A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

В социально-экономическом отношении племенное объединение корела прошло те же самые стадии развития, что и соседние наро-ды. Небольшой археологический материал не может с достаточной полнотой осветить хозяйственную деятельность, а тем более соци-ально-экономические отношения и этнические процессы в I тыся-челетии. Но сравнительное изучение хозяйства и общественных отношений у прибалтийских народов и сопоставление с социально-экономическими процессами на Руси дают возможность прояснить ряд важнейших вопросов жизнедеятельности племени корела. Целесообразно привлечение лингвистического и фольклорного материала, в котором нашли отражение различные стороны со-циально-экономических отношений у древних карел. Создававшие-ся в течение нескольких веков карельские эпические песни (руны) позволяют охарактеризовать переходный этап от первобытнооб-щинного строя к феодализму, раскрыть зарождение феодальных отношений у корелы.

Основу хозяйства в I тысячелетии н. э. составляло земледелие. Трудно сказать, когда корела приобщилась к производящему виду хозяйства. Корни его уходят в глубокое прошлое, а археологиче-ские материалы не всегда в состоянии выявить их. Большинство исследователей склоняется к мысли, что земледелие на Севере Европейской части СССР существовало до прихода славян. По лингвистическим данным, некоторые слова балтского происхожде-ния в карельской лексике, связанные с примитивным земледелием и скотоводством, относятся ко II тысячелетию до н. э. О более продуктивном и прогрессивном пашенном земледелии, а также о развитии животноводства свидетельствуют перенятые от древ-негерманских племен слова, вошедшие в карельский язык позднее, примерно в I тысячелетии до н. э. Но археологическими материалами столь ранняя дата пока не подтвердилась.

У населения северо-западного Приладожья, как и у их соседей— эстов, в первой половине I тысячелетия н. э. подсечное земледелие, по всей вероятности, становится традиционным занятием.

Переход от ручного подсечного земледелия к пашенному с при-менением тягловой силы животных произошел, видимо, в первой половине I тысячелетия н. э. Правда, железные наконечники древ-нейших почвообрабатывающих орудий (рало), найденные в не-большом количестве в археологических памятниках Европейской части СССР, датируются лишь второй половиной I тысячелетия н. э. Однако это еще не означает, что население не было знакомо с пашенным земледелием. Иногда при раскопках памятников лесной полосы Европейской части СССР удавалось обнаружить деревянные рала без железных наконечников, датирующиеся серединой I тысячелетия до н. э. Исходя из этого, видимо, можно предположить, что и в центральных районах Карельского перешейка пашенное земледелие возникло во второй половине I тысячелетия н. э.

С производством железа в примитивных горнах население по-знакомилось во второй половине I тысячелетия до н. э. Но еще долгое время для изготовления орудий труда использовались камень и кость. В карельских эпических песнях каменные орудия труда упоминались как вполне обычное явление, а железные, на первых порах, воспринимались как привлекательное новшество. С конца I тысячелетия н. э. сельскохозяйственный инвентарь, рабочие и бытовые инструменты, оружие изготовлялись из железа, о чем свидетельствует появление цикла рун о кузнеце Илмаринене. В железоделательном производстве, продукция которого изготовлялась на заказ, а не на рынок, отсутствовала специализация. Илмаринен мог выковать все: оружие и орудия труда, предметы украшения и т. д. Постепенно производство железа и кузнечное дело, :прос на продукцию которых был велик, стало отделяться от земледелия.

Значительную долю в хозяйстве занимали его древнейшие формы: охота и рыболовство. Мотивы коллективного рыболовства и охоты — наиболее древние сюжеты карельских эпических песен. В общественном пользовании были не только орудия труда и средства передвижения, но и полученная в результате совместных усилий продукция.

Рост производительных сил, расширение торговых связей, на-блюдавшиеся во второй половине I тысячелетия н. э., способствовали разложению первобытнообщинного строя и зарождению феодальных отношений. Появляются элементы патриархального рабства, возникшие на стадии распада родового строя, что нашло отражение в устном народном творчестве. Судя по карельским эпическим песням, рабство у карел не получило широкого распро-

В конце X — начале XI в. у жителей северо-западного Прила- дожья появляется военная знать. Руны «Калевалы», характеризующие этот период, в отличие от ранних рун, что воспевали людей мирных профессий, прославляют оружие и военные подвиги, добы-

Появление имущественной и социальной дифференциации нашло отражение в кладах серебряных вещей и монет, датирующихся в северо-западном Приладожье XI в. Источником личного обогащения стала земля, попавшая в частную собственность. Создаются условия для постепенного перехода от родовой общины к соседской. Выделившиеся племенные старейшины и влиятельные люди племени (в карельских рунах — кунингас) сосредоточивают в своих руках политическую и экономическую власть над рядовым населением, постепенно превращаясь в класс феодалов. Однако завершился этот процесс значительно позднее.

В период разложения первобытнообщинного строя и складывания феодальных отношений корела как этническая общность прошла сложный и длительный путь развития. В эпоху первобытнообщинного строя примитивный уровень подсечного земледелия, охоты и рыболовства, слабое развитие внутренних и внешних экономических связей затрудняли сближение разделенных большими пространствами племенных групп. Во второй половине I тысячелетия н. э. зафиксированы эпизодические контакты с финно-угорскими племенами Прибалтики, Финляндии и Севера Европейской

Материальная культура Карельского перешейка конца I — начала II тысячелетия характеризуется западноевропейскими, славянскими и финно-угорскими чертами. Уже в X—XI вв. в контактирующих зонах намечается сближение корелы и населения Олонецкого перешейка, выразившееся в формировании «гибридной» материальной культуры, в которой присутствуют черты двух этнических групп: корелы и веси. В это время в жизни корелы возникают новые явления, не свойственные предшествующим векам. Они объясняются не только разным уровнем социально-экономического развития. С переходом к феодальной формации племя корела превращается в древнекарельскую народность с единой территорией, языком и общей материальной культурой. XII— XIV вв. — время расцвета древнекарельской культуры, характеризующейся яркими, самобытными чертами.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен