A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

Кто хоть раз бывал в Ведлозерском краю, поражается необыкновенной красоте здешних мест. Меж величавых лесных урочищ открываются взору размашистые просторы полей. Не успеешь вволю насмотреться в зеркальную гладь ламбушек, как лесная тропинка выводит на цветущее, ароматное разнотравье. 

В этих удивительных по красоте и природной первозданности местах затерялась деревня Кинерма. Собственно, это уже на современный лад. По-карельски - Киннермяги. Мяги - гора, Кинер - имя, а что оно означает, топонимика не дает ответа.

Всю деревню можно обойти за полчаса: 17 домов, 7 бань - причем три из них по-черному, старое кладбище и часовня Смоленской богоматери. Впрочем, и в былые времена Кинерма не отличалась размахом - всего на четыре двора было больше. Зато сколько было полей и покосов! Сейчас лишь с южной стороны деревни простираются поля совхоза "Ведлозерский". Но, думается, пройдет время, и оживут земельные угодья. Кинерме еще повезло.

Постоянно здесь живет лишь одна семья - Ершовых. Но летом деревня оживает. Возвращаются в родовые дома дети и внуки, словно неведомая сила тянет их на малую родину.

Первое упоминание о Кинерме относится к 1563 году. Было тогда здесь всего четыре дома. До ближайшего озера - километра полтора. Но это не смутило Миккулу Захарова и тех, кто следом поселился в этих местах. Зато земли плодородные! Всего 20 лет радовались немногочисленные жители Кинермы богатым урожаям - шведы сожгли деревню. Но сын Миккулы - Кирилл - оживил пепелище.

Не зря говорят - беда одна не ходит. В начале 17 века Кинерма пострадала от рук литовцев и русских казаков. И теперь уже внук Миккулы - Миихкали взялся за возрождение родового гнезда. Знакомишься с этими историческими материалами и тихо завидуешь: насколько было сильно у наших предков чувство родства.

Выжила деревня и в годы сталинских репрессий. Никто не пострадал, хотя и считалась Кинерма зажиточной, приезжали на сезонные работы крестьяне из окрестных поселений. Деревня защитила от репрессий, никого не дала в обиду.

Всем миром отстояли местные жители и часовню, что до сих пор величаво стоит в центре Кинермы. Место святое и по дошедшей до нас легенде. Сказывают, обронил в поле доблестный воин свой крест. Подобрали его местные и отнесли в другое место, но на следующее утро он снова возлежал там, где его нашли. Так было несколько раз, пока крест не обрел свое место. Тут и решили строить часовню.

А это уже не легенда: часовню строил один мастер 200 лет тому назад. Был он швед или финн, так как только они делали срубы из отесанных, а не круглых бревен.

Легенду мне рассказала Надежда Калмыкова. Они с младшей сестрой Ольгой хоть и родились в Петрозаводске, своей малой родиной считают Кинерму.

- С детства все лето проводили здесь, у бабушки с дедушкой, - рассказывает Надежда. - Знакома каждая тропинка, каждый уголок в доме. Деда мы видели нечасто. С раннего утра, пока мы еще спали, он уже сети проверял. До озера пешком - полтора километра. А ведь надо и на работу успеть. Это еще пять километров до Ведлозера, где Иван Васильевич плотничал в местном сельпо. Вечером - на покос, опять же сети проверит.

Дорогой, чтобы не скучно было, грибов, ягод наберет. Бабушка Анна Матвеевна за домом смотрела, хозяйство вела. Не перестаю удивляться, как они все успевали. По рассказам бабушки, жили хорошо, в ладу и согласии.

Егоровых в Кинерме всегда уважали. За трудолюбие, за справедливость. В горячую страдную пору именно к ним старались попасть на сезонные работы крестьяне из соседних деревень. Щедро платили хозяева за труд, отличались хлебосольностью.

Уже нет в живых стариков, но так же, как и 150 лет назад, стоит дом-пятистенок, всем своим внутренним убранством напоминая, что род Егоровых продолжается.

- Мне всегда хотелось сохранить дом и деревню в первозданном виде, - говорит Надежда, - но не было возможности.

Увы, о своих предшественниках мы задумываемся в лучшем случае на склоне лет. Знать бы смолоду, как гены пращуров повлияли на характер, стало быть, на судьбу и жизнь - пользы было бы больше.

В 1995 году Надежда и ее младшая сестра Ольга закончили факультет прибалтийско-финской филологии ПГУ. Через год Ольга вместе с мужем уехали учиться в аспирантуру университета Оулу. Там Роман Гоккоев на одном из семинаров и познакомился с главным архитектором комитета по искусству губернии Оулу Каари Нискасаари. Каари искал для своих студентов место для практики по архитектуре. Договаривались с архангелогородцами, но те не смогли их принять. Роман предложил Кинерму. Так в августе 1998 года на карельской земле оказался первый десант из архитектурного отделения университета Оулу.

Пять дней прожили студенты в деревне. Местные жители с присущим гостеприимством разместили у себя временных постояльцев. За столь короткое время студенты сделали многое: обмеряли и зарисовали три дома и часовню. Случись что, по их чертежам и наброскам можно воссоздать эти памятники архитектуры.

Через год в Кинерме высадился второй отряд добровольцев из университета Оулу. Они продолжили начатое их предшественниками. Сделали замеры, эскизы и фотосъемки трех домов и трех бань.

О банях разговор особый. Это гордость крестьянского бытового строительства. Топятся по-черному. Из своего детства помню о том, что отказ от бань по-черному означал переход на более состоятельную ступень проживания. Но вся прелесть в том, что бань по-черному на Руси почти не осталось, и они воспринимаются как нечто экзотическое, если хотите - как кусочек нашей истории.

- Баню топили каждый день, - вспоминает о пребывании студентов Надежда. - Так им это понравилось.

Вместе со студентами приезжал и Каари Нискасаари. Он так влюбился в деревню, что стал одним из инициаторов возрождения Кинермы. В ноябре прошлого года появился проект по сохранению и развитию деревень Ведлозерского края "Дома Олонии".

В документе все расписано от идеи до воплощения: программа рассчитана до 2006 года. На основе проекта родилось соглашение между комитетом по искусству губернии Оулу, государственным центром по охране и использованию памятников министерства культуры РК и администрацией местного самоуправления Пряжинского района.

Содержание документов предполагает сохранение и возрождение Кинермы, а в будущем - и других деревень Ведлозерского края.

Съедутся в Кинерму мастеровые люди из Финляндии и Карелии на курсы плотников.

По замыслам Надежды Калмыковой и Ольги Горюновой, в одном из домов разместится этно-культурный центр, который возродит древние ремесла по плетению из бересты, ткачеству, вышивке. В центре будет музей предметов и утвари тех времен. Надежда уже сейчас сдерживает ярых поклонников старины, чтобы до поры до времени придержали у себя ценные экспонаты.

Немало их и у Надежды. Это и крестьянская посуда, одежда, ткацкий станок, ручное вязание. Кстати, Надина бабушка ткала одеяла из овечьей шерсти, что характерно только для южных карел. Из такого же материала сшила деду добротное, непромокаемое пальто.

Рядом пролегает "Голубая дорога". Да и в самой Кинерме есть что посмотреть. Одно удовольствие чего стоит - после баньки по-черному отведать карельских калиток...

В прошлом году здесь проходили практику студенты училища прикладного искусства Оулу. Они были первыми, кто начал реставрацию Кинермы. Подремонтировали центральный колодец, куда летом ходит большая часть деревни. Студенты не только отремонтировали старинное сооружение, но и придали ему соответствующий колорит. Обновили наличники фасадной части дома Егоровых с традиционными для карел полотенцами. На днях мужья Ольги и Надежды с помощью соседей повесили эти полотенца.

Пока еще не открытый для посетителей музей заиграл новыми красками. Полотенца подчеркивают стиль карельской архитектуры 18-19 веков. Дом Егоровых - традиционный пятистенок с пятью окнами: два в горнице, три в пертти - большой комнате.

Хозпостройки обычно располагали позади дома. Егоровы пристроили их сбоку, помешал обрыв. Под одной крышей разместились хлев, сеновал, сарай, два коридора с чуланами. В верхнем чулане всегда хранили молоко, масло, хлеб и крупы.

Внизу Егоровы складировали соленую рыбу и мясо, моченую бруснику, соль, держали необходимые инструменты.

...С трепетом захожу в горницу. Забываю, что на дворе конец 20 века. Слева - старинный сундук, над ним посудник (деревянные полки для посуды). Справа - русская печь, кровать и буфет. Вдоль стен - скамейки. В коридоре белые натертые песком некрашеные полы.

Кто был в Кижах, помнит свои первые ощущения. Здесь они во сто крат сильнее. Потому что это пока не музей, а обычный карельский дом, в котором до сих пор живут и свято берегут тепло его бывших обитателей.

- Смотрю я на наш дом, - говорит Надежда, - и такие чувства переполняют. Это, наверное, самая большая человеческая ценность - родство. Вот и задумалась я, а кто были мои предки?

Да так сильно задумалась, что перелопатила церковные книги за целое столетие, начиная с 1810 года. Нашла сведения о семи поколениях. Оказалось, что у бабушки была совсем другая дата рождения. А прапрадедушка родился в деревне Тиммойла, которой уже нет.

Надежда выписала всех жителей Кинермы за сто лет, завела специальную картотеку. Теперь соседи ходят к ней, как в архив. Интересуются своей родословной. Уже нашли упоминания о своих предках Ершовы, Качаловы.

- Зимой продолжу поиски, - говорит Надежда. - Подниму еще более старинные книги.

...10 августа особенный для жителей Кинермы - день Смоленской Богоматери. Это ежегодный праздник деревни. Кстати, хорошая традиция - у каждой деревни издавна был свой день, который отмечали всем миром. Может быть, следуя этой традиции, возрождая другие, интересуясь своим происхождением, мы наконец обретем себя.

1999 год

Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
Согласен