• (8 814 56) 34-534
  • с. Ведлозеро, ул. Совхозная, д. 7.
  • vedadmin@rambler.ru
  • Пн-пт 9:00 - 17:00
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ВЕДЛОЗЕРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПРЯЖИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

История Карелии

9.3. Расцвет культуры карельского народа

В послевоенные годы трудящиеся Карелии в тесном содружестве со всеми народами нашей страны энергично развернули широкий фронт культурных преобразований. В числе первоочередных задач, особенно в районах, бывших в оккупации, стояло восстановление школьной сети, строительство и налаживание нормальной работы культурно-просветительных учреждений, пополнение их специалистами. Школьную сеть удалось восстановить за несколько лет. Возобновили свою деятельность красные уголки, библиотеки, Дома культуры, коллективы художественной самодеятель-ности.

Повсеместно большинство школ строились по новым типовым проектам. Школы обеспечивались разнообразным оборудованием и инвентарем для политехнического обучения, создавались хорошо оснащенные школьные лаборатории, учебные кабинеты, гимнастические залы. Это открывало благоприятные возможности для планомерного перехода ко всеобщему восьмилетнему, а затем и среднему образованию. Резко увеличился прием в средние спе-циальные и высшие учебные заведения.

В республике работали Дом народного творчества, Союз ху-дожников, Союз писателей, Государственная филармония, Фин-ский и Русский драматический театры, симфонический оркестр Карельского радио. Созданная в 1945 г. Научно-исследовательская база Академии наук СССР в 1949 г. была преобразована в Карельский филиал Академии наук СССР Концентрация научных сил сыграла важную роль в развитии науки и культуры республики.

Крупным событием в культурной жизни карельского народа, республики и всей страны стал 100-летний юбилей первого пол-ного издания карело-финского эпоса «Калевала» (февраль 1949 г.). Юбилей «Калевалы» широко отметила общественность Москвы, Ленинграда, Эстонии, Карелии. 25 февраля на торжественном заседании в Петрозаводске с приветственным словом от имени Союза советских писателей выступил Л. Леонов, от Академии наук СССР — академик В. А. Гордлевский, выступили также представители украинской, эстонской, грузинской, литовской, армянской, таджикской, латвийской, молдавской, туркменской братских делегаций.

С богатой фольклорной традицией карельского народа позна-комился массовый читатель всей страны. Государственное изда-тельство художественной литературы выпустило в 1949 г. новое издание народного эпоса «Калевала» на русском языке. В том же году в Петрозаводске была опубликована составленная О. В. Куусиненом композиция «Поэзия Калевалы» — собрание из-бранных рун.

Забота государства и партии о культурном развитии края на-глядно проявилась в постоянном увеличении бюджета: если

в 1950 г. на социально-культурные мероприятия приходилось более 30% бюджетных расходов, то в начале 80-х гг.— около 70%.

В целом ряде постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР большое внимание уделялось укреплению материальной базы школы, повышению общеобразовательной подготовки в соче-тании с усвоением политехнических знаний, обеспечивающих дей-ственную связь школы с производством. В Карелии, как и по всей стране, быстро стала расти сеть средних, вечерних (сменных) и заочных школ. Расширился прием в средние специальные учебные заведения и вузы. За годы послевоенных пятилеток численность обучающихся в общеобразовательных школах возросла в 2 раза, в техникумах более чем в 10 раз, в вузах в 17 раз. В 1980 г в дневных и вечерних общеобразовательных школах занималось 115.6 тыс. детей, в средних специальных учебных, заведениях—15,2 тыс. учащихся, в профессионально-технических училищах—11,1 тыс. в высших учебных заведениях—10,2 тыс. студентов.

Развитие средней школы резко увеличило приток детей карел в средние специальные и высшие учебные заведения. Так, например, если в 1955/56 учебном году в них обучалось около 1 тысячи карел, в конце 60-х гг. почти две тысячи, в начале 80-х гг. более 3 тысяч. Сейчас нет такого отделения, факультета, где бы не учились дети карел. Большой популярностью у карел пользуются профессионально-технические училища, в которых можно приобре-сти нужную профессию и получить среднее образование. В такие училища особенно много поступает подростков из карельских де-ревень и сел.

Материалы социологических исследований показывают, что уже к концу 60-х —началу 70-х гг уровень образования карельского сельского и городского населения значительно возрос. В за-висимости от числа лет обучения можно выделить три возрастные группы карел.

В судьбах старшего поколения (40 лет и более), приобщение которого к знаниям происходило в первые десятилетия претворения в жизнь ленинских заветов культурной революции, отражается важнейшая особенность того времени — распространение гра-мотности вширь. Именно в те годы произошел глубочайший пере-ворот в культурном развитии всего населения края и карел в осо-бенности: школа стала доступной каждому карелу

В культурном облике старшего поколения отчетливо проявляется еще одна важная тенденция — сближение уровней образования мужчин и женщин, прежде всего в условиях города. Активное приобщение женщин к знаниям, начавшееся в первые годы Советской власти, проявилось уже в жизни одного поколения. Ликвидация различий в образовании устраняла серьезные причины социального неравенства, ограничивавшие доступ женщин к активной общественной жизни.

К началу 70-х гг. подавляющее большинство городских карел старшего поколения достигло семилетнего образования. Среди них за время трудовой деятельности вдвое увеличилась, доля населения со средним специальным и высшим образованием. Преобладающая часть сельских карел (около 40%) закончили 4—6 классов. Семилетнее образование и выше получил каждый третий в возрасте 40—49 лет и почти каждый пятый среди 50—59-летних.

Поколение карел, родившееся в предвоенные и военные годы (возраст 30—39 лет), имеет более высокое образование: у горожан — 8—9 лет обучения, у сельских карел — в пределах семилетнего.

Начавшийся с восстановлением разрушенного войной хозяйства процесс технического перевооружения отраслей промышленности и сельского хозяйства способствовал непрерывному профессионально-техническому образованию. Значительная часть карел, и прежде всего городского населения, совмещала трудовую деятельность с учебой в общеобразовательных школах, техникумах и вузах. Сокращался удельный вес карел с начальным и непол-

В конце 60-х гг. почти каждый третий труженик сельской мест-ности окончил 7—9 классов и примерно 15% получили среднее образование и выше. Среди 30—39-летних карел, проживавших в городах и поселках городского типа, школу в объеме 7—9 классов окончило столько же, но почти 40% окончило десятилетку,

Средний уровень образования городских карел в возрасте 16—29 лет стал превышать девять лет обучения. Среди 16—24-летних более 60% окончили 10 классов или техникум. Почти 70% горожан в возрасте 25—29 лет получили среднее, среднее специ-

Молодое поколение сельского населения к концу 60-х гг. пере-шагнуло рубеж семилетнего образования. Чем меньше возраст, тем выше удельный вес окончивших общеобразовательную школу и имеющих специальную профессиональную подготовку.

Переход к среднему образованию — требование времени, зако-номерный процесс роста культуры, знаний, профессионального об-разования, навыков, умений. Рост общеобразовательного уровня и специальной подготовки связан прежде всего с глубокими соци-ально-экономическими изменениями, усложнением и дальнейшим совершенствованием общественного производства, а не только с демографическими сдвигами. Содержание труда сказывается на втягивании в учебу, в стремлении к дальнейшему совершенствова-нию профессионального мастерства, в повышении общественно-политической активности, в расширении интереса к культуре в целом. В возрасте 16—19 лет различными формами учебы (занятия на курсах, семинарах, в школах рабочей молодежи, техникумах и вузах) было охвачено почти 90% городских карел. Стремление заниматься творческой работой играет важную роль в выборе профессии, формах учебы, культурной активности. В конце 60-х — начале 70-х гг. уровень образования различных возрастных групп карельского, и сельского и городского, населения примерно такой же, как и у большинства других национальностей нашей страны. Интернациональная природа социализма наглядно проявляется в том, что благодаря тесному сотрудничеству, взаимной помощи отсталые в прошлом народы, в том числе и карелы, вста-

Грандиозная программа социально-экономических и культурных преобразований Нечерноземья, осуществляемая Коммунистической партией, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об обязательном среднем образовании, о дальнейшем со-вершенствовании системы обучения, воспитания учащихся обще-образовательных школ и подготовки их к труду направлены на всестороннее развитие личности, воплощающей в себе синтез всех богатств человеческой культуры. Претворение в жизнь предначер-таний партии создает новые условия для социально-экономического и культурного развития карельского народа.

С возросшим экономическим потенциалом народного хозяйства расширились возможности решения задач, связанных с повышением благосостояния советского народа. XXVI съезд КПСС, определяя основные задачи экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 гг. и на период до 1990 г., подчеркнул, что высшая цель партии — «неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности...»1 Зрелый социализм создает реальные условия для совершенствования всей системы жизненных ценностей, в том числе культурно-бытовых.

В соответствии с растущими материальными ресурсами проис-ходит увеличение реальных доходов и трудящихся Карелии. Этому способствует повышение ставок и окладов, введение районного коэффициента к заработной плате, увеличение размеров пенсий, стипендий. Все возрастающую общественную помощь получают семьи, имеющие детей,— в виде социальных пособий, бесплатного и льготного предоставления мест в дошкольных детских учреждениях.

Рост материального благосостояния существенно увеличил со-циально-культурные расходы семьи. С 1940 по 1979 гг. розничный товарооборот на душу населения в государственной и кооператив-ной торговле возрос более чем в 4,6 раза. Каждая семья имеет все основные средства культурно-бытового назначения, что облегчает домашний труд, сберегает внерабочее время для культурного досуга. В улучшении условий быта, увеличении свободного времени существенную роль играет развитие сферы обслуживания, том числе рост числа ателье, мастерских, предприятий торговли и общественного питания.

Коренным жизненным интересам советских людей отвечают решения майского (1982 г.) и ноябрьского (1982 г.) Пленумов ЦК КПСС, обеспечивающие поступательное движение нашего общества по пути коммунистического созидания, дальнейший рост благосостояния трудящихся, улучшение социально-бытовых условий жизни.

В послевоенные годы значительным изменениям подверглась материальная культура карел, произошла коренная реконструкция быта. В материально-бытовой сфере различия между карелами и другими народами, проживающими в республике и за ее пределами, все более стираются. Черты сходства в быту у сельского и городского населения становятся все отчетливее. Этому способствует, в частности, широкое распространение на селе инду

стриального строительства жилых и хозяйственных построек, воз-водимых по типовым проектам. В соответствии с традицией карелы нередко возводят и рубленые дома, но с меньшим количеством комнат и различных хозяйственных построек. Все сельские посе-ления радио- и электрифицированы, многие газифицированы, имеют необходимые культурно-административные здания, продо-вольственные и продуктовые магазины. В одежде и обуви сильнее сказывается влияние моды, чем традиции. Она покупается в магазинах. Повсеместно распространены покупная мебель и другие элементы комфорта. Национальные особенности более всего проявляются в бытовании традиционных блюд. Излюбленной пищей карел остается рыба, из которой готовят многие блюда. Ее заготовляют впрок: солят, сушат, вялят. Нередко, особенно в сельской местности, пекут рыбники, калитки, пряженики. Традиционным остается употребление чая. Вкусы, выработанные многими поколениями, весьма устойчивы.

Темпы и направленность изменений в материальной культуре обусловлены социально-экономическими и культурными измене-ниями, научно-техническим прогрессом. В народном быту появ-ляются и широко распространяются новые, более совершенные, современные формы, начиная от хозяйства, кончая одеждой. Вместе с тем формирование сходных и единых черт не означает полной нивелировки, утраты национально-специфических. Значительная часть карел, особенно в сельской местности, придерживается традиционной структуры пищи, избирательно относится к покупным изделиям. Некоторые формы материальной культуры карел возрождаются в новых условиях: в сфере общественного питания получили распространение рыбники, калитки и ряд других блюд национальной кухни; на основе традиций шьются национальные костюмы для коллективов художественной самодеятельности.

Успехи, достигнутые в культурном развитии карельского народа, неотделимы от социально-экономических достижений республики й всей страны, развития системы народного образования, совершенствования материальной базы культуры.

Ощутимые результаты этих изменений выражаются в росте числа библиотек, их книжного фонда, строительства современных Дворцов культуры, кинотеатров, увеличения тиража выпускаемых книг, журналов, развития средств массовой информации — периодической печати, радио, телевидения. Сближение условий культурной жизни народов, характерное особенно для периода зрелого социализма, способствует приобщению широчайших масс трудящихся к активной творческой деятельности, разнообразным формам духовных ценностей, формируя общность черт поведения, взглядов, убеждений, морали, образа жизни.

В обогащении духовной жизни, повышении культурной актив-ности важная роль принадлежит культурно-просветительным уч-реждениям республики. Неуклонное увеличение читательской аудитории показывает, что чтение книг и журналов стало насущной потребностью, книга стала постоянным спутником человека.

Если, например, в 1966 г. библиотеки республики выдали на одного читателя 13,4 книги, та в 1972 г. уже 22,4. В конце 70-х гг. примерно половина всего населения республики пользовалась услугами библиотек, численность которых с 239 в 1945 г. возросла до 539 в 1979 г., а книжный фонд соответственно увеличился с 439 до 7559 тыс. экземпляров. По числу книг и журналов на одного жителя сельские библиотеки обеспечены почти так же, как и городские.

Социологическое исследование 1979 г. показало, что сельский житель в среднем в год читает около 20 книг. Как правило, в каждой семье имеется личная библиотека. Широкое распространение получил товарищеский обмен книгами, многие пользуются межбиблиотечным абонементом. Значительная часть художествен-ной литературы приобретается через розничную торговлю. Уста-новлено, что ежедневно или несколько раз в неделю книги читают около половины сельских карел. В городах интерес к художествен-ной литературе еще более высок. Наиболее активными читателями являются молодое и среднее поколение карел, особенно имеющие среднее, среднее специальное и высшее образование.

