A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

По просьбам читателей мы открываем новую рубрику «Православная страничка», где будем печатать ваши заметки о христианских праздниках, традициях, обычаях.  Предлагаем вам первый выпуск новой рубрики. Пишите, присылайте свои отклики, пожелания!

Постные блюда карел Ведлозерья


Собирая в годы учебы в школе фольклорные материалы, изучая обычаи, обряды и верования карел Ведлозерья, я многое узнала об обрядовых блюдах наших предков. Хочу поделиться знаниями о постных блюдах как разновидности обрядовых с читателями газеты «Ведлозерские окна», тем более что для православных христиан наступает Великий пост, который продлится с 18 марта по 4 мая.
На протяжении веков карелы, как и другие православные, накопили опыт приготовления большого количества постных блюд из репы, толокна, сушеной рыбы, гороха, ягод. Естественно, что значительная часть этих блюд сейчас забыта. Пожилые люди рассказывали мне, что в постные дни в основном ели суп из сушеной рыбы, овощные блюда, постные пироги, т.е. приготовленные на растительном масле. Вот, к примеру, одно из постных блюд из сушеной рыбы. Ее закладывали в горшок, заливали водой и ставили в русскую печь. Как правило, этот горшок держали в печи с утра до вечера. Вечером эту похлебку можно было есть ложками как кашу. Рыбные кости тоже размягчались. Такое блюдо называлось padarokku.
Постным блюдом была гороховая каша. Горох варили вместе с репой и картофелем. Потом заправляли толокном, добавляли немного молока и соли. Получалась очень густая каша, которую можно было резать ножом и брать руками. Каша из толокна тоже была постным блюдом. Ее не варили. Толокно замешивали в холодной кипяченой воде и добавляли растительное масло. Каша получалась густая.
Очень много раньше карелы употребляли в пищу репы. Пожалуй, она занимала в питании карел такое же место, какое теперь принадлежит картофелю. Из репы готовили супы, каши, варили компот, а для детей репа была самым доступным лакомством. Моя бабушка А.В. Гагарина вспоминает о том, как раньше готовили пареную репу – самое частое блюдо на крестьянском столе в прошлом. Репу очищали, нарезали на кусочки, наливали немного воды и клали в чугунке в русскую печь. В печке она долго парилась, а потом ее ели холодной, макая в толокно. Конечно же, все блюда из репы тоже были постными.
Во многих постных блюдах присутствовали ягоды. Например, употребляли бруснику с репой. Репу варили, мелко крошили и перемешивали с толченой брусникой и ели ложками с хлебом вместо супа. Ели также брусничную кашу. Для этого толченые ягоды брусники ставили на огонь, а из ячменной муки варили кашу и смешивали ее с вареными ягодами. Ели это блюдо теплым с холодным молоком. Толченую бруснику также смешивали с толокном и тоже ели ложками с молоком.

Яна ГАГАРИНА

 

С 18 марта по 4 мая —  Великий пост


Пост – это не только ограничение в пище, это время воздержания во всем, добрые дела и искренние молитвы. В сочетании с постом духовным, пост телесный способствует воссоединению православного человека с Богом.
Для христиан пост является временем для подведения итогов, размышлений, прощения обид и разрешения семейных неурядиц. Пост – это время молитвы, исправления своих ошибок и осознания заблуждений. Церковный Устав запрещает употреблять в период поста (в дни говения) скоромную пищу – мясные и молочные продукты. В некоторые постные дни разрешается рыба. В дни строгого поста запрещена не только рыба, но и любые горячие блюда, а также еда, приготовленная с добавлением растительного масла. Такой рацион часто называют сухоядением.
Несмотря на столь строгие правила, Церковь предлагает верующим поститься так, как позволяет им здоровье. Пищевые ограничения должны помогать верующему достигать единства тела и души, смирять страсти и укрощать пороки, но не ослаблять жизненные силы, не подрывать свое здоровье. Строгие пищевые ограничения противопоказаны людям с болезнями желудочно-кишечного тракта или любыми заболеваниями в острой стадии, беременным, кормящим матерям и маленьким детям.
Предлагаем вашему вниманию несколько рецептов постных блюд:
Салат «Хуторок»
Состав: картофель, огурец свежий, огурец соленый, редис, лук репчатый – 1 маленькая луковица, укроп, перец черный молотый, соль, подсолнечное нерафинированное масло – 2-3 столовые ложки
Приготовление:
Картофель сварить в мундире до готовности, затем очистить и крупно нарезать. Редиску, соленый и свежий огурец натереть на специальной терке или нарезать ножом тонкими кружками. Репчатый лук очистить, помыть и нарезать тонкими полукольцами. Поперчить и посолить по вкусу. Укроп мелко нарубить и добавить в салат. Заправить душистым подсолнечным маслом.

Суп из гречневой крупы
Можно сварить вкусный суп из гречневой крупы. Для этого в 1 л кипящей воды положите 2 нарезанные картофелины, спустя 10 минут добавьте 3 ст. ложки промытой гречневой крупы. Пока суп варится, пассируйте на растительном масле натертую на крупной терке морковь, нарезанную луковицу, коренья. Добавьте слегка обжаренные овощи в суп, посолите. Зелень, свежую или сушеную положите в конце приготовления.

Грибы, тушеные с рисом
300 г соленых или 50 г сушеных грибов, 60 г растительного масла, 2 луковицы, 3/4 стакана крупы, 2 стакана воды, 1 ст.ложка томата-пюре, соль, лук. петрушка.
Шинкованные грибы и лук обжаривают в масле до золотистого цвета. Смешивают с промытой крупой и горячей водой, тушат, пока крупа не станет мягкой, затем добавляют томат-пюре или свежие помидоры; посыпают зеленью.

