A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

1 группа Ведлозерской неполной школы. 1 сентября 1935 год«… В наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении». Эти слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, одного из самых замечательных наших современников, подчеркивают необычайную актуальность, которую приобретают сегодня проблемы истории, культуры, духовного наследия нашего края.

Я живу в старинном карельском селе Ведлозере. Оно имеет богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. Я считаю, что узнать прошлое своего края, того места, где ты родился и вырос – это очень увлекательная, полезная, познавательная работа. Я хочу познакомить вас с теми страницами истории моего родного Ведлозера, к которым я прикоснулась, изучая различные документы, собирая по крупицам отдельные факты, которые я встречала в различных источниках.

 

 

Идет запись книг в Ведлозерской библиотеке, 60-е годы

Расположено село Ведлозеро на восточном берегу одноименного озера. На берегу этого озера обнаружены стоянки древних людей, о чем я прочитала в газете «Ленинское знамя» за 6 октября 1984 года. В статье С.Борисова отмечается, что во время раскопок, которые проводились на протяжении нескольких лет, учеными собран богатейший археологический материал. «Интенсивное освоение Карельского края началось в III тысячелетии до н.э., когда окончательно растаял скандинавский ледник. Наибольшее количество стоянок древних людей в  Карелии обнаружено археологами в ее южной части, в том числе в Пряжинском районе»1.

Как рассказывали приезжавшие к нам в июле 2001 года представители Республиканского центра охраны памятников природы и культуры, на острове еще в  1985 году зафиксированы две древние стоянки первобытных людей: одна – в центре острова, это кострище, другая – на самом берегу озера. Я принимала участие в исследовательской экспедиции для школьников совместно с представителями центра охраны памятников. Нам представилась возможность увидеть остатки древних поселений, которые, как нам сообщили, датируются IVтысячелетием до нашей эры.

Я заинтересовалась происхождением топонима «Ведлозеро» (по-карельски Vieljärvi). Точно оно не установлено. Исследователи считают, что оно может восходить к какому-либо протосаамскому слову, но считают бесспорным связь топонима "Ведлозеро" /Vieljärvi/ с топонимом "Видлица" /Videl/. Это название реки, вытекающей из озера Ведлозера и населенного пункта, расположенного при ее впадении в Ладожское озеро.

В исторических документах деревни на озере Ведлозере упоминаются в XV веке. Они входили в состав Обонежской пятины бывшей Новгородской феодальной республики, присоединенной в 1478 году к Русскому централизованному государству. В писцовых книгах пятины за 1496 год упоминается несколько деревень, население которых занималось возделыванием ржи, ячменя, сенокошением, рыболовством. Это деревня Заячья Гора, деревня на Сало-острове и другие: «Деревня… на Сало острове Олексейково посиденье: Левошка Онаньин, Титко Семенов обжа сеют в поле ржи полные две коробьи».

А вот сведения из писцовых книг за 1563 год: «Деревня на Видлом озером на Сале острове Олексейково, а в ней крестьян: Лева Онаньин, Труфанко Констянтинов, хоромы ставят после войны, да пять мест дворовых, хоромы пожгли и крестьян побили немецкие люди. Пашни пахотные две чети с осьминою да перелогом десять чети в поле, а в дву по тому же, сена пятнадцать копен. В живущем четь обжи, а в пусте обжа», «Тое же волости владычни на Ведлозере. Деревня Корб-наволок: Левошка, Ортемко Кириловы, Офонаско Офонасов, обжа бес трети, сеют в поле ржи 3 четвертки да коробью ячмени, сена косят15 копен», «Деревня на Видле озере Максимково посиденье…», «Деревня на озере на Видле Юргинец Максимково…», «Починок в Нялмо-наволоке под Видлозером…», «Деревня, что был починок старой на Видлозере Другой Ржаной наволок, Феткова…», «Починок на том же озере в Кибр-наволоке…».

Основные этапы формирования села, согласно документам, могут быть представлены следующим образом:

1) Погост. В энциклопедическом словаре я прочитала, что это была старинная административная единица, сохранявшаяся в Карелии до конца XVIII века. Так называли крупное селение с церковью и кладбищем. (С XVIII века погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее – сельское кладбище).

2) Волость (начало ХХ века). С 1861 года так называли единицу сословного крестьянского управления.

3) Центр сельсовета (середина 20-х – середина 30-х годов).

4) Районный центр (середина 30-х – середина 50-х годов), тогда же центральная усадьба совхоза «Ведлозерский».

5) Центр сельского совета (с середины 50-х годов).

Поданным на 1873 год известно: деревня Погостское, в которой насчитывалось 15 дворов со 102 жителями и имелась церковь (деревянная); Ржаной Наволок 2-ой, в которой было всего 2 двора с 11 жителями.

