Раньше в каждой дворянской семье детей обучали не только танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, но и  игре на музыкальных инструментах и пению. В те времена в музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда только особо одаренных детей. Конечно, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?

Поразмышлять над этим мне захотелось вместе с учителем музыки Ведлозерской школы, а теперь еще и с педагогом филиала Пряжинской школы искусств Анной  Макаровой. Отрадно, что и у нас в Ведлозере появилась возможность у маленьких детей получить музыкальное образование.

Анна Макарова с удовольствием делится впечатлениями о первых месяцах работы с детьми в музыкальной школе. Ребята 1-5 классов занимаются с ней хоровым пением. Педагог считает, что хоровое пение является эффективным средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную культуру. Хоровое пение, по ее мнению, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбу.

На занятиях, кроме обычных детских песен, учитель практикует разучивание песен на карельском, английском языках, а к новогоднему празднику ребята разучат и музыкальное произведение на финском языке. Учитель рад, что ребята помогают ей правильно произносить  слова песен: Никита Притуп всегда подскажет правильное произношение некоторых  английских слов, а Настя Герасимова – карельских.
Кроме этого, пятеро ребят нашей школы начали учебу в первом классе музыкальной школы. Это первоклассники Дарина Чекалина, Вика Васильева, Никита Притуп и ребята второго класса Гоша Панфилов и Ваня Калмыков. Музыкальное образование для них включает в себя уроки сольфеджио и специальности. Специальность дети изучают с учителем индивидуально. Музыкальная теория познается малышами с помощью различных игровых приемов. Сольфеджио ребятишки занимаются впятером.

Анна Макарова с радостью говорит о том, что ребята быстро схватывают азы музыкальной культуры, особенно мальчики, а потом они помогают девочкам. Изучают дети нотную грамоту, а ее тайны раскрываются им во время путешествия в королевствах скрипичного и басового ключей. На музыкальных занятиях ребята выполняют ритмические диктанты, читают ноты с листа. Как в обычных школьных прописях, они уже пишут ноты, учатся изображать скрипичный ключ. Они изучают длительности и паузы, знают, что такое диезы и бемоли…

Преподаватель радуется, что детишки уже обучаются многоголосному пению. Пробовали трехголосье, получилось неплохо. Анна Михайловна объясняет мне, как они этому учатся. Музыкальный аккорд поется на три голоса. Один исполняет ноту «до» первым голосом, второй, к примеру, ноту «ми» – вторым голосом, третий ноту «соль» – третьим голосом. А потом все вместе пропевают эти ноты. Получается трехголосье.

Ребята радуются новым знаниям вместе с учителем. У Вики Васильевой уже есть дома пианино, и она радостно сообщает своему преподавателю, что учится дома вместе с папой. Она научила его отбивать ритм, как это делает преподаватель на уроке, а она играет этот ритм. А еще папа поет «Воробьи-воробушки», а Вика играет… Вот так дома они продолжают с папой осваивать музыкальные  премудрости.
— Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает, – говорит Анна Макарова.

Оказывается, действительно, у занимающихся музыкой детей часто проявляются математические способности, ведь именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. «Представьте, сколько мыслительных операций должен выполнить мозг ребенка, играющего ноты! Нужно посмотреть, какая это нота, какова ее длительность. Мозг передает сигнал в руку – какую клавишу необходимо нажать. А следом идет уже другая нота… И это какие-то доли секунды! – восклицает Анна Михайловна. – Или же ребёнок  начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения… Откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Ведь зачастую школьники не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи! И конечно же, музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет».

Думаю, о влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно. Хотелось бы пожелать ребятам, чтобы музыкальное образование сделало их лучше, умнее, образованнее! И пусть занятия музыкой будут им приносить только приятные минуты!

Фото Ульяны АЛЕКСЕЕВОЙ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

Озеро Пулозеро (Беломорский район, Республика Карелия). Рыба...
Озеро Пулозеро расположено в средней части Карелии, в 50 км к югу от Сумского Посада. Географические координаты центра озера: 63°46' ...
Мама — надежда, любовь и опора…
28 ноября в России отмечается День Матери. Безусловно, это один из самых трогательных праздников, потому что все мы с детства и ...