A A A Ц Ц Ц Ц

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

Началось наше водное путешествие небольшим испытанием. Всех участников водного семинара Ведлозеро встретило серым небом и проливным дождем. Сбор катамарана, увязка снаряжения закончились, и мы спустились на воду...

Было немного не по себе: вода под тобой, вода над тобой. Мы в этой стихии взяли курс на остров Сало. Однако он не встретил нас хлебом-солью (несмотря на свое аппетитное название). Мы прибыли туда, когда спустились уже глубокие сумерки. Пришлось под дождем искать дрова, ставить палатки.

Еще днем синоптик (член группы, фиксирующий погоду) нечаянно разбил термометр, после чего уверенно сказал, что отныне погода будет солнечная. И действительно утром вместе с голосом дежурного, который звал на завтрак, нас разбудил радостный луч солнца.

Днем был назначен общий сбор, на котором нас поздравили с успешным началом учебно-тренировочного похода и объявили, что в семинаре принимают участие 98 человек; собака Регинка была 99-м членом огромной команды, разместившейся на 12 рафтах, 4 катамаранах и 2 байдарках. Наш турклуб был представлен 3 командами (всего 32 человека) под руководством Анны Джапаридзе, Ирины Фоминой и Вадима Карабешкина.

В этот же день на Ведлозере была организована водная полоса препятствий для закрепления навыков управления плавсредством и умения спасти оказавшегося за бортом человека, роль которого успешно выполнял Юрий Хетагуров - организатор детского туризма из ЦДЮТ. Это испытание выявило ошибки и недостатки, а также задало дух соревнований нашему походу.

На следующий день вся армада двинулась к истоку реки Видлицы. Она встретила нас бурлящими потоками бывшей плотины. Преодолев первое волнение, двинулись на ее покорение. После спокойной озерной глади все воспринималось по-другому. Берега напоминали сказочный мир из романов Толкиена, кипящий орками...

Ну вот и первый порог. Остановка для первоначального осмотра, и мы приближаемся к грохочущему потоку воды, налетающей на камни. Адреналин в крови, шум воды, мелькающие берега, брызги, летящие в лицо, четкие команды командира...

Утром все выстроились на берегу озера. На его спокойной воде состоялась регата. Шестнадцать плавсредств, стоящие по одной линии, вспенили гладь воды ударами весел и ринулись к финишу.

После очередного всплеска эмоций мы отправились вперед по шиверам и небольшим порогам. На очередной стоянке началась работа. Мы затаскивали свои плавсредства на берег и обносили порог по лесной дороге, а потом снова сплавлялись. Это не было игрой: на берегу строгие судьи следили за правильностью выполнения технических элементов. К вечеру все были усталыми, но абсолютно довольными, накатавшимися вдоволь по бурной воде.

После этого желающие могли попариться в походной бане. Сложенная из камней каменка накрывалась шатром и создавалась настоящая парилка. А мылись, конечно, в реке. Незабываемые ощущения.

Очередная стоянка подкинула сюрприз, которым мы не преминули воспользоваться. Здесь находилась большая поляна, которая стала футбольным полем.

Это, сразу скажу, был бескомпромиссный футбол. Молодые и дерзкие дрались на поле только за победу, а поддержка болельщиков выдуманными на ходу речевками порой затмевала игру. Команда «Сампо» победила. Что после этого было! Ликовали и обнимались все так, будто выиграли Кубок мира.

Близилось окончание нашего похода. Но я не предполагал, что в финале нас ждет такая красота! Представьте, река вдруг расширяется до бесконечности и впадает в открытую Ладогу. Берегов не видно, такое ощущение, что их просто нет. Горизонт подернут синей дымкой над идущими стеной льдами. Нас поднимают и опускают ладожские волны, и в какие-то моменты осознаешь, как ты ничтожно мал в сравнении со всем этим величием...

...опытной туристки Любы

14 дней весны были разные: еще апрельские сугробы, уже майские дожди и гроза, едва проглядывающее солнце сопровождали нас всю первую неделю - пешую часть похода, зато вторая - водная - порадовала распустившейся зеленью лесов, весенними цветами и ярким палящим солнцем, подарившим отличный загар.