В начале ХХ века уже существовала самостоятельная Ведлозерская волость, входившая в Олонецкий уезд Олонецкой губернии. Она объединяла 6 обществ (Ведлозерское, Нялмозерское, Паннильское, Савиновское, Щеккильское) с 79 деревнями, в которых насчитывалось 952 дома и 4896 жителей, имевших в своем распоряжении 1233 лошади, 1945 коров и 5290 голов другого скота.

Селения волости использовались для размещения ссыльных. В 1906 году здесь отбывал ссылку видный революционер, член РСДПР Станислав Густавович Струмилин (1877-1974), ставший впоследствии выдающимся советским ученым-экономистом. В своей книге «Из пережитого» в главе «Девятьсот пятый» Струмилин рассказывает: «Место нашей ссылки, карельский поселок Виэл-Ярви у озера того же наименования, отстоял от уездного центра – Олонца – верст на 60 и от ближайшего почтового отделения верст на 30. Место было дикое и глухое, хотя по-своему и очень живописное. Лесная глушь с перелесками вокруг большого озера, дальний берег которого скрывался в туманах, гранитные скалы, полуобросшие мхом, звонкие ручьи, срывающиеся с этих скал журчащими каскадами… Весь этот северный дикий ландшафт: и вечно белесый небосвод, и такое прохладное здесь лето, и томительно белые ночи, и даже смолистый свежий воздух, наполняющий грудь, – всё полно было легкой поэтической грусти…»2.

Струмилин рассказывает, что по внешнему облику и одежде местные карелы ничем не отличались от привычных им мужичков среднерусской полосы. Но характер, язык и нравы их были совсем другие. Они не знали крепостного права и помещиков и поэтому ни перед кем не ломали шапок. Не знали они ни воровства, ни обмана, а потому их дома обходились без замков и запоров.

«Осмотревшись на новом месте, мы скоро поняли, что удалившись от столицы всего километров на триста, мы отошли вместе с тем и вглубь времен по меньшей мере лет на триста. Судя по всему, здесь протекал ещё 16 или 17 век»2, – замечает С.Г. Струмилин. Он рассказывает, что крестьяне фактически вели натуральное хозяйство с подсечно-огневым земледелием. Пашни у крестьян было мало, и её приходилось отвоевывать у леса слишком архаическими средствами: ещё зимой приходилось подрубать и валить лес на облюбованной делянке. Затем ранней весной его поджигали, но он упорно отказывался гореть. Приходилось сваленные бревна вперемежку с кустарником сгребать в костры, и, передвигая их вручную от края до края, обжигать таким способом всю делянку. Возвращались люди с этой работы все черные от дыма и копоти, густо замешанной обильным соленым потом. Это был адский труд. Затем эту делянку нужно было еще всковырять сохой, пробираясь с ней меж обгорелых пней, цепляясь за корни и на каждом шагу натыкаясь на камни. Посев зерна и уборка его вручную, серпом, уже не составляли никакого труда. «Но весь урожай с крохотной делянки являлся лишь подсобной статьей пищевого баланса семьи, - замечает Струмилин. А основными его статьями оставались молочные и рыбные ресурсы в виде целых закромов сушеных «мальков», а также тот подножный корм, который обильно произрастал здесь повсюду: брусника, черника, земляника, куманика, морошка и клюква, ежевика и лесная малина, грибы и орехи. Особо лакомым блюдом была ароматная царица ягод – куманика, наиболее обильным – брусника. Богаче всего этот подножный корм был здесь, конечно, летом»2.

Струмилин вспоминает, что, благодаря обилию леса у всех крестьян были просторные дворы и избы, а также бани, в которых жители обоего пола всегда мылись совместно. Но зато во всем поселке не было еще ни одной телеги. «Когда нас впервые доставили сюда из города на телеге, то все ребятишки бежали за нами, показывая пальцами на колеса, с изумленными возгласами: «Качовай, качовай! (смотри, мол, смотри, вот какая диковинка!)»2, - вспоминал Станислав Густавович.

В то время карелы возили свою кладь зимой на санках, а летом на волокушах, т.е на паре длинных оглоблей, куда на одном конце впрягалась лошадь, а на другом с двумя перекладинами, размещалась кладь, передвигаемая волоком по земле. Колес не требовалось за полным отсутствием проезжих колесных дорог. Да и в условиях глубоко натурального хозяйства здешним крестьянам и выезжать-то за пределы околицы почти не приходилось.

Струмилин вспоминает о настольной керосиновой лампе, которую они с женой привезли с собой: «Эта лампа, чуть ли не единственная на все селение, довольствовавшееся коптилками, а то и лучинами, возбуждала всеобщее восхищение. Её не раз выпрашивали у нас впоследствии на вечерок по случаю свадебных и подобных тожественных празднеств»2.