Широкой популярностью у карел пользуются произведения со-ветских писателей. Чаще всего читаются книги, посвященные событиям Великой Отечественной войны, мемуары видных советских военачальников. В момент проведения исследования сельские карелы читали романы В. Богомолова, Ю. Бондарева, А. Чаков- ского, Н. Чуковского, Д. Медведева, К. Симонова, М. Шолохова, воспоминания Г Жукова, К. Рокоссовского, А. Василевского. Тра-диционно устойчив интерес к русской классической литературе. Карелам хорошо известны и активно читаются произведения латы-ша В. Лациса, украинцев Т. Шевченко, О. Гончара, Н. Рыбака, белорусов В. Быкова, И. Шамякина, эстонцев А. Тамсааре, Ю. Смула, аварца Р Гамзатова, литовца Э. Межелайтиса, киргиза

Ч. Айтматова, чукчи Ю. Рытхэу и многих других прозаиков и поэтов братских республик. Широк круг почитателей творчества писателей и поэтов Карелии, в том числе карел А. Тимонена, О. Степанова, Н. Лайне, Я. Ругоева. В Калевальском районе, например, каждый второй русский и белорус прочитали романы А. Тимонена «Мы карелы», «Мирья», «Белокрылая птица». В интересе представителей различных национальностей к историческому прошлому и настоящему карельского народа, в приобщении карел к многонациональному наследию братских литератур наглядно проявляются взаимодействие, взаимообогащение народов, интернационализация их духовной жизни. Значительной части читателей хорошо знакома зарубежная литература. Наиболее часто обращаются карелы к творчеству Д. Лондона, М. Андерсен- Нексё, О. Генри, X. К. Андерсена, Стендаля, В. Гюго.

В общественно-политической жизни, организации досуга тру-дящихся значительна роль Домов культуры и клубов. В 1980 г. в республике действовало 493 клубных учреждения, при которых создано свыше 800 кружков художественной самодеятельности, десятки вокально-музыкальных ансамблей, фольклорных коллек-тивов. В кружках художественной самодеятельности занималось около 9 тыс. человек. Только в Олонецком районе насчитывалось 117 коллективов художественной самодеятельности, в том числе оркестр народных инструментов, ансамбль «Карьялан койву», народный театр, фольклорная группа с. Мегреги, мужская вокальная группа, духовой оркестр. Концертной площадкой коллективов художественной самодеятельности стали поле, ферма, строительный участок. Традиционен интерес к кино: в республике действует 548 киноустановок, в среднем ежегодно кинофильмы смотрят около 14,5 млн. человек.

Созданы благоприятные условия для развития профессиональной культуры, межнационального культурного сотрудничества. К услугам трудящихся 3 театра, филармония. Ежегодно спектакли, концерты посещает около 1 миллиона человек. Гастроли театров, ансамбля «Кантеле», симфонического оркестра Карельского радио и телевидения в различных уголках нашей страны стали обычным явлением. Карелия, в свою очередь, ежегодно приглашает гостей из братских республик и получает возможность ближе познакомиться с их профессиональным искусством и народным творчеством. Культурные взаимосвязи Карелии с братскими национальными культурами крепнут и неуклонно расширяются.

С укреплением материальной базы культуры, развитием куль-турной среды, учащением межнациональных контактов возможности для полноценной культурной жизни неизмеримо возрастают. Все большая часть свободного времени используется для активной творческой деятельности.

Карелы, как и все трудящиеся республики и страны, имеют возможность разнообразно провести свой досуг. Абсолютное большинство карел являются активными читателями газет. Каждая семья выписывает в среднем три газеты. Периодическая печать, , знакомя читателей с текущими событиями внутренней и международной политической и экономической жизни, достиже-ниями науки и техники, культуры и искусства, содействует повы-шению политического, культурного и профессионального уровня, расширению кругозора. Многие предпочитают заниматься само-образованием, рационализаторством, изобразительным искусством, участвуют в различных технических кружках, художественной самодеятельности, занимаются физической культурой и спортом. Широкую популярность получили такие любительские занятия, как коллекционирование, фотсдело, радиодело, игра музыкальных инструментах, прослушивание музыкальных записей и т. д. Исследованием установлено, что абсолютное большинство семей карел имеют радиоприемники, почти треть — магнитофоны.

Тематическое разнообразие сегодняшних радиопередач способно удовлетворять вкусы самых различных слоев населения. Ведущее место занимает общественно-политическая информация, прежде всего последние известия, программа «Время, события, люди». Большой интерес вызывают литературно-художественные и научно-познавательные передачи. Особой любовью пользуются народные песни. Карельская молодежь отдает предпочтение музыкально-развлекательным программам: концертам эстрадных песен, песням и танцевальным мелодиям разных народов нашей страны.

Среди форм массового отдыха, приобщения к культурным цен-ностям в повседневный быт прочно вошло телевидение: около 85% карел практически ежедневно проводят свободное время у «голубых экранов». В цикле телепередач самое пристальное внимание и интерес вызывают программы «Время», «Сегодня в мире», «Международная панорама», «9-я студия». В этом проявляется не только желание быть в курсе внутренних и международных событий, но активная жизненная позиция всех советских людей, их заинтересованность в прочном мире и разрядке международной напряженности. Большую роль в досуге занимает просмотр теле-фильмов, особенно посвященных гражданской и Великой Отечест-венной войнам, социалистическим преобразованиям.

В целом культурно-эстетические вкусы молодого и среднего по-коления карел более обширны, многообразны. Они чаще обращаются к таким формам досуга, которые требуют самоинициативы: посещение кино в клубе или Доме культуры, чтение художественной литературы, в том числе специальных журналов, участие в работе кружков, коллективов художественной самодеятельности, посещение танцевальных вечеров и т. д. Деятельность всей системы культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации наполняет быт богатым духовным содержанием. И чем выше уровень образования, чем более творческим, интересным является труд, тем сильнее связь между направленностью интересов и производственной деятельностью, тем более содержательно и целенаправленно используется свободное время. Среди работников физического труда, например, наиболее высокую культурную инициативность проявляют рабочие высшей квалификации (рабо-тающие на машинах и механизмах). Они чаще читают художест-венную литературу, участвуют в рационализаторстве и изобрета-тельстве, общественной работе. У этой группы рабочих устойчивый интерес к таким журналам, как «Техника — молодежи»; «За рулем», «Изобретатель и рационализатор», «Катера и яхты».

В досуге карельской интеллигенции еще более заметен интерес к сложной и содержательной информации, профессиональному ис-кусству. Высокий уровень их образовательной подготовки стиму-лирует интерес к общественно-политической, производственной, научно-технической литературе. Культурный отдых специалистов более насыщен. Они чаще остальных социальных групп обращаются к разным формам внесемейного общения: посещают спектакли, концерты, выставки и т. д.

