A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

В минувшие выходные состоялась торжественная церемония спуска на воду копий двух старинных парусников, которые отправятся в экспедицию по арктическим морям, посвященной 365-летию открытия Берингова пролива. Проект организован Российским Географическим обществом и правительством Чукотского автономного округа при поддержке правительства Карелии.

"Святитель Николай" и "Апостол Андрей" были построены на верфи петрозаводского Морского историко-культурного центра "Полярный Одиссей", бессменным руководителем которого является Виктор Дмитриев. Суда построены с использованием многовековых северорусских традиций судостроения. Точно по тому же принципу, по которым в «Полярном Одиссее» восстанавливались поморские кочи, в своё время также обошедшие весь свет.

Однако какова будет дальнейшая судьба судов? После того, как они вернутся домой? Ведь в Петрозаводске, на берегу Онежского озера тихо догнивает лодья «Надежда», некогда прославившая и Карелию, и Россию в сотнях зарубежных портов, удостоившиеся множества восхищенных репортажей в мировой прессе. Увы, на консервацию и сохранение этого судна, которое какие-то 10 лет назад были настоящей гордостью края местные власти так и не нашли ни копейки денег.

Впрочем, Виктор Дмитриев не унывает. Известный мореплаватель вообще не привык сгибаться под ударами судьбы. А их на его долю пришлось ох как ни мало. Он создал в Петрозаводске на набережной «музей русского флота», который первый Президент России Борис Ельцин назвал «красой и гордостью», но музей был сожжен неизвестными. Лодьи, на которых энтузиасты «Полярного Одиссея» обошли европейские моря, оказались не нужны карельским чиновникам. Как и многочисленные проекты, предлагаемые клубом.

- Приходится признать – все эти проекты международного уровня и значения, которые формируют за рубежом позитивный имидж нашей страны и нашей республики осуществляются нами, фактически, на свои деньги. Помощь от государства – минимальна, - разводит руками Дмитриев.

- А с чем связано такое невнимание к Вашим нуждам? Ведь вроде бы всем понятно, что туризм в Карелии нужно развивать, а деревянное судостроение, воссоздание судов по старинным чертежам – это наша уникальная особенность, больше нигде в России такого нет?

- Мне кажется, это связано с тем, что мы не представляем из себя интересный бизнес. У нас сейчас как? Купи-продай, построй супермаркет. Это люди понимают. А вот то, что «Полярный Одиссей» вернул из небытия, из прошлого в нашу реальную жизнь утраченные корабли, увы, плохо воспринимается. Туристы приезжают в наш город, начинают искать наш музей – так ведь с трудом находят! Большинство петрозаводчан даже и не знает, где он находится. И это – вторая причина нынешнего положения. Мы живем в Петрозаводске, граде Петра. Когда Петр Первый создавал флот, то он, попутно, основал и – яхтинг. Яхтинг сейчас воспринимается как – увлечение богатых людей, спорт и дело несерьезное. Но это идет от непонимании сути явления. Яхтинг это, по сути, народное судовладение. Купили лодку? Это уже – гребная яхта, а вы участвуете в яхтинге. Любой национальный флот представляет из себя пирамиду, фундаментом которой служит массовый, народный флот: сотни тысяч людей, которые владеют яхтами, лодками, катерами. Чуть выше этажи – флоты промышленный, рыболовный, и вершина – военно-морской флот, опора могущества страны. Но у нас нет этой пирамиды. Люди уткнулись в свои грядки и не понимают, что живут рядом с огромным водным богатством. Фактически это – золотоносная жила. К примеру, сейчас в нашем центре разработаны проекты компактных парусных судов на трех-четырех человек типа «Пилигрим». Они очень компактны, дешевы, могут двигаться – под парусом, на веслах, с мотором, и представляют собой фактически плывущий дом. Но в Карелии не нашлось тех, кого это могло бы заинтересовать, и проектом занялись москвичи. А ведь кому как не нам обзаводиться подобными небольшими судами и покорять наши многочисленные озера? Но, видимо, дождемся того, что будет покупать собственные разработки за большие деньги где-нибудь в Подмосковье.

- А кроме финансирования – каким образом государство могло бы помочь развитию массового народного флота?

- На уровне республики, конечно, хорошо было бы воссоздать то, что было совсем недавно – хотя бы пункты проката лодок, морскую школу ДОСААФ. Сейчас ведь даже у речного училища в Петрозаводске нет своего флота, и ребята проходят практику в нашем центре, так как они обучатся здесь тому, чего они никогда не узнают на «больших» судах. На федеральном же уровне надо формировать – общественное морское сознание, чтобы люди понимали какие возможности открывает перед ними водная стихия. Для этого, кстати, необходимы и изменения в государственной политике открытия наших водоемов для мира. Ведь сейчас иностранцам на своих яхтах крайне трудно, практически невозможно путешествовать по нашим рекам и озерам – согласования надо начинать чуть ли не с МИДа и везде платить деньги. Прошлым летом к нам на стоянку заходила голландская яхта, так чтобы им зайти в нашу систему, пришлось сдать судно в аренду и путешествовать под российским флагом. Кто, кроме энтузиастов, способен преодолевать такие трудности? А ведь для иностранцев наша страна, и, особенно Карелия, настоящий рай – множество рек, озер, заповедные места, рыбалка, отдых. И они повезли бы к нам деньги, закупали бы наши продукты, наше горючее, пользовались бы нашими причалами. Нам что, эти деньги – лишние? Но, увы, при Ельцине – после того, как он посетил наш музей, и я ему рассказал о ситуации – наступили легкие послабления, по его личному указанию. Однако после смерти Ельцина вновь все вернулось, режим секретности восстановился. Увы, мы опять теряем свои уникальные преимущества из-за российского бюрократизма.

Однако бюрократизм бюрократизмом, но у «Полярного Одиссея» и в этих условиях находится, что предложить жителям и гостям Карелии:

- Для туристов мы сейчас готовим новую программу: «Остров сокровищ: корсары Онежского моря». Два судна с настоящими пушками у нас есть, островов в Карелии множество, а база будет здесь, на пристани клуба. Мы хотим, чтобы люди погрузились в эпоху самого расцвета флибустьерства, в 16-17 век, испробовали на своей шкуре все прелести поисков клада на корабле и борьбы с пиратами. Участники скидываются «золотом и брильянтами», образуют банк — это и будет клад. Корабли расходятся в разные стороны, ищут подсказки и указатели к сокровищу. Будут и гонки под парусами, и управление судном; абордажи, стычки и даже морской пейнтбол. Не нашел клад? Тогда действуй, как пират — грабь!

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен