исследовательского института (1930 г.)1, в составе которого действовали секции естественно-производительных сил, сельскохозяйственная, этно- графо-лингвистическая, историкс -революционная и социально-экономическая. Большое место в работе института заняло изучение истории карел с древнейших времен, борьбы трудящихся с интервенцией, были сделаны первые шаги по изучению социалистической индустриализации и кооперирования крестьянства. Большой вклад в изучение народного творчества, развитие филологии внесли карелы Г X. Богданов, В. Я. Евсеев, И. Патланов. Сотрудники этнографической секции активмс популяризировали руны, песни, сказки, публикуя их в журналах, газетах как на карельском языке, так и в переводе на русский. Активное участие в собирании и изучении эпоса карельского народа принял В. Я. Евсеев, ныне профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки КАССР

Массовый читатель получил возможность ознакомиться с раз-ными формами духовной культуры карельского народа. В 1940 г.

на русском языке были изданы эпические песни «Сампо», в 1941 г.— «Карело-финские эпические песни», библиографический указатель материалов по фольклору бывшей Олонецкой губернии, сборник карельских песен, песен народов Советской Каре-

13 годы Советской власти развернулись исследования финно-угорских языков, в том числе карельского. Для обследования ка-рельских диалектов по специальной программе, разработанной известным советским ученым Д. В. Бубрихом, организуется несколько диалектологических экспедиций по изучению фонетики, морфологии и лексики. На карельском языке были изданы сборники образцов карельского фольклора, учебные пособия.

Становление и развитие карельской культуры шло в общем русле культурных преобразований, характерных для всех нацио-нальностей нашей страны. В процессе социально-экономических и культурных перемен изменялись все сферы жизни и деятельности, в том числе и быт. В довоенный период выросли промышленно развитые города, целый ряд поселков лесозаготовителей. Значительно изменился культурный облик столицы республики г. Петрозаводска, ставшего подлинным культурным центром края. В сельской местности шел интенсивный процесс формирования новых типов населенных пунктов, менялась планировка деревень и сел. Наряду с селами и деревнями — основными типами сель-ских поселений — появились первые рабочие поселки (Интерпосе-лок, Ковера и другие). Они, как правило, строились по типовым проектам с квартально-уличной планировкой. Укрупнение дере-вень развивалось на фоне неуклонно возрастающего государственного и индивидуального строительства. За годы Советской власти таким путем возведено примерно 50—60% всего жилищного фонда карельских деревень. В соответствии с традициями в 20-е гг. карелы строили дома-пятистенки усложненной планировки со значительным числом хозяйственных построек. В 30-е гг. повсеместно появляются дома-четырехстенки, уменьшается количество хозяйственных построек, помещения разделяются на несколько комнат, кухня отделяется от жилых помещений. Электрификация, радиофикация, учреждения культурного и бытового назначения (школы, Дома культуры, клубы, магазины, медпункты и т. д.) прида-

Улучшение материального благосостояния внесло существен-ные изменения во внутреннее убранство жилища, одежду, пищу, утварь. В домах появляется городская мебель, окна, двери стали украшаться занавесками. Хотя традиционные растительные и рыб-ные блюда продолжали составлять основу питания, широкое рас-пространение получили новые виды калорийных пищевых продук-тов. Больше стали готовить блюд из говядины, баранины, реже свинины, молочные супы с овощами, мучными изделиями, каши из покупных круп (пшена, риса, манки и т. д.), яичницы. Карелы, особенно в лесных поселках, стали пользоваться услугами столо-

Изменения, происходившие в сфере быта, отражали общие за-кономерности интернационализации материальных основ образа жизни и являлись результатом крупных социально-экономических перемен. В процессе взаимовлияний, взаимообогащения народов сближался быт городского и сельского населения. На усиление черт сходства у различных народов особенно сильное воздействие оказывало широкое распространение изделий фабрично-заводской промышленности.

Сфера материальной культуры испытывала наиболее сильное влияние индустриализации, коллективизации и культурной рево-люции. Интернационализация общественной жизни становилась все более многообразной и черты культурной общности карел с другими народами — более явственными.

Великая Октябрьская социалистическая революция и образо-вание национальной государственности в форме автономии стали решающими факторами на пути формирования карельской социа-листической народности.

Успехи, достигнутые в развитии всех наций и народностей нашей страны, в том числе и карельского народа, были законо-дательно закреплены в Конституции СССР 1936 г. и Конституции Карельской АССР 1937 г.

В ажнейший итог социально-экономических, политических и культурных достижений довоенного периода — формирование карельской социалистической народности.

Политическую основу народности стала составлять советская автономия — новая форма национальной государственности, воплощающая подлинно народный тип самоуправления, учитывающий специфические потребности республики и интересы всех народов нашей страны.