В социально-экономическом, культурном и психологическом сближении карел с другими братскими народами нашей страны важное место принадлежит русскому языку, добровольно избран-ному народами СССР в качестве средства межнационального об-щения. В Программе КПСС подчеркивается, что изучение русско

го языка имеет положительное значение, так как содействует обмену опытом, приобщению каждой нации и народности к куль-турным достижениям других народов СССР и к мировой культуре.

В годы Советской власти совершенствование навыков и знаний русского языка стало важным средством освоения карелами куль-турных богатств, накопленных многовековой практикой различных народов. Для большинства карел он стал языком обучения в школе, открыл дорогу к среднему специальному и высшему образованию, профессиональному искусству, науке.

Основная тенденция в развитии карельско-русских языковых взаимодействий выражается в неуклонном увеличении численности карел, свободно владеющих русским языком. Уже в первые послевоенные годы знание карелами русского языка, умение об-щаться на нем стало массовым явлением. Постоянно усиливающееся общение между народами, его всесторонний характер способствуют дальнейшему расширению и укреплению роли языка межнационального общения в жизнедеятельности карельского народа. Усиливается психологическое тяготение к русскому языку: по данным Всесоюзной переписи населения 1979 г., примерно 40% карел назвали его родным.

Несмотря на широкое распространение русского языка, знание карелами языка своей национальности остается весьма высоким: в сельской местности около 90% карел умеет говорить на нем. Карельский язык, наряду с русским, является основным средством внутринационального общения. В сельских семьях предпочитают говорить по-карельски, но в каждой третьей семье общаются на русском языке. Более часто языком своей национальности пользу-ются люди старшего поколения. Молодежь чаще общается на рус-ском языке, особенно на работе и при встречах с друзьями. Нередко они пользуются карельским и русским языками, прежде всего при общении со старшими. Сельская интеллигенция использует оба языка, а в производственных контактах — преимущественно русский.

В городах условия языковых контактов резко отличаются от сельских. Производственные коллективы, как правило, многона-циональны. Здесь вдвое больше карел состоят в национально-смешанных браках. Поэтому во всех сферах общения предпочтение отдается русскому языку, но свыше 60% городских карел свободно владеет языком своей национальности. Наиболее часто в городах пользуются карельским языком при встречах с карелами, приезжающими из деревни, с родителями. Столь же часто в этих случаях употребляют два языка. Родители с детьми обычно обща-ются на русском языке.

Усиление межнациональных связей, совершенствование соци-альной структуры, рост образования способствуют дальнейшему укреплению роли и значимости русского языка во внутринацио-нальных и межнациональных контактах. Русский язык стал вторым родным языком карельской народности.

Расцвет карельской культуры и сближение ее с культурами других народов СССР тесно связано с сохранением и дальнейшим развитием (преобразованием, осовремениванием) национальной традиции на качественно новом уровне освоения духовного насле-

Буржуазные фальсификаторы не хотят мириться с фактором бурного развития национальных культур, искусства, всех видов народного творчества. Расцвет и сближение социалистических наций злобно осуждаются антикоммунистическими советологами и рассматриваются как якобы исторический регресс.

Свободное и успешное развитие национальных культур всех народов СССР не имеет ничего общего с подобной клеветой, ибо «социализм сумел решить задачу поистине исторического значения: вооружить достижениями культуры многомиллионные массы людей труда, открыть для каждого человека, независимо от его социального положения и национальности, все источники знания. В стране созданы широкие возможности для проявления талантов и дарований, расцвета культуры всех наций и народностей, для творческой деятельности масс в области науки и искусства»1.

В условиях развитого социализма, когда все нации и народности страны становятся социально однородными, составляя в своей совокупности новую историческую общность — советский народ, единство их литератур восходит на новую ступень. Современная литература Карелии не простое соединение нескольких контакти-рующих национальных литератур, а принципиально новое эстети-ческое явление. Активно познавая действительность Карелии, эта разноязычная (на русском, финском и карельском языках) литература не только запечатлевала ее в художественных образах, но становилась вое более заметной нравственной силой, влияющей на культуру народа. Творчество писателей, черпавших темы и мотивы в родной национальной и инонациональной среде, позволяло глубже проникнуть в сущность происходящих в жизни процессов. Не повторяя друг друга, писатели: русские — А. Линевский, Ф Трофимов, Д. Гусаров, А. Иванов, Б. Шмидт, В. Морозов, М. Тарасов, Ю. Линник, А. Титов, финны — Л. Хело (Т. Гутари),

с писателями-карелами — Н. Яккола, А. Тимоненом, Я. Ругоевым, Н. Л айне (Гиппиевым) и др.— внесли в общую литературу свое особенное, обусловленное своеобразием языка, истории народа, его

В послевоенные десятилетия зрелость обрело творчество писа-телей— участников Великой Отечественной войны: Н. Яккола, А. Тимонена, Я. Ругоева, Н. Лайне (Гиппиева), О. Степанова, П. Пертту. Росло поэтическое мастерство писателей молодого по-

Особая роль в углублении историзма и эстетического своеобра-

«О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик». Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., 1982, с. 13—14.

зия карельской национальной литературы принадлежит Н. М. Як- кола. Он стад одним из тех советских писателей младописьменных литератур, которые поднимали целину в художественном изобра-жении жизни своего народа. Опираясь на опыт русского советского историко-революционного романа, горьковскую концепцию человека, Н. Яккола сумел поставить на специфическом карельском материале кардинальные проблемы искусства: человек и революция, личность и народ. Художественному осмыслению связи времен, движения карел к социализму он посвятил труд всей своей жизни—тетралогию «Pirttijarven rantamilla» (в русском переводе «Водораздел», 1946—1966 гг.). В этом, теперь известном далеко за пределами республики, эпическом произведении писатель показал сложность истории карельского народа, его стойкость во все времена и эпохи в отстаивании своей самостоятельности, верность многовековой дружбе с русским народом и беднейшими слоями финского народа. Н. Яккола сомкнул в своем творчестве народно-поэтическую традицию с литературной. Он ввел в литературу в качестве героя целый народ со своими обычаями, традициями, нравами, своей самобытной духовной культурой. Вместе с этим коллективным героем в произведение, написанное на финском языке, вошла стихия народно-разговорного карельского языка. Стилевые искания Н. Яккола оказались плодотворными. Стиль, выработанный им в «Водоразделе», утвердился в карельской литературе и стал признаком ее внутреннего созревания, ее художественного определения. Об этом свидетельствуют прежде всего романы А. Тимонена, Э. Кононова, Я. Ругое-

Воссоздающие конкретность быта и социальной жизни Карелии, объятой гражданской войной, осложненной белофинской интервенцией, романы «Me karjalaiset» («Мы карелы», 1971)

