Наша Ведлозерская средняя общеобразовательная школа находится в старинном поселении – в глубинке Карелии. Ведлозеро – место проживания коренного населения края – карел. Вокруг озера было расположено много маленьких деревень. В центральном селе сохранились несколько мест с названиями – Янойсельгу, Погосту, Мельниччу, Руйсниеми, Ниеми – бывших деревень и хуторов. В пяти километрах от села находится музей под открытым небом – старинная карельская деревня Кинерма.
Постепенно исчезли маленькие деревеньки вокруг озера, но люди помнят, откуда они родом. Нет-нет, да и услышишь: «Я родилась в Кибре», «Мина олен Руйсниемеспяй» («Я из Руйсниеми»). Помнят старожилы, как жили отцы и деды, матери и бабушки.
Национальные традиции карел живы в семейных и сельских праздниках, когда столы ломятся от карельских блюд, а на праздник люди наряжаются в национальные костюмы. В последнее время, в связи с развитием этно-туризма, вновь привлекательными стали традиционная «карельская кухня», народные ремёсла и фольклор, генеалогические и краеведческие исследования, поездки «на деревню к дедушке». Молодые люди хотят играть свадьбы по карельским обычаям. Народная культура карел здесь выступает перед нами не только как факт истории, но и как целое явление, характеризующее облик, национальное своеобразие народа.
Казалось бы, такая среда – сама по себе питательна и достаточна для формирования этнического самосознания у ведлозерских детей и молодежи.
Кому и зачем нужны карельский язык и традиции
Однако жизнь, шагнувшая далеко вперёд, жестко, если не жестоко, обошлась с культурой карел. Карельский язык стал средством общения людей после среднего и более старшего поколения. Многие наши школьники воспринимают и изучают его как иностранный. Народные традиции и обряды известны поколению бабушек и малознакомы или не знакомы совсем самым юным односельчанам. Да и отношение, порой, к этим традициям у них, как к чему-то архаичному, уходящему. Существует, на наш взгляд, определенный «поколенческий разрыв» в передаче народных традиций от поколения к поколению, связанный с тем, что карельский язык не изучался в школе несколько десятилетий, говорение на нем не поощрялось родителями и учителями, а культура в течение почти полвека была «без национальности».
Почему же дети должны знать «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»? Педагоги ведлозерской школы, отвечая на данный вопрос, приводят следующие аргументы. Благодаря знанию истории и культуры своего народа:
во-первых, у молодёжи возникает уважение к старшим, к их труду, появляется понимание их характеров и правильная оценка их достижений. Неоднозначность современного состояния карельского села, трудности жизни находят объяснение и могут подтолкнуть молодых к необходимым положительным преобразованиям. Ликвидируется «поколенческий разрыв»;
во-вторых, формируется нравственная позиция по отношению к трудностям, к преодолению препятствий. Жизнь северного народа в суровом климате в постоянной борьбе за выживание – пример жизнеспособности каждого карела и этноса как целостности, образец трудолюбия, силы воли и оптимизма;
в-третьих, многие привычки питания, образа жизни, времяпровождения, взаимоотношений с природой могут помочь в оздоровлении человека, его души и тела, решить экологические проблемы. Культура земледелия, лесопользования, охоты, рыболовства, быта карел отличается природосообразностью, экологичностью, гармонией отношений Человека и Природы;
в-четвёртых, давние традиции привносят в жизнь современного человека элемент новизны, творчества, делают жизнь интересной и многогранной, подчёркивают индивидуальность, уникальность личности. Состоится самоидентификация со своим этносом – естественное стремление каждого человека;
в-пятых, сохранится и разовьется самобытная национальная культура как элемент мировой культуры. Приобщение современных детей и молодежи к карельским традициям – последний шанс сохранить эту культуру живой, а не в качестве музейного экспоната.
Важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса в нашей школе, наряду с приобщением ребенка к системе общечеловеческих ценностей, являются развитие его национального самосознания, формирование у него понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Такой характер обучения и воспитания обосновывается и требованиями родителей, а также современной политикой в отношении малых народностей, к которым относятся и карелы.
Родители принимают участие в обсуждении вопросов изучения карельского языка, приобщения детей к богатствам национальной культуры. Большинство из них считает, что дети должны знать свой язык, традиции и обычаи. Как говорит Людмила Фёдоровна Маркианова, одна из лидеров общественного движения «Союз карельского народа»: «Мы должны говорить на карельском языке, быть его носителями, иначе язык исчезнет, а с ним и карельский народ».
Как учат карельский язык в школе
Много интересного и поучительного заложено в карельских сказках и былях. Их лучше читать или слушать на карельском языке, а не в переводе. При переводе самобытность языка и характерные нюансы устной речи почти не сохраняются, да и колорит утрачивается. Для того чтобы понять и почувствовать народ, надо изучать карельский язык.
