Знакомьтесь, это – Анна Николаевна Захарова, заведующая МДОУ Детский сад «Линдуйне» села Ведлозеро, а также студентка заочного отделения экономического вуза, любящая жена и мать двоих детей.
В роли руководителя дошкольного учреждения Анна Николаевна уже почти год. Но и за это недолгое время она успела понять, что работа эта требует полной отдачи сил и энергии, а также мудрости, требовательности, вдумчивости и четкости в работе с документами.
– Анна Николаевна, я думаю, Вы со мной согласитесь в том, что современная заведующая – это центр образовательного учреждения, и все в ней должно привлекать: и профессионализм, и интеллект, и культура. Расскажите, кто Вы по образованию?
– Это, безусловно, так. По образованию я учитель русского языка и литературы. В 2001 году закончила филологический факультет КГПУ. Кроме того у меня есть свидетельство об окончании курсов по делопроизводству. Сейчас я учусь на 4 курсе заочного отделения Петрозаводского филиала Московского института экономики и права по специальности "Юриспруденция".
– Вы как руководитель курируете общие вопросы, связанные с развитием детского сада или выполняете еще какие-то функции?
– Деятельность по развитию дошкольного образовательного учреждения не всегда зависит только от руководителя МДОУ, так как сегодня весьма скудное финансирование бюджетных учреждений, нет педагогов по специальным образовательным программам (логопедия, лечебная физкультура и т.д.). Поскольку наш детский сад малокомплектный, то и возможностей для осуществления дополнительных образовательных и досуговых программ, к сожалению, нет. А функции я выполняю самые разнообразные, связанные непосредственно с работой дошкольного учреждения.
– Что самое сложное в работе заведующей детского сада?
– Самое сложное, на мой взгляд, общение с контролирующими организациями (госпожнадзор и др.), так как руководитель должен знать и быть в курсе всех вступивших в силу законов, чтобы предупредить неблагоприятные последствия прихода этих организаций.
– А с чем связаны самые приятные моменты работы на новом месте?
– Вообще, я думаю, для любого руководителя детского сада самое приятное, когда приходят родители и в адрес образовательного учреждения звучат слова благодарности.
– Запомнилось ли Вам первое знакомство с детьми?
– Да, я до сих пор помню первую встречу с ребятами старшей группы. Дарина, Арина, Виталик, Юля и Паулина обступили меня, долго рассматривали «новую тётю», но когда они прониклись ко мне доверием, признали своей, то тут от них посыпались разные вопросы, каждый хотел поделиться своей новостью, рассказать о себе… Вспоминаются слова А.П. Чехова: «Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью». На самом деле, внимание к каждому, заинтересованность в личности, ответная положительная реакция от педагогов обязательно сыграют свою положительную роль в воспитании детей. Я всегда стараюсь придерживаться такого подхода в общении с детьми, а они, в свою очередь, отвечают мне взаимностью.
– На какие исторические личности в педагогике Вы равняетесь?
– Педагогов в русской и зарубежной науке, на которых можно равняться, много: это и К. Ушинский, и Л. Толстой, и Платон, и Г. Песталоцци. Но мне бы хотелось вспомнить сегодня о К.И. Чуковском. Наверное, каждый из нас помнит его «Муху-цокотуху», «Федорино горе», «Айболит», «Тараканище» и другие чудесные произведения. Именно для Чуковского малыши стали как бы коллегами и литературными собратьями, у которых он учился добру, справедливости, свободе. Его педагогический такт, природный талант общения с ребенком на равных оставили русскому обществу прекрасный мир детской поэзии. Ведь речения детей от 2 до 5, которые стал собирать Чуковский, до него считались вздором, чепухой даже теми, кто любил и изучал детей. И сегодня я рекомендую всем мамам и папам вечером отложить повседневные дела и почитать своему малышу стихи этого замечательного поэта.
– Насколько у нас в России приемлема, например, японская методика, менталитет-то у нас другой?
– Смысл японской методики точно передает вот эта пословица: до пяти лет ребенок – царь, с пяти до пятнадцати – слуга, а с пятнадцати – твой друг и соратник. То есть раннее детство в японской методике построено на вседозволенности, ребенок должен все попробовать. И это правильно. Но я не приемлю понятие «слуги» от 5 до 15 лет, т.к. считаю, что нельзя подавлять в ребенке личность и в определенном смысле угнетать его внутреннее состояние. Потому что потом, в подростковом возрасте, вылезает это «задавленное» и ребенок бросает вызов обществу, ему хочется быть ярким, индивидуальным. А когда ребенка не сравнивают ни с кем, повторяют, что он уникален – вырастает творческий, думающий, целеустремленный человек.