Экономическая основа народности базировалась на социали-стическом способе производства, государственной и колхозно-кооперативной формах собственности. Национализация средств производства и передача их в общественное достояние, социалистическая индустриализация, кооперация крестьянства и культурная революция ликвидировали былую экономико-культурную отсталость карел, создали качественно новые условия национальной консолидации и роста национального самосознания на основе интернационального единства. Межнациональное содружество народов, обеспечившее ускоренный общественный прогресс карельской социалистической народности, способствовало выравниванию социально-экономического и культурного развития карел с более развитыми народами, формированию советского народа как новой исторической общности людей.

Превращение мелкотоварного сельскохозяйственного производства в развитую отрасль народного хозяйства, формирование мно

гоотраслевой структуры крупного промышленного производства, укрепление связей между городом и селом создали необходимые условия для исторической эволюции народности в социалистическую народность, развертывания процессов национальной консолидации. Перестройка экономической структуры, существенно изменившая и расширившая экономические основы карельской социалистической народности, срздала благоприятные возможности более тесного хозяйственно-экономического сотрудничества карел с другими братскими народами. Экономический подъем края и межнациональное экономическое сотрудничество, будучи взаимосвязанными процессами, способствовали сложению в масштабах всей страны единого народнохозяйственного комплекса.

В процессе социалистических преобразований сформировалась принципиально новая социально-классовая структура, основанная на нерушимом союзе рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Повышение в составе карельской социалистической народности удельного веса рабочего класса, высококвалифицированных кадров работников сельского хозяйства, интеллигенции показывает, что процесс выравнивания социальноклассовых структур ранее отсталых народов по сравнению с передовыми стал генеральным направлением социального развития. Ускоренный рост рядов рабочего класса, руководящей и направляющей силы социального прогресса, явился важнейшим фактором межнационального сближения карел с другими народами нашей страны.

Ликвидация массовой неграмотности, быстрый рост образова-тельного и культурного уровня, развитие и совершенствование материальной базы культуры создали благоприятные условия для массового и активного участия карел в культурном творчестве,, предопределяя темпы и тенденции развития самой культуры. Ду-ховная культура карел, представленная до революции различны-ми устно-поэтическими формами бытовой фольклорной традиции, претерпела коренные изменения. Это выразилось в рождении та-ких новых форм профессиональной культуры, как литература и искусство. Широкое использование устно-поэтического наследия карел в литературе, музыкальном творчестве, деятельности народных хоров, профессионального ансамбля «Кантеле» перестроило структуру карельской культуры, способствовало сложению специфической этнокультурной ситуации. Фольклорная традиция,, несмотря на некоторое сужение ее функций, продолжала активно бытовать. Ее распространение обеспечивалось не только непосредственным общением, но и бурным развитием художественной самодеятельности, средств массовой коммуникации, популяризацией фольклорного наследия карел путем издания специальных работ.

Плодотворное усвоение, совершенствование и использование богатого культурного наследия карел в профессиональных формах культуры, участие в этом процессе представителей различных национальностей, прежде всего карел, русских и финнов, привело к формированию трехязычной культуры (на карельском, финском и русском языках). Карельская культура стала неразрывной составной частью многонациональной культуры республики

Новая культура, национальная по форме и социалистическая по содержанию, созданная на многонациональной основе, активно обогащалась традициями и достижениями других народов нашей страны. Именно на этой основе рождались новые формы профес-сиональной культуры, совершенствовалась структура карельской культуры и всей культуры республики. Все это создавало благо-приятные возможности дальнейшего развития культуры карел, обеспечивало широту, размах и глубину культурных преобразова-ний. Активное и плодотворное участие русских, финнов и пред-ставителей других национальностей в становлении социалистиче-ской культуры карел стало основой взаимообогащения и сближе-ния народов. Национальное своеобразие и богатство карельской культуры активно вливалось в общесоюзное культурное наследие,

Социально-этническое развитие карельского народа в довоен-ный период определялось двумя взаимосвязанными тенденциями.

Первая — тенденция этнической консолидации — проявлялась в социальном и этнокультурном сближении различных диалектных групп карел. Яркое проявление этого процесса находит выражение в широком распространении единого этнонима «карел» взамен бытовавших этнонимических названий «ливвик», «людик». Особое воздействие на консолидационный процесс оказало образование национальной автономии.

Вторая — тенденция межнационального сближения — в условиях социализма стала пронизывать все сферы материальной и духовной жизни карельского народа. Выравнивание уровней социально-экономического и культурного развития карел с более передовыми народами определено историческими закономерностями эпохи социалистических преобразований. .

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
0 # Linette 09.05.2017 21:46
Pick a model of your alternative and luxuriate in Free Sex Chat or go into the Full Private Show the place
all of your desires will come true!

my site porn videos: www.revesman.es/.../332
Ответить
 

Материалы о Карелии и не только

В Петрозаводске обсудили вопросы развития этнокультурных ц...
В Петрозаводске состоялся однодневный семинар «Сеть этнокультурных центров Республики Карелия», организованный Министерством ...
12 млн. рублей на социалку
Постановлением Правительства республики, которое подписал Глава Карелии Александр Худилайнен, утверждена Социальная программа ...