Перед нашими отцами и дедами, перед всеми нашими предками в веках и тысячелетиях вставала задача вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой.

Когда читаешь художественную литературу, различные исторические книги, убеждаешься, что во все времена родители стремились воспитывать в своих детях любовь к Родине, к матери, к труду, заботились о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость — это, пожалуй, основа народной педагогики.

Я думаю, что в педагогическом опыте наших дедов и прадедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш 21 век могут дать добрые всходы.

Я обратилась к пожилым, уважаемым людям нашего села, за плечами которых война, трудное военное детство, нелегкая трудовая жизнь. Моя цель  — узнать, чему учили и как воспитывали моих собеседников их родители, бабушки и дедушки, какие народные традиции передали им наши предки, что они думают о воспитании нынешней молодежи и есть ли, по их мнению, какие-то рецепты народной педагогики, которые помогли бы в решении сложных проблем современного бытия.

Родина моей собеседницы Стафеевой Марии Яковлевны — деревня Топорное озеро, что расположена в 18 км от Ведлозера. Судьба этой деревни очень похожа на судьбы многих деревень бывшего Ведлозерского района –они вошли в число так называемых «неперспективных» деревень и прекратили свое существование.

Рассказывая об этой удивительной женщине, нужно отметить, что ее судьба самым невероятным образом сплелась с судьбой деревни.
Родилась Мария Яковлевна в 1945 году и о страшных боях 1941 года близ Топорного знает из рассказов своих родных. Это были оборонительные бои наших с финнами. Родительский дом Марии Яковлевны чудом уцелел тогда, снесло только его угол. Тогда погибло очень много наших солдат, защищавших те места. Местные жители захоронили их в огромную воронку от бомбы, а позже, в 80-е годы, брат Марии Яковлевны сделал на этом месте памятный знак.
Я прошу рассказать Марию Яковлевну о своем детстве, и она делится со мной своими впечатлениями о трудном послевоенном времени. В семье было 8 детей. Отец ее был инвалидом войны, но, несмотря на увечье, никогда не сидел без дела — был искусным сапожником. Он всегда работал и делал все, что только мог. Пример родителей всегда был перед глазами детей. Собеседница вспоминает, что когда они, дети, ложились спать, родители еще работали, а когда просыпались, они уже давно были на ногах, поднимались до света. Их руки знали землю, знали труд. Мать работала в колхозе. Мария Яковлевна горько усмехается, вспоминая историю, связанную с этой работой. После годового собрания ее мать возвращается домой расстроенная, плачет. Все кинулись спрашивать — что случилось? Оказывается, трудилась мать целый год в колхозе, не покладая рук, не получая ничего за свою работу, кроме «палочек» — трудодней, а в итоге осталась должна. Так и запомнился маленькой девочке этот вечер — удрученная мать, расстроенный отец и дети, которые так и не могли понять, как такое могло случиться.
С раннего детства в семье детей приучали к труду. Мария Яковлевна рассказывает о том, что мама учила девочек вести хозяйство — содержать дом в порядке, правильно доить корову, варить, печь пироги, шить, вязать — всему, что умела сама. Сенокос, прополка, уборка урожая — везде на работу вместе со взрослыми выходили и дети. Так и запомнилось детство — «работа до пота — игры потом». Начальная школа располагалась в 10 км от Топорного — в деревне Щеккила, и Мария Яковлевна рассказывает мне о том, как они ездили туда зимой на лыжах, которые сделал им отец. Не было хорошей одежды, обуви, мало было еды — полуголодное, полунищее детство. Но дети учились, в любую погоду шли в школу, терпели и холод, и голод, помогали своим родителям, а когда стали постарше, работали наравне со взрослыми. Подоить коров, постричь овец, прокопать и посадить огород, скосить траву, убрать хлев, покормить коров, лошадей и овец, постирать, погладить, избу протопить и еще многое другое должны были уметь и дети. Не было и мысли, чтобы ослушаться старших. Как вспоминает Мария Яковлевна, достаточно было строго взгляда отца, чтобы расхотелось пошалить или ослушаться. Она рассказывает, что жилось им тогда трудно, как, впрочем, и всем другим в деревне, но мать с отцом всегда были гостеприимными людьми и учили этому своих детей. Рядом с ними, вспоминает она, жила одинокая бабушка, о которой некому было позаботиться, и когда в их доме появлялась, к примеру, свежая рыба, родители всегда отдавали часть своего улова этой старушке. Всех пришедших в дом всегда встречали с радушием.