Но в любом случае, нам есть чему поучиться у японцев в плане воспитания будущего поколения. Стоит принять во внимание хотя бы почтительное отношение японцев к своим родителям и вообще к пожилым людям.
– Может, у Вас есть какая-то своя методика воспитания детей?
– Моя методика воспитания заключается в хорошем личном примере, в совместном труде и досуге.
– Есть ли вещи, которые Вам бы хотелось изменить в детском саду?
– Я бы сказала, не изменить, а дополнить. Хотелось бы – и это не без помощи родителей – разбить за территорией детсада (болотистая местность вдоль тротуаров) небольшой яблоневый сад. Конечно, спросите Вы, кто же сажает яблони на болоте, но ведь и на камнях растут деревья...
Кроме того, есть большое желание организовать для ребяток площадку по обучению правилам дорожного движения. Планов на будущее много, посмотрим, что получится.
– Привлечь родителей к общественной жизни непросто. У Вас есть какой-то секрет?
– Секретом привлечения родителей к общественной жизни владеют наши педагоги-воспитатели – Т.П. Андреева, И.И. Дмитриева, Л.Н. Стафеева, Е.И. Парфеевец – и он достаточно прост: если родители любят своего ребенка и желают создать хорошие условия для его развития, они сделают всё, о чём просит воспитатель, а многие родители зачастую сами предлагают свою помощь. Главное в этом деле – организация мероприятия.
– Как Вы думаете, воспитатель – это больше педагог или нянька?
– Тут все относительно. В группе младшего ясельного возраста (от 1,5 до 3 лет) детям прививаются элементарные гигиенические навыки, умение самостоятельно одеваться и т.д. Это всё естественные человеческие потребности, без которых ребенку не обойтись. Тут, безусловно, воспитателю приходится быть нянькой.
Чем старше ребенок, тем разнообразнее и богаче его внутренний мир, ребенок очень любознателен, ему всё интересно. Тут уже воспитатель выступает в роли педагога, и главная его задача – грамотно, ненавязчиво подать «материал», заложить определенные знания, подвести ребенка к школьной жизни.
– Что Вам не нравилось, когда вы ходили в детский сад?
– Вообще, в детский сад я ходила с большим удовольствием. У нас были чудесные воспитатели, душевная няня Серкаповна (так мы её называли), так что о детском саде у меня остались только добрые воспоминания. Кстати говоря, именно в детском саду меня научили читать, развили музыкальный слух, память.
– Как и любой руководитель, Вы очень много времени посвящаете работе. Но работа – это ведь не всё в нашей жизни…
– Конечно, для женщины главное – это семья, теплый домашний очаг, крепкий тыл. Когда все благополучно в семье, тогда и работа ладится. В свободное от работы время я просто живу; я очень люблю свою семью, люблю проводить время со своими детьми, радовать их сюрпризами. А ещё я люблю путешествия, при первой же возможности еду в поисках неизведанного, незнакомого, удивительного. Мир так огромен, так велик, что хочется повидать хоть сотую его часть…
– Каким, на Ваш Взгляд, должен быть идеальный руководитель детского сада? Мне, например, пришло в голову, что в заведующей живет, образно говоря, множество разных животных. Она и кошка, потому что должна быть гибкой; и лиса, потому что частенько ей приходится хитрить; и слон, потому что тянет на себе огромный груз. Порой в ней просыпается тигр. А вообще настоящий руководитель должен чувствовать себя в своем детском саду как дома. Или как рыба в воде…
– Для того чтобы быть идеальным руководителем, необходим набор определенных теоретических знаний в области дошкольного образования, менеджмента, делопроизводства. Идеальный руководитель детсада умеет расположить к себе, выслушать, принять правильное решение в любой ситуации, быть тактичным и внимательным по отношению к людям. Это хороший хозяйственник, добросовестно относящийся к своей работе, не терпящий тунеядства и лени. И кроме всего прочего, идеальный руководитель детсада – оптимист по жизни!
– Спасибо. Поздравляем Вас и ваших коллег с профессиональным праздником! Хочется пожелать вашей семье благополучия, а Вам – крепкого здоровья, успехов, энергии и постоянного творческого роста!