А. Тимонена и «Борозда» (1969) Э. Кононова раскрывают через переплетение неповторимых национальных коллизий, людских судеб и характеров общественные закономерности с позиций ком-мунистической партийности. Противоборство двух социальных начал в карельской деревне, мучительное преодоление предрассуд-ков, поиек истинного пути к свободе — составляют содержание этих романов, разных по композиции, развитию сюжета, средствам выражения, лепке характеров. Роман «Мы карелы» обогащает национальную эпическую традицию изображения образов цельных и сильных людей, умеющих постоять за свою землю, раскрытием внутреннего драматизма судьбы и характера человека (образ Васселея) Драматический сюжет, трагическая для центрального героя развязка способствовали созданию по мотивам этого романа пьесы «Примешь ли меня, земля карельская?», имевшей сценический успех !в нашей стране и за рубежом и удостоенной в 1972 г Государственной премии РСФСР им. К. С. Став центре внимания романа «Борозда» Э. Кононова — личность цельная, идейно-сознательная, представляющая самые передовыесилы эпохи,— личность коммуниста (образ Ивана Дюргина). Это новый тип личности, характер которой выковывался в революци-онной борьбе карел за социальную свободу и справедливость. Э. Кононов рассматривал живой карельский язык и русский язык в карельской среде как отражение реальной языковой ситуации, существующей в Карелии. Поэтому он избрал второй родной язык своего народа — русский — языком своего творчества. Э. Кононов постигал глубины русского языка, стилистические формы русского фольклора для того, чтобы создавать произведения, сохраняющие национальную субстанцию. Сделанное им в литературе говорит о том, что он, как многие современные советские писатели братских народов СССР, избрал новый путь обогащения своей национальной культуры, опираясь на реальные потребности своего народа. Его роман «Борозда», написанный на русском языке, как и его повести «Следы на снегу», «Долгая дорога домой», «Ожидание», передают национальный дух народа, его самосознание.

В тетралогии «Kotikunnan tarina» («Родичи», 1969—1981) О. Степанова, в романе «Ruokoranta» («Тростниковый берег», 1974) Я. Ругоева раскрыта динамика советского образа жизни. Авторы стремились в многоплановых произведениях познать сущность духовной эволюции карела-труженика, лучшие традиции родного народа. Они показывают, как советский образ жизни расковывал личную инициативу, давал радость труда на пользу общества, определил необычайную стойкость в бесчеловечно жестокой войне с фашизмом. Существенные стороны советского образа жизни, социалистический характер труда отображены в романе «Kotoisilla poluilla» («Родными тропами», 1958) А. Тимонена, в повестях «Клад», «Рийко Марттинен» (1970) П. Пертту. Доку-ментальная повесть «Терпение, терпение, терпение...» (1980)

А. Самойлова о «лыжнике-гиганте», сыне карельского народа, прославившем советский спорт на мировой арене, олимпийском чемпионе Федоре Терентьеве, при всей насыщенности конкретным материалом, отображает типические черты растущего человека- творца. Герои этих произведений — носители духовного богатства советского народа. Изображение советского образа жизни в сравнении с образом жизни в буржуазном обществе (Финляндии) дано в романах «Pieni valkosiipi» («Белокрылая птица», 1961), «Olen kotona» («Здесь мой дом», 1967), «Yksi aurinko kaikille» («Одно солнце для всех», 1982) А. Тимонена, посвященных проблемам мира, социалистического гуманизма.

Единение, братство советских народов, скрепленное в совмест-ной борьбе с фашизмом, многогранно отразилось в советской мно-гонациональной литературе, углубив ее интернациональную сушг ность. Внесли в разработку военно-патриотической темы свои вклад и писатели-карелы: роман «Kuuma kesa» («Горячее лето» третья часть тетралогии «Родичи») О. Степанова, повести «Karjalasta Karpaateille» («От Карелии до Карпат») А. Тимонена, «Uskollisuus («Верность») Н. Яккола, «Kaksi miesta muistelee sotaa» («Двое вспоминают войну») П. Пертту, рассказы Я. Ругое-

ва. Эти произведения, вместе с русскими романами «Боевой призыв» и «За чертой милосердия» Д. Гусарова, повестями «На каменистом поле в Педасельге» Ф. Трофимова, «Операция в зоне «Вакуум» О. Тихонова, «Второй эшелон» И. Петрова (Т. Вяхя), очерком «Летний поход» П. Борискова, исследуют нравственную, духовную жизнь советского человека, защищавшего свободу и независимость Родины от фашизма. Эти произведения современ-ных писателей продолжают традиции произведений предшествую-щих лет, синтезируясь с ними в преемственной связи как звенья единого литературного процесса. Многие из них переведены на языки народов СССР: эстонский, украинский, латышский и др.

Тематический диапазон национальной литературы непрерывно расширяется. Это особенно заметно в поэзии. Преображающаяся в созидательном труде, стройках всесоюзного значения родная земля, человек, улетающий в космические дали,— сегодняшний день народа Карелии. Идея причастности к великим свершениям Советской страны, ответственности за судьбы мира пронизывает творчество карельских поэтов Я. Ругоева (сборники стихотворе-ний «Viritan tulen» — «Разжигаю огонь», «Omalla kynnoksella» — «На своей пашне», «Маап huolia» — «Тревоги земли» и др.) и Н. Лайне («Lieksan laulujа» — «Песни Лиэксы», «Laulu ula- palta» — «Песня над озером», «Punaiset pihlajantertut» — «Гроздья красной рябины», «Kotona ja vieraissa» — «Дома и в гостях», «Miespolvesta toiseen» — «Из поколения в поколение», «Nelja vuosikymmenta» — «Четыре десятилетия», «Tuulinen ilta» — «Ветреный вечер»).

Философия исторического оптимизма, человеческой активности одухотворяет идеалы карельской эпической поэзии, художественно запечатлевшей узловые моменты истории карельского народа: дилогия в стихах «Karjalainen tarina» («Сказание о карелах») и поэма «Lokakuun runoelma» («Хождение за надеждой») Я. Ругоева, поэмы «Me kommunistit» («Мы коммунисты»), «Rako- tulilla» («У костра»), «Tienhaarassa» («На перепутье»), «Kolme koivua» («Три березы») Н. Лайне.

Человек и природа, Человек и родная земля — эти темы посто-янно волнуют писателей-карел. Подлинно нерасторжимое единство они составляют в поэзии В.Брендоева. Глубокая сокровенная связь поэта с народом, с народной поэзией, питающей его образы, стиль, характерны для лирики В. Брендоева, опубликовавшего свой первый сборник на ливвиковском диалекте карельского языка «Anusrandaine» — «Край мой Олонецкий» — в 1980 г.

