A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

– Многие животрепещущие проблемы нашей жизни стали темами обсуждения на Х1Х партконференции. Скажите, Яков Васильевич, какие из них наиболее значительны и близки вам как коммунисту, писателю, человеку?

– Все итоговые документы конференции имеют непреходящее значение для судьбы нашего государства. Но я бы остановился на резолюции «О межнациональных отношениях». Мы вновь возвращаемся к ленинским принципам национальной политики, которые в период культа личности и в годы застоя были существенно извращены, когда «утверждались представления о беспроблемности национальных отношений». Эту строку из резолюции могу проиллюстрировать.

Еще в прошлом году вологодский писатель-вепс Анатолий Петухов прислал в редакцию журнала «Север» статью о судьбе своего народа. Ее не разрешили печатать. Одно из резюме звучало так: «Национальный вопрос у нас решен окончательно и бесповоротно, нечего копаться в этих вопросах ...». И вот недавно эта статья в несколько сокращенном варианте опубликована в еженедельнике «Литературная Россия». В отдел по вопросам народностей Севера Совета Министров РСФСР переданы материалы научно-практической конференции по проблеме сохранения языка и культуры вепсов. Рассматривается возможность создания автономного района этой уникальной и древней народности. Справедливость требует дать возможность вепсам читать и писать на своем родном языке, вернуть им чувство национального достоинства.

– Вы часто выступаете в защиту традиций карел, за возвращение в школы национального языка и литературы. Видимо, невозможно восстановление культурных традиций без возрождения экономической базы национальных регионов?

– В наш технический век не стоит забывать, что одной из главных предпосылок национального бытия является хотя бы относительная компактность проживания народа. В условиях Карелии практически это означает обеспечение разумных трудовых занятий коренному населению на его родине. Изза отсутствия работы по специальности молодежь – особенно северных районов – вынуждена уезжать в другие края. И уже некому продолжать дело отцов. <...>

С ликвидацией деревень загнали людей в немногочисленные поселки, превратившиеся в безликие человеческие «котлы», притом не расширив, а сузив род их занятий. <...>

– Словом, необходимо возрождать экономические традиции, которые дадут почву для расцвета национальной культуры с ее первоосновой – родным языком.

– На страницах карельской печати сейчас идет полемика по вопросам языка. С кем-то я соглашусь, с кем-то – нет. Неприемлемой, например, считаю позицию тех, кто ставит под сомнение целесообразность развития карельской культуры и возражает против карельской и вепсской письменности. Предложения издавать учебники карельского и вепсского языка на основе русского алфавита, на мой взгляд, тоже не продуманы до конца. Я склоняюсь к целесообразности введения латинского алфавита. Не думаю также, что есть необходимость создавать абсолютно единый литературный карельский язык для всей республики. Ибо для коренного населения северной и средней Карелии невозможно придумать более близкого литературного языка, чем финский. В разговоре о бытовых вещах карелы и финны обойдутся без переводчика, а олонецкие и калевальские карелы поймут друг друга и в более сложных ситуациях. Общим литературным языком может по-прежнему служить финский. Но, если южные карелы считают, что их детям необходимо знать грамоту на родном олонецком диалекте, то это законное желание надо удовлетворить. <...>

Беседу вела Т. Смирнова

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен