Наряду с древними жанрами уже в XIX в. стали звучать новые рифмованные песни. Они первоначально исполнялись только молодежью, привлекая ее новизной мелодии. В них основным было не слово, а мелодия, это были танцевальные и игровые песни. Большую популярность в Карелии получили русские кадрильные песни; их пели, зачастую не зная языка, не очень улавливая смысл, искажая слова, но нравилась танцевальная ритмика — живая и задорная. В одной карельской деревне пожилые женщины рассказывали, что у них в начале века чрезвычайной популярностью пользовалась песня «Стойпотус» (Stoipotus). Казалось, это чисто карельская песня; когда же ее исполнили, оказалось, что это русская песня «Вдоль по улице метелица метет», a stoipotus — искаженное русское «Ты постой-постой». Некоторые русские песни переводились на карельский язык, например «Cuuruzen туб kylvamo, kylvamo» А мы просо сеяли, сеяли». В северной Карелии наряду с русскими распространение получили и финские танцевальные песни (piirileikkilaulut).
В средней и южной Карелии популярными стали «короткие песни» (lyhyt pajo) типа русских частушек. Из всех фольклорных жанров частушка — наиболее поздняя по происхождению, она получила распространение только в XIX веке. Частушки носят характер импровизации, они часто создавались экспромтом.
В карельских «'lyhyt pajo», как и в русских частушках, попу-лярны ирония и сатира. Особенностью карельских «коротких песен» является то, что это только девичьи песни, мужчины их обычно не поют.
Если песни калевальского стиха исполняли в основном люди пожилого возраста, то новые песни — в репертуаре молодежи. Отсюда и их тематика: дела и заботы молодых, любовь в различ-ных ее проявлениях — счастливая и несчастная, брак, вопросы морали.