Струмилин отмечает, что «…в Виэл-Ярви взрослое население вовсе не знало русского языка, а школьники, побывавшие в русской школе, основательно его коверкали».

Особо следует сказать о развитии образования в селе, о возникновении школы. В книге «Карелия. Годы. Люди» я прочитала об открытии школы следующее: «В Ведлозере жил некогда Андрей Михайлович Захаров, хороший человек он был: в середине прошлого века в глухой карельской стороне стал учить грамоте десятка полтора босоногих крестьянских ребят. Андрея Михайловича сменили Александр Михайлович Никитин, Клавдия Николаевна Минорская, Надежда Николаевна Корзинская…»3. В статье Хельви Инно, членов общества краеведов  Карелии, сотрудника музея народного образования Республики Карелия /газета «Наша жизнь»/, я нашла следующее: «Точная дата открытия Ведлозерской школы неизвестна, но в 1878 году существовавшая ранее школа преобразована в одноклассное Министерства народного просвещения училище, а в 1909 году – во второклассное»4.

В этой же статье я много узнала о замечательных педагогах, увлеченных, интересных, удивительных людях, которые работали в Ведлозерской школе в начале ХХ века. Это Константин Иванович Королев, возглавлявший школу с 1906 по1916 годы. В1914 году им была составлена грамматика карельского языка. Жена Константина Ивановича, Екатерина Евгеньевна Королева, была первой дипломированной акушеркой села. Работали в Ведлозере Павел Константинович Успенский – первый составитель русско-вепсского словаря в 1913 г., Николай Александрович Анисимов, чья деятельность говорит о широте интересов этого человека. Все эти учителя были мужественными людьми, ведь работать приходилось в отдаленных селениях, не зная языка, обычаев местного населения. «Нелегко было учителям, ведь взрослое население и дети не владели русским языком. Учителя несли знания туда, где они были наиболее нужны, кроме них никто бы этого не сделал»5.

В статье «Ведлозерская быль» автор И.А.Петров, участник гражданской и Отечественной войн, вспоминая о первых годах Советской власти, пишет: «Тогда на всю волость было четырехклассное училище, в котором училось 2 десятка ребятишек и было занято двое учителей»5.

В той же статье я прочитала о том, как тяжело приходилось ведлозерскому крестьянину в те годы. Только что отгремели бои гражданской войны и интервенции. Бойцы возвращались в родные села и деревни. Всё было в упадке. Избы и другие постройки пришли в ветхость, нивы позарастали бурьянами, луга покрыл густой ивняк. В закромах пусто. Не было хлеба и соли, спичек и керосина. Не говоря уже о других товарах. Скот тоже голодал. И вот в полуразрушенном бараке села Ведлозера, центра большой волости, на чурбанах, а то и просто на полу сидят мужики. Идет разговор о том, как победить нужду. Только что вернувшиеся с фронта люди пришли к выводу, что нужно спустить часть воды из озера Мужезеро в озеро Ведлозеро, тогда освободятся значительные площади земли. И началась тяжелая изнурительная работа. Вся она, конечно же, выполнялась вручную.

«В поте лица добывал себе пропитания Ведлозерский крестьянин, - читаю я дальше в статье И.А. Петрова. – Своего хлеба хватало на 2-3 месяца. Подвоза ждать неоткуда. Стало быть трехмесячный запас надо растянуть на год». Чтобы растянуть этот запас, к ржаной и овсяной муке добавляли ненавистную муку из сосновой коры, дать добавку из репы и картофеля и при этом поубавить аппетит. Так и делали крестьяне. Но и трехмесячный запас хлеба давался нелегко. Как я уже говорила, пашни было мало, кругом лес, болота да скалы. Очень ценили крестьяне картофель. Его сажали на хорошо обработанных участках. Только вот участки эти были крохотными, и на них к тому же сеяли коноплю и лен. Из пряжи ткали пестрядь, а из неё шили рубахи, порты, сарафаны и зипуны. Ходили летом крестьяне и крестьянки босиком или в лаптях.

Дальше я прочитала о том, как постепенно улучшалась жизнь крестьян. Возникает кредитное товарищество, где крестьяне могли получить ссуды на приобретение лошадей. Появляются новые дома. Организуется ликбез, где учителя Н.А. Анисимов, П.Н. Малинина, К.Н. Минорская, О. В. Анисимова прикладывают все силы, чтобы обучить не только крестьянских детей, но и взрослых людей. Относились крестьяне и крестьянки к учителям с большим уважением. «В кооперативе появились ситец, значительный набор разнообразных товаров. Появился сначала постный, а затем и настоящий сахар-рафинад. Скоро узнали и вкус белого хлеба»5, - вспоминает И.А. Петров. И ещё одна цитата из его статьи: «Жить стало радостнее. Радость любит песню. Из сельской молодежи неутомимый избач Мирошкин вместе с учителями организовал хор. Были разучены и исполнены песни «Смело, товарищи, в ногу» и «Кирпичики»5.

