Сегодня нам, современникам, очень сложно представить, как жило наше Ведлозеро лет сто назад. Во многом восстановить картину прошлого помогают документы, хранящиеся в различных архивах. Познакомиться с такими источниками можно не только у нас в России, но и в Финляндии. К примеру, в Фольклорном архиве Общества финской литературы (в ссылках - SKSA, далее – фамилия собирателя, номер коллекции и год записи), мне удалось обнаружить довольно любопытные этнографические сведения.
Как известно, во время Великой Отечественной войны Ведлозеро было оккупировано финнами. Часть местного населения успела выехать в эвакуацию, остальные продолжали жить на занятой территории. Помимо солдат, в наших деревнях было огромное количество финских учителей, а также исследователей разных направлений. Ученые старались зафиксировать, как и чем живут их соседи-карелы, что поют и рассказывают.
Внимание уделялось промыслам, для ведлозерчан одним из основных была рыбная ловля. По воспоминаниям, записанным финляндским исследователем Е. А. Виртанен в годы Великой Отечественной войны, в каждой деревне (на Погосте, в Речном устье, в Рожнаволоке, в Кинерме и Юргилице, реже в Кибре) был свой невод (SKSA Virtanen, 622/22, 1943). Количество их могло меняться в зависимости от сезона: летом и осенью – больше, зимой – меньше. Летний промысел, к примеру, начинался на Юрьев день и продолжался вплоть до Успения Пресвятой Богородицы (28.08), затем следовал осенний и зимний. Невод обычно держали два-три-четыре хозяина, которые поочередно выезжали на озеро снимать с сетей рыбу. Специально для рыбной ловли покупали (или делали сами) общую большую лодку: «При царе Николае было в Речном Устье (15 домов) два небольших невода. Один принадлежал братьям Василию и Никите Евсеевым, они владели половиной, другой – Николаю Евсееву и Ивану Исакову, владеющими другой половиной. <…>. Этот невод носил имя Евсеевский. Невод проверяли по очереди. <…>. Каждый из совладельцев покупал поочередно большую лодку, один пользовался ею, пока та служила (скажем, лет десять). (SKSA Virtanen 622/21, 1943. Перевод мой - В.П. Миронова. Оригинал текста хранится в Фольклорном архиве Общества финской литературы).
{phocagallery view=category|categoryid=102|limitstart=0|limitcount=0|detail=3|displayname=0|displaydetail=0|displaydownload=0|displaybuttons=0|displaydescription=0|displayimgrating=0}
Местные жители, среди которых был также поп и десятник, получали от рыбаков часть улова в дар, кому доставался целый черпак. Священники собирали таким образом рыбу в каждой деревне (SKSA Virtanen 622/45, 1943).
Помимо рыбного промысла, развивалось сельское хозяйство. В деревнях сеяли рожь, лен и репу. Земли не хватало, местным жителям приходилось выбирать пригодные участки в одном-четырех километрах от деревни или своего хутора, где они сначала жгли пожогу, выкорчевывали пни, а потом делали пригодные для посева поля. Каждая семья занималась этим самостоятельно: «Делали это самостоятельно, т. к. каждая семья отличалась по численности, а общине было трудно приказывать, там каждый мог сказать: “Ты сделал слишком мало”, другая работа не всегда позволяла заниматься пожогой» (SKSA Virtanen 622/87, 1943).
Молотили зерно обычно на ручных жерновах (jauhekivi – ручной жернов). В крупных деревнях были свои мельницы. По архивных данным, в деревне Мельница (бывшая деревня Мельница является частью с. Ведлозера) были две водяные мельницы, которые принадлежали двум зажиточным хозяевам. У каждой семьи было по 15-16 лошадей, до двух десятков коров и десятки овец (SKSA Virtanen 622/95, 1943).
К началу ХХ века практически каждая семья имела домашний скот: коров, быков, а также овец. Каждое лето для их пастьбы нанимался общий деревенский пастух, который в течение сезона переходил из дома в дом, получая пропитание в качестве оплаты за свой труд: «Деревенскому пастуху платили за быка, за две телки и двух больших телят так же, как за корову. Весной, когда стадо начинало выходить на пастбище, пастух получал яйцо или пару, или, если не было яиц, крендель от каждого дома. В Петров день ему давали масло от каждого двора по количеству коров. В Покров, когда сезон заканчивался, пастух собирал стадо и получал хлеб за каждый день пастьбы. Семьи побогаче одаривали его шерстяными рукавицами или носками» (SKSA Virtanen 622/62, 1943).
Немного сведений сохранилось об охоте, рассказывали только, что ходили в лес ставить силки на птиц. По нескольку раз в неделю проверяли добычу, излишки зачастую продавали на ярмарках или скупщикам (SKSA Virtanen 622/82, 1943).
Подобные архивные материалы дают нам возможность «окунуться» в прошлое, в историю нашего села Ведлозеро. В первую очередь удивляет огромное трудолюбие карелов, старающихся заниматься различными промыслами, чтобы прокормить свои большие семьи. Нам, современникам, есть чему поучиться, ведь только от собственных усилий, как мне кажется, зависит и наше благосостояние. Как говорят карелы: «Ruavol voit kivizen koin stroije» – «Трудом и каменный дом построишь».
Валентина Миронова, научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра, кандидат филологических наук, коренная ведлозерчанка