Пирог с ягодой
Мука – 1 кг, живые дрожжи – 50 г, растительное масло – 1стакан, сладкий крепкий чай – 1 ст. ложка, ванилин – 1/4 ч. ложки, молотая корица – 1/2 ч. ложки, замороженная черника или любая другая ягода, пряник без добавок – 1шт., сахар.
Дрожжи разведи в 2 стаканах теплой воды, всыпь 2 стакана муки. Все перемешай и поставь в теплое место для брожения.
Когда тесто поднимется, подсыпь муки, посоли, добавь масло (столовую ложку масла оставь для смазывания формы), корицу и ванилин. Все перемешай и снова поставь в теплое место подниматься.Когда тесто вновь поднимется, добавь муку и вымеси его. Затем раскатай тесто в пласт толщиной 1см, выложи в промасленную форму. Тесто смажь сладким чаем. Распредели по тесту равномерно ягоды (не размораживай их!), присыпь сверху сахаром. Бортики теста немного подними. Выпекай пирог, пока не подрумянится. Пряник натри и обсыпь готовый пирог.

Яблоки по-венски
Для приготовления 4 порций десерта вам понадобится:
• 4 крупных зеленых яблока
• 2 ст. л. дробленых грецких орехов
• 1 ст. л. тертой цедры апельсина
• 4 ст. л. густого малинового варенья
• 50 г сахарной пудры
Приготовление:
Для начала разберемся с начинкой для яблок. Все очень просто: малиновое варенье смешайте с грецкими орехами и апельсиновой цедрой.
Теперь переходим к яблокам: тщательно вымойте их и срежьте с них верхушку (это примерно 2 см).
Затем чайной ложкой удалите из яблок сердцевину и вместо нее нафаршируйте их начинкой. Кстати, чтобы яблоки не сморщились при запекании, сделайте на их кожице вилкой несколько проколов.
Теперь возьмите огнеупорную форму, налейте на ее дно 2 столовых ложки воды, разместите в ней яблоки, накройте форму крышкой и готовьте на небольшом огне в течение 10 минут.
Духовку разогрейте до 220 градусов. Яблоки снимите с плиты, посыпьте сахарной пудрой и отправьте в духовку на 5 минут. Десерт готов.

Фрукты с медом
500 г различных фруктов, мед, 100 г орехов.
Сливы, груши, яблоки, виноград или другие фрукты, очистить, красиво нарезать, положить в посуду, залить медом и посыпать рублеными орехами.

 

Неплохо бы каждому из нас, когда мы собираемся идти в храм, задать себе вопрос: а, собственно, зачем я и туда иду, что мне там нужно? И постараться ответить на этот вопрос не автоматически, а серьезно. Или вот я уже пришел, вижу: люди на исповеди стоят. А я почему не исповедуюсь? У меня что, грехов нет? Есть. А почему я не иду каяться в грехах? Что мне мешает? Непонятно.

Спрашивается: что человек делает на литургии, если он не причащается? Ну не безумие ли сходить в столовую, у кассы постоять часок, а потом уйти домой? Для чего служится Божественная литургия? Есть ли хотя бы одна молитва на литургии для людей, которые не причащаются? Нет, наоборот, все молитвы о том, чтоб нас всех объединить, соединить друг с другом, для того, чтоб мы сподобились Святого Причащения. А что делают на литургии люди, которые не причащаются? Есть ли серьезный ответ на этот вопрос? Ответа такого нет. Потому что, если мы вслух произнесем все наши аргументы, нам самим станет смешно, настолько они безобразно несерьезны.

Одно из самых частых понятий нашей жизни – болезнь. Все мы знаем, что это такое. Одни болеют тяжело, другие менее тяжело, но рано или поздно каждому из нас придется болеть тяжело. Может быть, это будет один миг: кто-нибудь нам в спину нож засадит – это тоже очень больно. Или от какой-то болезни придется умирать. Но пройти это придется каждому. И надо к этому готовиться. Вот Господь послал поболеть чем-нибудь долго или недолго, и надо время болезни обязательно использовать. Надо поразмышлять: что Господь мне хочет явить тем, что да мне этот дар? Потому что болезнь есть некое предшествие смерти, и она должна приводить нас всегда в чувство, должна отрезвлять. Мы должны задумываться, куда мы идем. Когда человек болен, Бог к нему близок. Недаром Он сказал: «Был болен, и вы посетили Меня». Потому что с больным всегда рядом Христос. Поэтому когда мы болеем, надо это благодатнейшее время использовать для большего углубления в Священное Писание, для молитвы, для чтения святых отцов, воспитания в себе смирения, терпения, воздержания. То есть чтобы все, что Господь попустил нам испытать, шло бы нам на пользу.

Человек старается защитить себя, оправдать свои поступки, возвеличить себя и перед другими получше показаться. В храм опоздал, потому что автобус не пришел; молитвы утром не прочитал, потому что вчера поздно лег; не пощусь, потому что нечего есть; на работе с начальником поругался, потому что он не прав; родителям нахамил, потому что они, как теперь говорят, «достали»; выпил, потому что предложили, неудобно было отказаться; в тюрьму попал, потому что компания плохая; ничего в жизни не достиг, потому что система плохая, государство плохое. И получается, что ты ни в чем не виноват. А раз ни в чем не виноват, значит, зачем куда-то идти? Идти никуда не надо. Все, человек самодостаточен, ему уже не надо развиваться, все у него хорошо. Вокруг все плохо, все кругом виноваты, он только хорош. Такое состояние души, когда человек себя постоянно оправдывает, – это есть духовная смерть.

Материал из православного календаря
«Помни о Боге» подобрала К.И. Артюховская



Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
Согласен