Любая вещь рано или поздно может прийти в негодность и прекратить своё существование. Объекты недвижимости не являются в этом плане исключением – они точно так же могут сгореть и разрушиться. Гибель или уничтожение имущества служат основанием для прекращения права собственности на него, однако прекращение права собственности на объект недвижимости в такой ситуации не происходит автоматически.
Такие объекты необходимо снять с кадастрового учета, а также прекратить на них право собственности, если оно было ранее зарегистрировано. Снять с учета разрушенный объект нужно, во-первых, чтобы не платить налог на имущество, во-вторых, чтобы поставить на учет и зарегистрировать новый, вновь построенный объект недвижимости. Чтобы снять с учета объекты, на которые зарегистрировано право собственности, необходимо направить в Росреестр единое заявление о снятии объекта с учета и прекращения прав на него. Если у объекта несколько собственников, то заявление подается каждым из правообладателей или их представителями на основании нотариально удостоверенной доверенности. Кроме того, к заявлению следует приложить акт обследования объекта недвижимости, подтверждающий факт прекращения его существования. Акт составляет кадастровый инженер по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости.
Документы можно подать в офисах МФЦ или направить в электронном виде на сайте Росреестра при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи. Собственник может договориться с кадастровым инженером о том, что именно он направит документы в Росреестр и потом предоставит выписку из ЕГРН о снятии объекта с учета и прекращении прав на него. Эти условия необходимо включить в договор подряда с кадастровым инженером. То есть гражданину не надо самому обращаться в МФЦ. За снятие с кадастрового учета объекта недвижимости и регистрацию прекращения права государственная пошлина не взимается.
Материал подготовлен пресс-службой
Управления Росреестра по Республике Карелия