Почти три десятка километров мы шли по Финляндии, вернее, по бывшей территории Суоми. После окончания Зимней войны она отошла к Карелии. Линия Маннергейма, долина смерти - все это здесь, почти рядом. А еще непроходимые болота и озера. Недаром Суоярви в переводе с финского означает "болото-озеро".

138 км лесных дорог суо и ярви не дали нам скучать. Практически ни один вечер не обходился без гостей: охотники, лесники, просто мимо проходящие тянулись к нашему костру. Рассказывали о себе, о своем крае, охоте, показывали дичь и тут же торопливо убирали в сумку... Больше всего запомнился охотник Женя (кстати, тоже из Петрозаводска). Узнав, что в нашей команде половина девушек, он очень удивился: "Охота (как и поход) с женщинами - это не охота, а пикник: женщины пытаются командовать, варят уху с помидорами (не уха, а рыбный суп) и вообще мешают охотиться..." После этой встречи наш поход стал называться "пикником II категории сложности".

Видлица - небольшая речка (67 км), но на ней 36 порогов. Большинство из них, конечно, залиты в весенний период, но и те, которые нам удалось пройти, не забудутся. После пятикратного обноса катамарана вверх по течению все стало получаться. Но главное, после этих тренировок мы обрели уверенность в себе, и если в очередном пороге нас разворачивало, раздавались предложения: "А давайте пройдем лагом". И проходили...

В последний день мы вышли на Ладогу. Огромные пространства воды (по сравнению с рекой), легкие волны, солнце на горизонте создавали ощущение, что мы вышли в открытое море, под нами километры глубины и наше гребное судно никуда не движется, несмотря на усиленную работу весел. Пейзаж дополняли льды на горизонте. "Ну точно Северный Ледовитый океан", - заметил кто-то.

В походе было весело. Каждый демонстрировал свои возможности и способности: хоровое пение, игра на пиле, показ весенней коллекции водного обмундирования, шаманские пляски для хорошей погоды. Отличилась даже собака: незаметно подкравшись к спасателям, стянула целую палку колбасы...

...руководителя похода Вадима

Каждый участник весеннего путешествия находит в нем свои прелести. Кого-то манят неожиданности, которые дарят нам дороги: выходишь из-за поворота и видишь огромное красивейшее озеро. Но его нет на карте! Оказывается, половодье соединило четыре соседних озерка в одно большое, которое и преградило нам путь. И мы идем рядом с этой красотой лишние километры, обходя озера, переправляясь через бурные ручьи, по-доброму поругивая проказницу-весну.

Кто-то с удовольствием наблюдает за пробуждением природы - первые дни проваливаешься по пояс в снег, а заканчиваешь поход, когда кругом все зелено и можно загореть под палящим солнцем лучше, чем на южных курортах.

Ну а кто-то не представляет себе весну без сплава по реке сразу после того, как пройдет ледоход. Здесь нужно ловить момент, когда воды в реке еще много, течение быстрое, а пороги приобретают небывалую мощь.

В этом мае мы провели не простой поход. Еще зимой было решено, что он будет учебно-тренировочным. Тогда мы даже не понимали до конца, что это значит, поняли сейчас, когда сумели почерпнуть у опытных туристов, прошедших рядом с нами реку Видлицу, знания, которые помогут не только в походе, но и в нашей городской жизни: как вести себя в экстремальных ситуациях, как правильно проходить пороги на реках, организовать бивуак, вечерний отдых.

Большое спасибо моей небольшой команде. Пешую часть похода мы преодолевали вчетвером, решая те же задачи и выполняя ту же работу, что и большие группы.

Непросто пришлось нам и тогда, когда наша маленькая группа влилась в огромную компанию тех, с кем мы шли в учебно-тренировочный поход. После недели тишины и покоя в пешем походе мы не сразу привыкли к царящему на реке веселью. Не всегда удавалось грамотно преодолеть трудности, допускались ошибки, но все это обогатило огромным опытом и меня, начинающего руководителя, и ребят, прошедших со мной этот поход.

Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.