В газете «Комсомолец Карелии» за 22 марта 1937 года я читаю о том, как меняется облик старых деревень Ведлозерского района: «В каждом сельсовете – клуб колхозников, библиотека, читальня. Там, где раньше не видели печатного слова, где неграмотность и бескультурье были полновластными хозяевами, колхозники теперь читают произведения Пушкина, Горького, Шекспира. На 11 сельсоветов нового Ведлозерского района имеется 9 библиотек, 5 клубов, 11 изб-читален, 7 красных уголков. 9 библиотек района располагают книжным фондом в 15 670 книг… Неграмотность – наследие прошлого – успешно ликвидируется. В каждом сельсовете работают ликвидаторы безграмотности. Новое Ведлозеро будет районом сплошной грамотности!»6.

Уже в 1930 году в Ведлозере появилась школа-семилетка, которая в 1938 году стала средней. В Ведлозере выпускалась районная газета «Сталинец», была своя типография.

Мне бы хотелось сказать о том, каким увидела наше село во время путешествия на север в 1948 году известная писательница Мариэтта Шагинян. О своих впечатлениях она рассказывает в очерке Карело-финский дневник»: «Назад, в Петрозаводск, мы возвращались уже подругой, северной дороге, мимо большого районного центра Ведлозеро.

… Казалось бы, глуховатое место Ведлозеро – в стороне от железной дороги, почти на воде, – так тесно надвинулось оно своими северными карельскими домами на светлые воды разлившегося здесь множеством рукавов извилистого озера. Но вместо ожидаемой глухомани – оживленный и культурный центр с веселой молодежью, с хорошими стариками, патриотами родного селения, со школой-десятилеткой, где в составе преподавателей есть доценты, с большим зданием клуба, где каждый вечер местные жители могут видеть кино и где очень неплохая библиотека-читальня. Мы зашли  в нее, застав в читальном зале девушек, углубившихся в газеты.

На полках около 9 тысяч книг. Только что вышел в Киеве красивый том «Избранного» поэта Павло Тычины. Как сердечно обрадовался бы замечательный русский поэт, если б увидел свой том в руках белокурой, серьезной карелки в далеком северном селе, где заря с зарею сходится над серебристыми туманами озера…»7.

Всё, что описано в моей работе, составляет первую главу книги «История села Ведлозера». Работу над этой книгой предстоит продолжить дальше мне и другим ученикам Ведлозерской школы.

В истории Ведлозера, как в зеркале, отразилась история моей страны. Было в ней немало трагических страниц – гражданская и Великая Отечественная войны, годы репрессии… Если рассказывать об истории моего села, нельзя не говорить об истории села, нельзя не говорить об истории совхоза «Ведлозерский» - самого крупного у нас предприятия. А сколько интересных людей живет в Ведлозере! Их рассказы тоже могут составить целую главу книги. Я думаю, мои односельчане помогут мне продолжить работу над книгой, а последующие поколения будут дописывать эту книгу дальше.

«История родной земли…

История родного края…

Какая б ни была она –

Её нам свято помнить надо!

Воспоминания очевидцев

И документы прошлых лет…

С военных фотографий лица

Глядят на нас, идущих вслед,

Глядят, надеясь, что потомки,

Умножив опыта плоды,

Трудом украсят край карельский,

Край небывалой красоты!»

Эти стихи принадлежат Зое Ивановне Андреевой, нашему школьному библиотекарю, и с ними трудно не согласиться.

 

Использованная литература

1. Борисов С. Древние поселения Кудамы. //Ленинское знамя. – 1984. – 6 октября.

2. Струмилин С. Из пережитого. 1987-1917 гг. М.: Госполиздат, 1957.

3. Шапиро Л. Сельские учительницы. – В кн.: Карелия. Годы. Люди. – Петрозаводск. Карельское книжное издательство. 1967.

4. Инно Х. Учителя. // Наша жизнь. – 1991. - №23, 2 февраля.

5. Петров И. Ведлозерская быль (Воспоминания). // Ленинская правда. – 1972. – 30 сентября.

6. Лагункин С. Новое Ведлозеро. // Комсомолец Карелии. – 1937, 23 марта.

7. Шагинян М. Карело-финский дневник. – В кн.: Мариэтта Шагинян. Собрание сочинений, т. 4. – М.: Художественная литература. 1987.

Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
Согласен