Слушая рассказ этого человека, я думаю, что коллективное сопереживание, общая радость и забота повлияли на то, что дети в семье выросли в понимании, что доброта, щедрость — это самые хорошие качества в человеке. Все на селе знают, что Мария Яковлевна — очень гостеприимный человек, всегда поможет любому, даст хороший совет, утешит. А ведь это у нее — от родителей. Я в этом убеждена. В этой семье очень почитались церковные традиции. В Топорном озере была большая часовня, возведенная в честь Святой Параскевы Пятницкой. Колокол часовни созывал местных жителей в церковные праздники. Женщина помнит, как их, маленьких девочек, в Пасху отец приводил на высокую гору, и оттуда они смотрели, как играет солнце.
Деревня Топорное озеро прекратила свое существование, когда возник совхоз «Ведлозерский», закрылись колхозы. Часовню разобрали и увезли на хозяйственные нужды… Людям пришлось оставить свои дома, кладбище, где были похоронены их предки, свою родину…
Здесь, в Ведлозере, у Марии Яковлевны появился новый дом, который построил ее муж, Александр Михайлович, появились дети. Она выучилась, всю жизнь работала, была хорошей хозяйкой в доме. Жизнь ее состоялась. Но ее все время тянуло туда, в родную деревню, в родные места. Уже будучи оба на пенсии, Мария Яковлевна с мужем построили там небольшой домик, и каждую весну, как только зазеленеет травка, вместе со скотиной и нехитрым скарбом они перебираются в Топорное и живут там до осени. В родной деревеньке моя собеседница и чувствует себя лучше, и душа ее спокойна. Здесь они заготавливают сено для скота, собирают ягоды и грибы — трудятся все лето, не покладая рук, отдыхают душой, хотя ни телевизора, ни электричества и никаких других благ цивилизации там нет.
10 ноября 2004 года бывшие жители деревни Топорное озеро приехали сюда на открытие и освящение часовни Святой Параскевы, которая была построена благодаря усилиям Александра Михайловича, опытного строителя, и огромной помощи братьев Вороновых, родители которых тоже когда-то жили здесь.
Вот теперь пришла пора сказать о главном. С детства мою собеседницу и ее сестер и братьев учили уму-разуму, тяжелому крестьянскому труду, в голодную послевоенную пору учили проявлять доброту и гостеприимство. Немало житейских мук она прошла под руководством старших, не забыла своих корней и народные традиции впитала с молоком матери.
Может быть, вы скажете, что не всегда эти принципы старого домашнего воспитания совпадают с приемами научной педагогики, но, по-моему, они верно направляют ребенка, учат, как позорно безделье. Мария Яковлевна считает, что именно труд облагораживает человека, спасает в жизненных неудачах. Ведь всегда в крестьянских семьях раньше с малолетства приобщали к серьезной работе. Родители прививали своим детям не только любовь к сельскому труду, но и любовь к родным местам, к народным традициям. В рассказе моей собеседницы это и является основным.
Мне кажется, что главный вывод из этой истории жизни — это мысль о сохранении своих корней. Часто у нас можно встретить такую картину –почерневшие от дождей, солнца и времени покинутые деревушки, провалившиеся крыши, скособоченные домики. Вы встречали такие?.. Трудно смотреть на такие деревеньки. Вспоминаются слова из одного рассказа карельского писателя Л. Вертеля: «Так что же случилось с тобой, деревенька? Кто лишил тебя свадебных песен? Кто окропил тебя из чаши скорби, превратив в кладбище, вид которого туманит глаза и рвет сердце даже никогда не жившего здесь?» Да, наверное, нескоро вновь придут в эти покинутые селения люди, как пришли они в деревню Топорное озеро, и не только пришли, но и восстановили святыню — часовню. А раз не приходят люди, значит, прерывается связь поколений. Не потому ли у нас сейчас столько развелось «Иванов, не помнящих родства»?
Маленький принц из одноименного рассказа французского писателя Экзюпери спрашивает у Цветка: «Где же люди?» И Цветок отвечает: «Их носит ветром. У них нет корней». Ведь это противоестественно — быть без корней, не помнить преемственности поколений, не испытывать почтительного уважения к тем людям, которые жили здесь до тебя, к тем местам, где ты родился. Но это бывает сейчас сплошь и рядом. Я считаю, что говорить детям, откуда берут начало их корни, родители должны обязательно. Они должны передать им также память о трудной истории своих предков. А вот история моей собеседницы — совсем другая. Потому что ее воспитывали по-другому…
Беседа наша подходит к концу. Мне жаль покидать этот дом, удивительно радушную и гостеприимную хозяйку, труженицу, которая и сейчас, в ее возрасте, никогда не сидит без дела. На прощание она прочитала мне стихи Ольги Берггольц:
Но вот уж приходит пора звездопада,
И, кажется, время навек расставаться.
А я лишь теперь понимаю, как надо
Любить и жалеть, и прощать, и прощаться.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ведлозеро - Земляки

Материалы о Карелии и не только

Костомукшский городской округ (Костомукша) в цифрах и факта...
Костомукшский городской округ расположен на севере Западно-карельской возвышенности. С севера и востока граничит с Калевальским ...
Пятая колонна
Наша страна (в данный момент я говорю о России) всегда переживала и сегодня переживает тяжёлые времена. Не было и нет таких промежутков ...