Переводная поэзия стала одним из самых важных источников приобщения карел к мировой культуре. Достоянием своего народа сделал «Слово о полку Игореве» и многие стихотворения самых разных поэтов народов СССР Я. Ругоев. Н. Лайне перевел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова и «Василий Теркин»

А. Твардовского, циклы стихотворений поэтов советской многонациональной литературы, а также зарубежных: никарагуанских

эфиопских, чилийских. Неповторимо свежи эмоционально-образ-ные переводы на карельский язык стихотворений С. Есенина

С каждым годом возрастает интерес к карельской националь-ной литературе за рубежом: в Венгрии, ГДР, Болгарии, Чехосло-вакии, Финляндии. Летом 1967 г. Карелию посетил лауреат Меж-дународной Ленинской премии «За укрепление мира между наро-дами» американский художник и писатель Рокуэлл Кент. Другом карельской литературы были венгерский писатель Бела Иллеш, финский поэт Армас Эйкия, датский романист М. Андерсен-Нексё. Итальянский писатель-революционер Джованни Джерманетто, чьи связи с Карелией восходят к 30-м гг., незадолго до своей кончины писал: «Я с волнением слежу за работой литераторов Карелии. Знакомство с вашей работой последних лет, друзья мои, убеждает меня в том, что литература Карелии сделала в своем развитии большой шаг вперед». Рост, возмужание карельской литературы поражает тех, кто знал ее еще в период становления.

Писатели-карелы вместе с другими советскими писателями стали равноправными представителями советской литературы на всесоюзных и международных съездах, конгрессах, семинарах, симпозиумах, встречах. Издающиеся в Карельской АССР литера-турно-художественные и общественно-политические журналы те-перь неизмеримо расширили свои творческо-организационные возможности. Русский журнал «Север» в 1965 году стал органом СП РСФСР, а журнал «Punalippu» («Красное знамя») система-тически расширяет международные контакты советских и зарубежных писателей, за что в 1978 г., в связи с 50-летием со дня осно-

Вечера братских литератур в Карелии, обсуждение творческих вопросов по карельской литературе в секретариате СП РСФСР, декадные дни молдавской и коми литератур в Карелии, Дни лите-ратуры и искусства Чечено-Ингушетии, Эстонии, Мордовской и Марийской АССР в Карелии, Дни ленинградских писателей в Карелии и Дни карельской литературы в Ленинграде и в Москве— все это продиктованные самой жизнью новые формы прояв-

Важную роль в развитии советской литературы Карелии игра-ет Союз писателей Карельской АССР, входящий в Союз писателей СССР Членами его являются писатели разных национальностей. Союз особое внимание уделяет творческой работе писателей

Всесоюзные съезды писателей, съезды писателей РСФСР, в ко-торых активно участвуют делегаты карельской литературы, рес-публиканские съезды писателей имеют огромное значение в раз-витии литературы Советской Карелии по пути, указанному пар-

Сразу после войны возобновилось изучение истории и культу-ры карел и других народов, населяющих республику, разных жан-ров традиционного и советского фольклора. Научные кадры рес-публики вносят весомый вклад в познание истории карельского народа, дальнейшее развитие его культуры, формирование его марксистского мировоззрения.

В послевоенные годы заметные творческие успехи демонстри-рует музыкально-хоровая самодеятельность. Этому способствовали и способствуют районные и республиканские смотры художественной самодеятельности, праздники песен. На концертах Недели музыки и танца, состоявшейся 6 октября 1951 г. в Москве, выступили Петровский и Сегозерский хоровые коллективы, народные сказительницы, Государственный ансамбль «Кантеле», солисты филармонии. Газета «Советское искусство» писала: «Танцевальное искусство ансамбля «Кантеле» содержит в себе много образов и тем, заимствованных из жизни карельского народа. Благодаря этому танцевальные номера ансамбля приобрели черты жанровой характеристики, неподдельного простодушного юмора, непосредственности чувства...

Творчество танцевальных коллективов Карелии «Кантеле» и «Руна» приобрело широкую известность не только в нашей стра-не, но и за рубежом (в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании). Восторженно встретили выступление ансамбля «Кантеле» участ-ники III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1951 г.). Ансамбль завоевал звание лауреата фестиваля и был удостоен второй международной премии. Ансамбль «Кантеле», неизменный участник декад карельского искусства, регулярно вы-ступает в различных уголках нашей страны, знакомя зрителей с богатой палитрой самобытного танцевального и музыкального искусства Карелии. Танцевальные коллективы республики продолжают творчески развивать лучшие народные танцевальные традиции карел, вепсов, финнов, русских.

Зарождение и становление карельского профессионального хореографического искусства неразрывно связано с плодотворной деятельностью народного артиста КАССР, заслуженного деятеля искусств КАССР и РОФСР вепса В. И. Кононова, кантелиста заслуженного артиста республики и Российской Федерации карела М. Гаврилова, танцовщиков — карела Ф. Козина и финки

В. Мальми.

В создании, распространении и популяризации широко бытую-щего на территории республики песенного творчества карел большая заслуга принадлежит И. И. Левкину, основателю Петровского народного хора. Песни, открытые и созданные хором: «Рускей ней- чут» — «Девица красная», «Ийвана-пойка» — «Мальчик Ваня», «Ит- кей нейчут» — «Плачет девушка», «Куллерво-Каллерво», «Привет Москве», «Ржаное поле», «Хороша Карелия» и др.,— исполняются многими народными хорами, вошли в репертуар профессиональных музыкальных коллективов, звучат в передачах Карельского и Всесоюзного радио.

Важную роль в развитии национальной культуры играли и иг-рают Декады культуры и искусства. Во время Декады карельского искусства и литературы, состоявшейся в августе 1959 г. в Москве, взыскательные москвичи восторженно встретили первый нацио

нальный балет «Сампо», созданный по мотивам «Калевалы», первую комическую оперу «Кумоха» — по мотивам карельских народных сказок. О прошлом и настоящем карел и других народов республики рассказали пьеса П. Борискова «В огненном кольце» и инсценировка по роману В. Бабич «Хозяйка леса». С большим успехом выступили Поморский и Сегозерский народные хоры, ансамбль «Кантеле», композиторы, солисты филармонии, Петрозаводская городская хоровая капелла. В залах Академии художеств СССР прошла выставка произведений художников и скульпторов Карелии. Декада продемонстрировала успешное развитие культуры Карелии, ее неразрывную связь с культурами всех наций и народностей СССР, которые объединяет общность идейных позиций, партийность, реализм и народность. Оценивая концертную программу, показанную на заключительном выступлении в Кремлевском Дворце съездов, газета «Правда» писала: «Национальносамобытное, полное глубокой поэзии творчество карельского народа было представлено в этом концерте ярко, талантливо и многообразно как в исполнении актеров-профессионалов, так и участников художественной самодеятельности — рабочих и колхозников, рыбаков и лесорубов».

Значительные успехи достигнуты в развитии театрального искусства. Театры Карелии стали одним из полноводных каналов, обогащающих культуру республики, ее связь с самой жизнью, ды-ханием, ритмом и музыкой времени.

В репертуаре Русского драматического и музыкального теат-ров широко представлены опера, балет, драма, оперетта. Артисты познакомили зрителей с лучшими образцами русской и советской драматургии, классической и современной музыки.

