В связи с Днем матери хочу рассказать о жизни и педагогической деятельности моей мамы – Сысоевой Анны Терентьевны.

Мама родилась 28 февраля 1911 года в Ведлозере в многодетной крестьянской семье, где была желанным и горячо любимым ребенком. Кроме нее в семье росли и воспитывались три сына.

В Ведлозере прошли и годы ученичества. Мама всегда с искренней любовью, теплотой и благодарностью вспоминала свою первую учительницу Минорскую Клавдию Николаевну. Возможно, светлый образ сельской учительницы в какой-то мере повлиял на мамин выбор профессии учителя начальных классов, о чем мама никогда не жалела.

Успешно окончив семилетку, мама в 1927 году поступила в Петрозаводский педагогический техникум. Будучи комсомолкой, активно участвовала в проводимых в техникуме мероприятиях, пела в студенческом хоре. У мамы был хороший музыкальный слух и красивый голос. По окончании техникума в 1931 году мама получила направление в Ведлозерский район.

Начало учительской биографии мамы пришлось на 30-е годы, когда страна возрождала свою экономику и боролась с неграмотностью большинства населения. РОНО назначил маму заведующей и учителем в Сыссойльскую начальную школу. Кроме основной работы, приходилось по вечерам обучать грамоте и взрослых. И, конечно же, активно участвовать в подготовке и проведении культурно-массовых и других общественных мероприятий в деревне. Ведь учитель в деревне – больше, чем учитель.

В 1935 году Сыссойльскую начальную школу преобразовали в семилетнюю, а мама была ее первым директором. Вела уроки в начальных классах и преподавала русский язык и литературу в пятом классе.

В октябре 1937 года был репрессирован старший брат Михаил, и маму как сестру «врага народа» уволили с работы, исключили из комсомола. Для нее это была трагедия. Мама не представляла, как жить без любимой работы. Ведь быть учителем она мечтала с детства. И осуществила свою заветную мечту, несмотря на трудности жизни. Но вскоре в газете «Правда» появилась статья Сталина «Сын за отца не отвечает», в которой раскрывались нарушения и ошибки, связанные с репрессиями. Маму восстанавливают на учительскую работу и направляют в Илляльскую начальную школу. Здесь она проработала заведующей и учителем два года. Как и в Сыссойле, мама отдавала много сил и времени обучению грамоте взрослых, просветительской и культурно-массовой работе. Особенно многолюдно было в школе по вечерам, когда мама приобрела радиоприёмник на батареях. Взрослые и молодежь приходили в школу слушать новости, концерты из Москвы. Школа в деревне была своеобразным культурным центром.

В 1940 году по семейным обстоятельствам мама была переведена на работу в Ведлозерскую среднюю школу, где до объявления войны проработала один учебный год.

Когда началась Великая Отечественная война, мама, бабушка и я были эвакуированы в Архангельскую область. По счастливой случайности оказались на одной из трех барж, которая не попала под фашистские бомбы, уцелела и дошла до Архангельска. Нас направили на станцию Подюга Коношского района. Здесь мама была назначена учителем в По-дюжскую семилетнюю школу.

После освобождения Карелии в сентябре 1944 года вернулись в родное Ведлозеро, но уже без бабушки. Она умерла, можно сказать, от голода и холода. А так мечтала вернуться на родину! Смерть бабушки – невосполнимая утрата для мамы и меня. Но жизнь продолжается… Мама снова была назначена учителем в Ведлозерскую среднюю школу, в которой работала до выхода на пенсию.

Её педагогический стаж 35 лет, из них 23 года проработала в Ведлозерской школе. За это время не одно поколение мальчишек и девчонок прошло через мамины руки. Их она научила читать, писать и считать, старалась доходить до каждого, никого не обделяла вниманием. Обучая детей, мама воспитывала в них высокие гражданские и нравственные качества. И я уверен, что большинство ее бывших учеников благодарны своей первой учительнице за знания, внимание, заботу и требовательность к ним. Кстати, многие ее ученицы тоже стали учителями и работали в разных уголках Карелии.

Имея богатый опыт, мама постоянно училась сама, следила за передовым педагогическим опытом, перенимала приемы и методы работы, помогающие добиваться прочных знаний у воспитанников. Постоянный творческий поиск эффективных форм обучения и воспитания учеников являлись главными критериями ее работы. Скромная и требовательная к себе во всем, мама в то же время щедро делилась своим опытом с другими учителями через открытые уроки, на занятиях методического объединения, на педсоветах и учительских совещаниях в районе. Как опытной учительнице, маме почти ежегодно поручали руководить практикой студентов педагогического училища. Студенты оставались довольными практикой, благодарили маму за помощь и советы, внимательное отношение к ним.

Многотрудную работу учителя мама всегда успешно совмещала с общественной работой. Долгое время была руководителем кустового методического объединения учителей начальных классов, членом профсоюзного комитета, избиралась депутатом Ведлозерского сельского Совета, народным заседателем Ведлозерского народного суда, была членом райкома профсоюза работников образования. В период выборных кампаний всегда была в избирательной комиссии.

За свой честный и добросовестный многолетний труд мама была награждена Почетной грамотой Верховного Совета Карело-Финской ССР (1955 г.), медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и юбилейными медалями в честь Дня Победы, многими Почетными грамотами Министерства образования СССР и КАССР, района.

Мама была очень добрым и отзывчивым человеком. В педагогическом коллективе всегда пользовалась глубоким уважением за свое трудолюбие, преданность учительскому делу, высокую требовательность к себе и товарищам. К ее слову прислушивались, к ней обращались за советом и помощью. Мама всегда пользовалась уважением и авторитетом среди учеников, родителей, жителей села Ведлозеро.

В 1966 году мама вышла на заслуженный отдых. На вечере, посвященном этому событию, коллеги, друзья, представители общественных организаций, бывшие ее ученицы сказали много добрых и теплых слов в ее адрес, вручили «Поздравительное письмо». В нем, в частности, говорится: «Своим честным многолетним трудом Вы заслужили спокойный, радостный отдых. Ваше педагогическое мастерство в надежных руках – в руках Вашего сына. Мы уверены в том, что его успехи в работе будут всегда доставлять Вам большую радость».

Да, я пошел по стопам мамы, стал учителем и после окончания Петрозаводского госуниверситета в течение 44 лет преподавал в Ведлозерской школе русский язык и литературу. Мама была для меня лучшим другом и советчиком во всех делах. Мои успехи в работе, конечно же, доставляли ей радость.

…Но жизнь не бесконечна. 4 апреля 1992 года мамы, ветерана педагогического труда, не стало. Но память о ней живет в сердцах ее бывших учеников и тех, кто ее знал.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ведлозеро - Земляки

Материалы о Карелии и не только

«Над моей могилой не плачьте»
В Ведлозере установили мемориальную доску хранительнице карельского фольклора Парасковье Ивановой Парасковья Прокопьевна ...
Письменные памятники
Письменные памятники, значение которых трудно переоценить, являются важнейшим источником для исследования истории языка. По ...