В 2009 году в учебный план начального общего образования МОУ Ведлозерская СОШ снова был включен карельский язык как учебная дисциплина. И вот уже второй год младшие школьники с удовольствием изучают карельский язык.

 

 

Мы с вами живем в удивительном крае – Карелии, где огромным культурным и воспитательным наследием народа являются памятники материальной, духовной культуры. Столетиями создавались, совершенствовались и сохранялись у карельского народа традиции народной архитектуры и искусства, трудовые и ремесленные навыки, эстетические и этические нормы и представления, а также самая главная ценность карельского народа – его красивый язык. Он является выразителем всех сторон народной жизни, запечатлел и сохранил в себе бесценную информацию о культуре древнего народа.

В настоящее время, к большому сожалению, сфера употребления карельского языка чрезвычайно сужена. Карельский язык может подвергнуться исчезновению.

В связи с этим сейчас все больше внимания уделяется сохранению и развитию карельского языка на территории нашей республики. Современная языковая образовательная политика Карелии направлена на принятие комплекса мер по развитию и популяризации карельского языка, усилению его статуса, как учебной дисциплины в системе школьного образования.

Так, в 2009 году в учебный план начального общего образования МОУ Ведлозерская СОШ снова был включен карельский язык как учебная дисциплина. И вот уже второй год младшие школьники с удовольствием изучают карельский язык. Программа по карельскому языку предусматривает 237 учебных часов по карельскому языку на ступени начального общего образования, в том числе 1 час в неделю в 1 классе (33 часа в год), 2 часа в неделю во 2, 3, 4 классах (по 68 часов). Так же радует и тот факт, что нынешние ученики 5 класса и их родители выбрали в качестве изучения родного языка в этом учебном году – карельский.

Посредством практического овладения карельского языка дети учатся культуре речевого поведения, культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством, как живым сосредоточением духовного богатства народа, создавшего язык.

 

Восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа происходит и через другие формы урочной и внеклассной работы с детьми. Так, например, учащиеся начальной школы также получают элементарные знания о природе, обществе и культуре Карелии на уроках «Край, в котором я живу». Осенью этого года был организован лагерь с этнокультурным содержанием «Путешествие в «галактику» народной культуры Карелии». Проводятся вечера карельской культуры с танцами и песнями на карельском языке, участвуют дети и в сельских мероприятиях.

У учащихся старших классов также есть возможность продолжить изучать национально-культурную самобытность карел посредством научно-исследовательских работ. Уже много лет эту работу проводит в МОУ Ведлозерская СОШ Л.Ф Нестерова. Её ученики не раз становились победителями районных и республиканских научно-исследовательских конференций.

В заключение хочу отметить и напомнить, что от каждого из нас зависит судьба карельского языка – исчезнет он или будет жить и развиваться. Поэтому необходимо создавать условия и обучать детей карельскому языку уже с детства в семье. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Валентины Либерцовой «Karjalazil perehil”:

 

… Konzu lapset tietäh kielyt,

Ruavot, nerot karjalazet,

Omat juuret, omat kylät

Hindah pannah enzimäzet.

Lapset lykännemmö bokkah

Unohtuksis omas ruavos,

Ei net ruavot mennä čottah,

Iäres juostah nuoret mualois.

Nenga hierut hävitämmö,

Muan dai kielen, dai kai ozat.

Mierol lapset opastammo -

Roijah kunnos omat perät.

 

 

КОММЕНТАРИЙ: Спасибо Ольге за замечательную статью. Конечно, семья играют очень большую роль в освоении языка. Но в случае с карельским языком, который до сих пор не имеет статуса официального языка в Карелии поддержка школы необходима, особенно в тех случаях когда в семьях говорят по-карельски.

Статус языка в глазах ребенка поднимается очень высоко, если на этом языке говорит его первая учительница, говорят другие учителя между собой или с детьми на переменах, на уроках не только карельского языка, но и других предметов. Учителя являются большим авторитетом для ребенка и своим отношением к карельскому языку могут сильно повлиять на отношение ребенка к этому языку, как в положительную, так и в отрицательную сторону.

К счастью, те времена, когда в школе нельзя было говорить на карельском языке прошли и теперь только от учителей зависит смогут ли они преодолеть этот груз запрета, формировавшийся годами, и впустят ли карельский язык в помещение школы, будет ли язык звучать на переменах, в столовой и в учительской.

Ольга ГОККОЕВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы о Карелии и не только

ОСОБЕННОСТИ новогодних каникул
Мое самое яркое впечатление этих новогодних выходных – вылазка на природу с друзьями. Это было незабываемое времяпровождение, ...
Заместителю прокурора Пряжинского района предъявлено обви...
Заместителю прокурора Пряжинского района предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, приведшего к ДТП, в котором ...