За время своего существования театр поставил свыше 700 премьер. В связи с 75-летием и за большой вклад в развитие культуры в 1982 г. Русский драматический театр награжден орде-ном «Знак Почета». Большую роль в развитии театрального ис-кусства республики сыграл заслуженный работник культуры КАССР и РСФСР карел С. П. Звездин.

Коллектив Финского драматического театра за 50 лет своего существования показал зрителям многие пьесы русских, советских и зарубежных писателей. Особенно часто труппа театра обращается к творчеству писателей Финляндии, к наследию классиков финляндской литературы А. Киви и М. Лассила. В послевоенные годы определенные успехи достигнуты в развитии национальной драматургии. Впервые на сцене театра по произведению карельского писателя Я- Ругоева была поставлена пьеса «Огни Марикоски». Далеко за пределами республики известны такие постановки, как «Примешь ли меня, земля карельская?», «После бури», «День рождения» А. Тимонена. Состоялась инсценировка романа О. Степанова «Родичи». Спектакли «Калевала» (1975 г.) и «Кантеле- тар» (1982 г.) созданы в содружестве с театральными деятелями Финляндии. Театр является постоянным участником декад искусства, часто гастролирует и в нашей стране и за рубежом. В июне

1982 г., в связи с 50-летним юбилеем, театр награжден ор;

27 марта 1959 г. навсегда вошло в летопись культурной жизни как день рождения национального балета Карелии. В этот день состоялась премьера балета «Сампо» (композитор — Г Синисало). Композитор А. Хачатурян писал, что музыка балета отмечена не-повторимостью национального колорита, высоким уровнем компо-зиторской техники. Успех балета в значительной степени опреде-ляется тем, что обращение к танцевальному фольклору удачно сочетается с приемами хореографической классики и подлинно народные танцы, привнесенные в балетный спектакль, стали его истинным украшением. Национальное своеобразие балета покори-ло сердца любителей этого вида искусства во многих городах страны и за рубежом. В 1962 г. с балетом «Сампо», а через него и с гуманными идеями «Калевалы», познакомились участники VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки.

27 мая 1973 г. вписана новая яркая страница в историю нацио-нальной хореографии — балет «Кижская легенда».

Один из ярких и убедительных примеров развития профессио-нальной культуры — формирование национальных художественных кадров. Более 40 лет на сцене финского театра выступает народная артистка РСФСР и заслуженная артистка КАССР Д. К. Карпова, свыше 200 ролей сыграл на профессиональной сцене заслуженный артист РСФСР М. Любовин. Жизненный путь заслуженной артистки КАССР С. Бочарниковой связан с финским театром с первого же дня его основания. Крепнет мастерство послевоенного поколения артистов (П. Мишкиева, В. Кеттунен, Г Лайне и др.).

В станковой и книжной графике заметную роль играют та-лантливые произведения карельского художника О. П. Бородкина (1913—1949). Особое место в его творчестве занимают иллюстра-ции к «Калевале», при работе над которыми использованы дости-жения и традиции русской трафики конца XIX-—начала XX в. Ученик Попова О. П. Бородкин, положив вместе с Г А. Стронком и М. М. Мечевым начало освоению книжной графики, сделал культурное наследие карельского народа, его героический, жизне-утверждающий эпос достоянием всей страны.

В современную эпоху развитие и совершенствование профес-сиональных форм культурй неразрывно связано с процессом ин-тернационализации и определяется им, испытывая в то же время мощное воздействие фольклорной традиции. Воплощаясь в новых формах, традиция совершенствуется, видоизменяется, придавая интернациональному черты национальной самобытности. В сплаве национального и интернационального национально-специфическое получает особое звучание, придает культуре общезначимый характер, интернациональное выражение. Палитра национальных красок необычайно сильно звучит в музыке, танцах. Народные представления о красоте, любви, верности ярко выражены в искусстве хореографии, живописи. Рождение национального балета теснейшим образом связано с фольклорным наследием прошлого, что находит свое проявление в сюжете, музыкальной интонации, пластике движений и т. д. Бережное отношение к песенному, музыкальному, танцевальному наследию карел, мотивам народных сказок, легенд, преданий ощущается в творчестве композиторов Г Синисало, К. Раутио, Р Раутио, Р Пергамента и других. В многочисленных симфонических, камерных, вокальных произведениях, в музыке к пьесам, балетам традиции карельской народной культуры сочетаются с достижениями советского и мирового искусства.

Одна из наиболее характерных закономерностей развития со-ветской культуры состоит в заинтересованности различных наро-дов в приумножении духовного богатства карел. Зарождение театрального искусства, например, тесно связано с активным уча-стием в этой деятельности представителей других национально-стей. Музыку к балетам «Сампо» и «Кижская легенда», нацио-нальным по сюжету, написал композитор, финн по национально-сти, Г Синисало, постановку осуществил русский балетмейстер И. Смирнов. Насыщение музыкальных произведений богатым духовным наследием карел, вепсов, финнов сочетается с достиже-ниями советского и мирового музыкального искусства. Художники Карелии, изображая и современную эпоху и поэтических героев «Калевалы», творят на основе традиций и успехов, достигнутых русским и советским изобразительным искусством. Это говорит о возросших масштабах взаимодействия и взаимовлияния культур. Национально-особенное, как один из источников культурного процесса, активно вливается в общесоюзный культурный поток, в котором богатства карельского фольклора становятся достоянием всех братских народов. Так как развитие современных форм про-фессиональной культуры происходит при активном участии пред-ставителей различных национальностей, которые привносят свое понимание, интерпретацию национально-особенного, то, очевидно, следует ожидать рождения новых образцов интернациональной культуры. Именно в прогрессивных формах, имеющих интернациональное выражение, национально-специфическое наиболее активно развивается и совершенствуется. В сложном сплаве национального и интернационального, в многоцветий культуры наиболее полно выражается интернациональное единство.

Тенденция интернационализации, которая особенно сильно проявляется в эпоху развитого, зрелого социализма, определяет дальнейшее развитие карельской социалистической народности и ее культуры.

Исторический поворот в судьбе карел, как и других народов нашей страны, совершился после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Великий Октябрь освободил все народы бывшей царской России от социального и национального гнета, создал решающие предпосылки для осуществления корен-ных социально-экономических преобразований, положил начало становлению нового типа социалистических национальных отно-шений. Великая Октябрьская социалистическая революция созда-ла объективную основу для решения национального вопроса в на-шей стране и создала все условия для проведения в жизнь ленин-ских принципов национальной политики.

Великий Октябрь навсегда освободил карел от социального и национального угнетения, открыл перед ними широкие возмож-ности всестороннего развития. Карельский народ получил сзою советскую национальную государственность.

В невиданно короткие исторические сроки была ликвидирова-на доставшаяся в наследство от дореволюционного прошлого эко-номическая и культурная отсталость. В ликвидации фактического неравенства в уровнях экономического и культурного развития карельский народ получил неоценимую помощь народов СССР, и прежде всего великого русского народа.

