Июн 8 2011

В минувшие выходные состоялась торжественная церемония спуска на воду копий двух старинных парусников, которые отправятся в экспедицию по арктическим морям, посвященной 365-летию открытия Берингова пролива. Проект организован Российским Географическим обществом и правительством Чукотского автономного округа при поддержке правительства Карелии.

"Святитель Николай" и "Апостол Андрей" были построены на верфи петрозаводского Морского историко-культурного центра "Полярный Одиссей", бессменным руководителем которого является Виктор Дмитриев. Суда построены с использованием многовековых северорусских традиций судостроения. Точно по тому же принципу, по которым в «Полярном Одиссее» восстанавливались поморские кочи, в своё время также обошедшие весь свет.

Однако какова будет дальнейшая судьба судов? После того, как они вернутся домой? Ведь в Петрозаводске, на берегу Онежского озера тихо догнивает лодья «Надежда», некогда прославившая и Карелию, и Россию в сотнях зарубежных портов, удостоившиеся множества восхищенных репортажей в мировой прессе. Увы, на консервацию и сохранение этого судна, которое какие-то 10 лет назад были настоящей гордостью края местные власти так и не нашли ни копейки денег.

Впрочем, Виктор Дмитриев не унывает. Известный мореплаватель вообще не привык сгибаться под ударами судьбы. А их на его долю пришлось ох как ни мало. Он создал в Петрозаводске на набережной «музей русского флота», который первый Президент России Борис Ельцин назвал «красой и гордостью», но музей был сожжен неизвестными. Лодьи, на которых энтузиасты «Полярного Одиссея» обошли европейские моря, оказались не нужны карельским чиновникам. Как и многочисленные проекты, предлагаемые клубом.

- Приходится признать – все эти проекты международного уровня и значения, которые формируют за рубежом позитивный имидж нашей страны и нашей республики осуществляются нами, фактически, на свои деньги. Помощь от государства – минимальна, - разводит руками Дмитриев.

- А с чем связано такое невнимание к Вашим нуждам? Ведь вроде бы всем понятно, что туризм в Карелии нужно развивать, а деревянное судостроение, воссоздание судов по старинным чертежам – это наша уникальная особенность, больше нигде в России такого нет?

- Мне кажется, это связано с тем, что мы не представляем из себя интересный бизнес. У нас сейчас как? Купи-продай, построй супермаркет. Это люди понимают. А вот то, что «Полярный Одиссей» вернул из небытия, из прошлого в нашу реальную жизнь утраченные корабли, увы, плохо воспринимается. Туристы приезжают в наш город, начинают искать наш музей – так ведь с трудом находят! Большинство петрозаводчан даже и не знает, где он находится. И это – вторая причина нынешнего положения. Мы живем в Петрозаводске, граде Петра. Когда Петр Первый создавал флот, то он, попутно, основал и – яхтинг. Яхтинг сейчас воспринимается как – увлечение богатых людей, спорт и дело несерьезное. Но это идет от непонимании сути явления. Яхтинг это, по сути, народное судовладение. Купили лодку? Это уже – гребная яхта, а вы участвуете в яхтинге. Любой национальный флот представляет из себя пирамиду, фундаментом которой служит массовый, народный флот: сотни тысяч людей, которые владеют яхтами, лодками, катерами. Чуть выше этажи – флоты промышленный, рыболовный, и вершина – военно-морской флот, опора могущества страны. Но у нас нет этой пирамиды. Люди уткнулись в свои грядки и не понимают, что живут рядом с огромным водным богатством. Фактически это – золотоносная жила. К примеру, сейчас в нашем центре разработаны проекты компактных парусных судов на трех-четырех человек типа «Пилигрим». Они очень компактны, дешевы, могут двигаться – под парусом, на веслах, с мотором, и представляют собой фактически плывущий дом. Но в Карелии не нашлось тех, кого это могло бы заинтересовать, и проектом занялись москвичи. А ведь кому как не нам обзаводиться подобными небольшими судами и покорять наши многочисленные озера? Но, видимо, дождемся того, что будет покупать собственные разработки за большие деньги где-нибудь в Подмосковье.

- А кроме финансирования – каким образом государство могло бы помочь развитию массового народного флота?

- На уровне республики, конечно, хорошо было бы воссоздать то, что было совсем недавно – хотя бы пункты проката лодок, морскую школу ДОСААФ. Сейчас ведь даже у речного училища в Петрозаводске нет своего флота, и ребята проходят практику в нашем центре, так как они обучатся здесь тому, чего они никогда не узнают на «больших» судах. На федеральном же уровне надо формировать – общественное морское сознание, чтобы люди понимали какие возможности открывает перед ними водная стихия. Для этого, кстати, необходимы и изменения в государственной политике открытия наших водоемов для мира. Ведь сейчас иностранцам на своих яхтах крайне трудно, практически невозможно путешествовать по нашим рекам и озерам – согласования надо начинать чуть ли не с МИДа и везде платить деньги. Прошлым летом к нам на стоянку заходила голландская яхта, так чтобы им зайти в нашу систему, пришлось сдать судно в аренду и путешествовать под российским флагом. Кто, кроме энтузиастов, способен преодолевать такие трудности? А ведь для иностранцев наша страна, и, особенно Карелия, настоящий рай – множество рек, озер, заповедные места, рыбалка, отдых. И они повезли бы к нам деньги, закупали бы наши продукты, наше горючее, пользовались бы нашими причалами. Нам что, эти деньги – лишние? Но, увы, при Ельцине – после того, как он посетил наш музей, и я ему рассказал о ситуации – наступили легкие послабления, по его личному указанию. Однако после смерти Ельцина вновь все вернулось, режим секретности восстановился. Увы, мы опять теряем свои уникальные преимущества из-за российского бюрократизма.

Однако бюрократизм бюрократизмом, но у «Полярного Одиссея» и в этих условиях находится, что предложить жителям и гостям Карелии:

- Для туристов мы сейчас готовим новую программу: «Остров сокровищ: корсары Онежского моря». Два судна с настоящими пушками у нас есть, островов в Карелии множество, а база будет здесь, на пристани клуба. Мы хотим, чтобы люди погрузились в эпоху самого расцвета флибустьерства, в 16-17 век, испробовали на своей шкуре все прелести поисков клада на корабле и борьбы с пиратами. Участники скидываются «золотом и брильянтами», образуют банк — это и будет клад. Корабли расходятся в разные стороны, ищут подсказки и указатели к сокровищу. Будут и гонки под парусами, и управление судном; абордажи, стычки и даже морской пейнтбол. Не нашел клад? Тогда действуй, как пират — грабь!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Ведлозерские мальчишки стали чемпионами!
В соревнованиях Северо-Запада и Центральной части России по вольной борьбе наши стали лучшими! ...
Официальных безработных в Карелии насчитали 9900 человек...
По данным государственной службы занятости, на конец января 2011 года в Карелии было зарегистрировано 11600 человек, не занятых трудовой ...