A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

Все дальше уходят в историю военные годы. Все меньше остается непосредственных участников войны, притупилась боль от минувших потерь близких в тех жестоких битвах. Но мы не имеем права забывать об этом – слишком дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она молодому поколению, чтобы оно знало, что такое жизнь и смерть, война и мир, и какой ценой достигается свобода…

Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит  важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота.

А что знают наши ребята о Великой Отечественной  войне? Только страницы учебника истории? А смогут ли рассказать о своем прадедушке, воевавшем на далекой войне? Знают ли о жизни тех людей, кто выживал в тылу?  Смогут ли понять, как жилось детям, чье детство пришлось на годы войны?

Перечитываю страницы ученических сочинений ребят нашей школы. «Мой дедушка Минин Михаил Иванович прошел войну от Карелии до Берлина. Он был артиллеристом, командиром орудия. За время войны его наградили Орденом Славы, двумя медалями «За отвагу», медалями «За взятие Кенигсберга» и «За взятие Берлина» – это строчки из сочинения Филиппова Славы.

Попов Илья пишет о своих родных: «Прадедушка моей мамы Дмитриев Федор Степанович родился в деревне Илляла. До войны он работал в колхозе, зимой на лесозаготовках. Дедушка Федя был на войне, дошел до Берлина, но когда были бои за Берлин, он был ранен и находился в госпитале. Он награжден Орденом Красной Звезды. Какой подвиг он совершил, мы не знаем. Мамин дедушка Стафеев Василий Алексеевич в мае 1945 года, когда ему было 17 лет, был минером. Он участвовал в разминировании деревень Паннила, Варлов Лес, Кинелахта».

Григорьева Лера рассказывает о своей бабушке Тупицыной Екатерине Михайловне: «Моя бабушка служила санинструктором на Ленинградском фронте, она выносила раненых с поля боя и ухаживала за ними в госпитале. Она пережила блокаду Ленинграда. Бабушка натерпелась и голода, и холода. Бабушка никогда не любила рассказывать о войне».

«Мой прадедушка погиб в Кенигсберге, не дожив до победы два месяца. Его имя написано на памятной стелле в Кинелахте», – пишет Кондратьева Даша.
О своем прадедушке Игнатьеве Василии Ивановиче повествует Давыдикова Вика: «С первого дня войны прадедушка был призван на фронт. Он защищал героический блокадный Ленинград, награжден боевыми медалями. Особо прадед гордился медалью «За отвагу», которой он был награжден за спасение обоза с хлебом и провиантом, который двигался по «Дороге жизни» в осажденный город. Под обстрелом врага, рискуя своей жизнью, он спас хлеб, который так ждали ленинградцы».

Еще один случай из фронтовой жизни этого же человека рассказывает другая правнучка – Игнатьева Василиса: «Дедушка Вася узнал, что немецкая бомба попала в блиндаж, где находился среди других бойцов и его земляк – Мюгриев Павел. Наши отступали и решили уходить, думая, что все погибли, в живых никого нет. Но дедушка  сказал: «Пока я не похороню земляка сам лично, не уйду!» – и стал раскапывать блиндаж. Оказалось, Мюгриев Павел был жив. Получается: спас жизнь человеку».

«Детство моего дедушки Иванова Ивана Алексеевича пришлось на войну. Его отец и мой прадедушка, Иванов Алексей Васильевич за то, что был в плену, был осужден и отправлен в город Новокузнецк на добычу угля, где и погиб в 1948 году при обвале шахты», – с горечью рассказывает Чаккоева Ира.
О военной юности своей бабушки Селивановой Натальи Александровны рассказывает ее внук Петров Саша: «Мы, рожденные после войны, никогда не поймем, как бы ни старались, тех суровых времен. Можно читать книги-воспоминания, можно смотреть кадры кинохроники, но лучше пообщаться с живым человеком, свидетелем той войны. И я в который уже раз направляюсь к своей бабушке, чтобы узнать подробно о том, о чем она не любит вспоминать. …Первый год войны она работала на аэродроме в Архангельске – чистила полосы для взлета и посадки. Зимой 1942 года она трудилась на заводе по переработке древесины. Условия работы были тяжелые, мужчин было мало, в основном работали женщины. Зимой ветер гулял по помещениям. Хлеб выдавали по карточкам. В банный день по карточке выдавали кусочек мыла с четверть спичечного коробка. «Не дай бог никому это пережить. Я была далеко от фронта, и то жутко вспоминать», – передает Саша слова бабушки.

Чувствуется, что за всеми этими сочинениями – мамы, папы, бабушки, дедушки…Отрадно, что не прерывается связь поколений…

«Жизнь продолжается, война все дальше уходит в прошлое, и уходят те, благодаря кому мы живем. Пусть будет вечно гореть огонь памяти в наших душах», – заканчивает Саша свое сочинение.

Согласитесь: мы, взрослые, должны сделать все возможное, чтобы горел огонь памяти в детских душах…

 

Каждый год накануне 9 Мая в Ведлозерской школе проходят мероприятия, посвященные Дню Победы. В этом году такое мероприятие было посвящено первым дням войны. Ученики 6 и 7 класса под руководством Н.А. Брынза подготовили рассказ о карельских героях, погибших в самом начале. Своими воспоминаниями поделились участники войны Давид Гдальевич Бычков и Петр Васильевич Филиппов, а также пришедшие на встречу дети войны — М.В. Карпова и Г.Е. Бачина. Галине Егоровне был всего 1 год, когда началась война, поэтому о тех временах она знает только из рассказов своей мамы. В подарок гостям Виктория Давыдикова и Ульяна Алексеева спели военные песни «Вальс фронтовой сестры» и «Огонек», а Александр Андреев рассказал стихотворение Николая Майорова «Мы». Встреча получилась очень теплой, душевной и интересной.

Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
Согласен