В республике создана мощная энергетическая база, лесная, целлюлозно-бумажная, металлургическая промышленность, воз-никли новые отрасли производства — тракторостроение, станко-строение, производство бумагоделательного и химического оборудования, развиваются радиотехническая, легкая, пищевая и ряд других отраслей промышленности. Достаточно сказать, что в настоящее время объем промышленного производства в Карелии более чем в 350 раз превышает уровень 1920 г. То, что прежде производилось за год, ныне выпускается за один день.

Неузнаваемо изменилось за годы Советской власти сельское хозяйство. Небывалого расцвета достигла культура. Неустанно растет благосостояние трудящихся. Карелия стала высокоразви-той автономной республикой, полноправным членом великой братской семьи советских народов. Успехи Карелии, как и любой из братских союзных и автономных республик, неразрывно связаны с общими достижениями нашей Советской Родины, являются свидетельством торжества мудрой ленинской национальной политики.

Многовековая история карел неразрывно связана с историей Советского Союза.

Формирование карельской народности началось примерно в конце I тысячелетия н. э. в составе Древнерусского государства с центром в Киеве и Новгородской феодальной республики. Ее этническую основу составило обитавшее на Карельском перешейке и в северо-западном Приладожье прибалтийско-финское племя корела. В ходе исторического развития корела расширяла свою племенную территорию за счет восточной и северной периферии и вступила в тесные этнические, хозяйственные и культурные связи с соседними племенами и, прежде всего, на Олонецком перешейке с проникавшими сюда с юга группами родственного племени весь, а на севере — с саамами (лопарями). Постепенно происходил процесс этнической консолидации этих племен с коре- лой, приведший в дальнейшем к формированию новой этнической общности — карельской народности.

Развитие карельской народности в феодальную и капитали-стическую эпохи в составе Русского государства происходило не изолированно. История Карелии тесно переплеталась с историей всей России. Карелы имели тесные и многообразные связи с рус-ским народом и другими народами страны, что нашло отражение в их хозяйстве, быте и культуре. На протяжении веков сформиро-валась самостоятельная глубоко самобытная материальная и ду-ховная культура карел. Ее своеобразие определили плодотворные взаимные культурные контакты и воспринятие карелами ряда элементов культуры русских и других соседей.

На протяжении многих столетий вместе с русскими и другими народами карелы вели упорную борьбу против многочисленных внешних врагов, против общих угнетателей — феодалов и буржуазии, против царизма. В этой борьбе карелы смогли устоять только благодаря активной помощи русского народа. Дружба с русским народом позволила им сохранить свою народность (национальность), развивать свою материальную и духовную культуру.

Для дальнейшей судьбы всех народов России, в том числе и карел, решающее значение имело появление на исторической арене

самого революционного в мире российского пролетариата и его авангарда — Коммунистической партии.

Под руководством Коммунистической партии сплоченные вокруг русского пролетариата народы России осуществили Вели-кую Октябрьскую социалистическую революцию.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу истории всех народов России, в том числе и ка-рельского.

Поистине историческим событием для карельского народа яви-лось создание национальной автономии. Он впервые получил национальное и социальное освобождение, стал равноправным членом в великой многонациональной семье советских народов.

Продолжением дела Великого Октября, живым воплощением Коммунистической партией ленинских принципов национальной политики явилось образование Союза Советских Социалистиче-ских Республик. «Мы хотим добровольного союза наций,— говорил

В. И. Ленин,— такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой,— такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии» .

Образование карельской советской социалистической государ-ственности, строительство социализма и бескорыстная братская помощь всех народов нашей страны позволили карелам ликвиди-ровать вековую отсталость и добиться политического, экономиче-ского и культурного равенства с другими народами. Это, в свою очередь, явилось основой формирования в пределах Карельской АССР карельской социалистической народности.

Ленинская национальная политика Коммунистической партии позволила карельскому народу в единой братской семье во всю глубину и ширь раскрыть свои могучие творческие силы и добиться невиданных успехов в своем развитии. Из отсталой окраины цар-ской России Карелия превратилась в индустриальный край, в рес-публику с развитой промышленностью и современным механизи-рованным сельским хозяйством, с высокой культурой.

В короткие исторические сроки, немногим более чем за 65 лет Советской власти, Карелия прошла путь, равный столетиям.

В. И. Ленин предсказывал, что по мере упрочения социализма, достижения им более зрелых форм все отчетливее будут про-являться интернациональные черты во взаимоотношениях народов. Обеспечивая их полное доверие, фактическое равенство, писал Владимир Ильич, социализм облегчает и гигантски ускоряет сближение наций, создает условия для перехода «к сознательному и более тесному единству трудящихся» .

Всеобъемлющим отражением принципов интернационализма в СССР, подлинным триумфом переустройства всего нашего жиз- ценного уклада на социалистических началах явилось возникно-вение новой социальной и интернациональной исторической общности людей — советского народа. Она представляет собой монолитный союз рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей нашей страны, спаянных общими революционными, трудовыми и боевыми традициями, совместной борьбой за построение социализма и коммунизма, отношениями дружбы и сотрудничества, единством экономической, социальнополитической и духовной жизни, марксистско-ленинской идеологией.

Важнейшей гарантией дальнейшего развития и расцвета наций и народностей СССР, их нерасторжимого единства является целенаправленная деятельность Коммунистической партии Советского Союза по осуществлению ленинской национальной политики. «Совершенствование развитого социализма — а именно так мы можем определить главное содержание деятельности партии и народа на современном этапе,— указывал Генеральный се-кретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов в докладе «Шестьдесят лет СССР»,— должно включать и продуманную, научно обоснованную национальную политику» В основе этой политики, как отмечал Ю. В. Андропов на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС,— «принципы, завещанные нам Лениным: полное равноправие всех наций и народностей страны, свободное их развитие в рамках братского союза и неуклонный курс на их сближение. Осущест-вление этой политики требует и будет требовать впредь последо-вательного воспитания всех советских людей в духе социалисти-ческого интернационализма, глубокого сознания общности инте-ресов всех народов Советского Союза».

Возрастание роли КПСС в жизни нашего общества обеспечивает активность процессов расцвета и всестороннего сближения социалистических наций. Крепнущая общность советских людей не поглощает и не растворяет в себе нации и народности, а пред-ставляет их интернациональное единство, целый живой организм,, исключающий не национальное вообще, а национальную ограни-ченность, всячески способствует отбору духовных ценностей, рож-дению прогрессивных традиций, проявлению лучших черт каждого наро ча.

Наглядным подтверждением этому является славный путь ка-рельской социалистической народности, уверенно идущей под руководством ленинской партии в дружной семье народов СССР по пути строительства нового общества.

© 2011-2018 Ведлозерское сельское поселение. Все права защищены.

  Создание и поддержка сайта - веб-студия КОНСТАНТА 

Поиск