Начальные классы работают по республиканскому базисному учебному плану, разработанному для школ с этно-культурным компонентом, к которым относится и наша школа. Карельский язык изучается с первого класса – 1час в неделю, во 2-4-х классах – по 2 часа. Если ранее обучение карельскому языку заканчивалось начальной школой, то в 2010 – 2011 учебном году учащиеся продолжат его и в 5 классе. Успеваемость по карельскому языку – 100%, средний балл – выше «четырёх». Учащиеся школы ежегодно участвуют в олимпиадах по карельскому языку. В 2010 году в республиканской олимпиаде участвовала Вероника Захарова (7 класс), знающая карельский язык с детства. Преподаёт предмет молодой педагог О.Н. Станиславова – способная, ищущая, творческая личность. Многие педагоги говорят на карельском и не только за стенами школы, как это было совсем недавно. Родной язык пришел и на другие учебные предметы, и на внеклассные мероприятия.
Что исследуют ученики
В нашей системе работы по изучению национальных традиций большое значение имеет исследовательская работа. Достаточно перечислить темы, чтоб увидеть, какой кладезь знаний был изыскан, описан и представлен юными исследователями! Тема Лены Чусовой «Народные традиции воспитания в карельской деревне» – рассказ о приобщении к труду с детства, о взаимоотношениях в семье, о терпимости; Юли Пономарёвой «Как играли старинную карельскую свадьбу» – о красоте и мудрости свадебного обряда. С увлёчением собирал, оформлял и вдохновенно рассказывал на конференциях в школе, в районе и в республике о топонимах и антропонимах родной Юргилицы Александр Петров, который стал так же лауреатом конкурса стихов «Северная лира». Другие темы исследовательских работ перечислю без комментариев: «Традиции народной медицины», «Традиции народной кулинарии», «Заговоры, собранные в Ведлозерье», «Ведлозерский фольклор», «»Загадочные камни Ведлозера», «Народные умельцы Ведлозерья», «Старинная карельская одежда, сшитая для героев «Калевалы», «Похоронно-поминальный обряд в Ведлозерье (история и современность)», «Родословная семьи Стафеевых». Руководителем исследовательской деятельности учащихся является заместитель директора по воспитательной работе Л.Ф.Нестерова, а так же учителя-предметники и классные руководители. Под руководством учителя домоводства Л.П. Петровой были разработаны проекты «Роль обережной вышивки в жизни карел» (на примере нарядного полотенца – кязипайку), «Старинный карельский женский костюм».
«Дети войны» – так назывался один из детских проектов к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Исполнители проекта брали интервью, записывали рассказы односельчан, в том числе, и на карельском языке, приглашали очевидцев тех событий в школу. Богатый материал был представлен в виде презентаций, фильмов. Статья о работе над проектом «Дети войны» была опубликована в районной газете «Ома муа».
Уроки мастерства
С особенностями карельской кухни и ремёслами учащиеся знакомятся на уроках технологии. Здесь изучают народную вышивку, ткачество, работают с берестой и соломой. Одновременно знакомятся с карельскими поговорками, пословицами, загадками, иллюстрирующими обычаи, сложившиеся у народа. На уроках труда складывается удивительная атмосфера творчества, доверия, добросердечия, терпения, настойчивости и взаимопомощи. Во время рукоделия учащиеся поют песни. При дегустации карельских блюд обыгрывают обряд приёма и угощения гостей.
Самодельные народные игрушки и предметы прикладного народного творчества, изготовленные руками детей, – результаты уроков технологии, которые становятся удивляющими выставочными экспонатами или приятными подарками гостям школы.
Под руководством Фёдоровой Л.И., учителя начальных классов, в течение нескольких лет в школе работал кружок, где учащиеся начальной школы изучали русские и карельские пословицы, поговорки, частушки. Они ставили постановки по сюжетам сказок этих народов. Готовясь к деревенским посиделкам, дети изучали традиции встречи гостей и угощения, народные игры, танцы, песни, заклички. На выпускном вечере бывшие кружковцы в присутствии многочисленных гостей и родителей непринуждённо исполняли частушки на карельском языке, вспомнили пословицы, поговорки &, что говорит о сознательном усвоении фольклора, о «культурном отпечатке», оставленном кружком, если не на всю жизнь, то на долгие годы.
Педагоги тоже учатся
Работа по изучению карельских традиций органично вошла в жизнь школы, в систему учебно-воспитательной работы, но она требует соответствующей подготовки педагогов. Важным направлением повышения квалификации и самообразования для нас является изучение народных представлений о воспитании и искусстве воспитания. Примеры специальных педагогических исследований, которые стали вопросами педагогических советов, методических семинаров, мастер-классов: «Педагогика семейного быта», «Поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям», «Загадки – как средство умственного воспитания», «Народные сказки – как блестящие создания народного педагогического гения», «Народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи», «Колыбельные песни карельского народа как выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики». В перспективе изучение вопросов: «Детская и молодежная среда в сельском поселении», «Организация досуга в национальных традициях».
Академик, этнопедагог Г.Н. Волков сказал: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Вдохновляемся его суждением и продолжаем свой путь по освоению педагогической мощности традиций карельского народа.
"Учитель Карелии" №60 ("Карелия" №128 (2143), 18 ноября 2010 г.)