A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

 

Из воспоминаний участницы «живой газеты» 20-х годов учительницы Марии Андреевны Дорофеевой: «У нас в Ведлозере клуб открылся в 1926 году в поповском доме. Хорошо тогда работали первые комсомольцы. Мы участвовали в художественных кружках, в агротехническом кружке изучали севообороты, вручную болота осушали… До того наломаешься за день, идешь с работы – еле ноги тащишь. А тут руководитель хора Иван Иванович Левкин подойдет – грудь колесом, молодец молодцом, и так ласково скажет: «Споемте, девоньки!» И не хочешь, а запоешь…»

Из книги Г.И. Смельницкого «Агитбригада крупным планом»

Ведлозерцы любят песню, любят свой прославленный хор, гордились они и своей агитбригадой-лауреатом.

Мне, как куратору Пряжинского района, приходилось ежегодно бывать в Ведлозере, встречаться с участниками бригады, работниками Дома культуры, видеть их в деле, общаться с жителями села.

А началось наше сотрудничество осенью 1966 года, когда в Дом народного творчества пришла выпускница культ-просветучилища Антонина Маслякова: «Я окончила театральный курс и назначена художественным руководителем Ведлозерского Дома культуры. У нас в 1963 году была агитбригада, руководила ею Светлана Ивановна Маркова. Она уехала, а молодежь требует, чтобы в ДК была агитбригада. Меня учили, как ставить спектакли, как подступиться к бригаде – не знаю. Прошу помощи».

Вскоре был создан коллектив, который прошел долгий, интересный творческий путь. Его мужскую половину представляли тракторист Эрик Минин, столяр Александр Виролайнен, шофер Евгений Никонов. Все трое оказались верными бригаде, надежными людьми. Выделялся Никонов – он мог играть в сценках, петь куплеты, танцевать и декламировать.

Женский состав был, по традиции, богаче: заведующая библиотекой Светлана Богданова, преподаватель пения Лида Олешева, художественный руководитель Антонина Маслякова, зубной врач Вера Федулина, заведующая аптекой Раиса Олешева, медсестра Людмила Иванова. Музыкант – скромная, трудолюбивая аккордеонистка Марина Рачковская.

Первая программа была полуконцертной, номера объединяла сельскохозяйственная тема. Это были сценки, монологи, частушки, куплеты, популярные песни, исполняемые солистами и женским ансамблем.

При подготовке программ ставились две задачи: добиться приемлемого художественного уровня и одновременно вести творческую учебу с привлечением соответствующих специалистов. Коллектив успешно решал обе задачи. Репетиции выявили личные способности каждого. Ответственное место ведущей заняла – и в течение 13 лет никому не уступала – обаятельная, лиричная Рая Олешева, оказавшаяся прекрасным чтецом. В лидеры вошла и Вера Федулина, обладательница выразительного сопрано. Хорошие сценарные данные позволили Вере и ее партнеру Евгению Никонову создать ряд игровых и вокальных сценок, украсивших первую агитбригадную программу.

Важным достижением было создание женского ансамбля. Пели чисто, на два голоса. Это был первый вокальный ансамбль в агитбригадах республики. Особенно удавались девушкам карельские народные песни, где запевалой была Вера Федулина. Ведлозерцы любили слушать Веру, любовно называли ее «наша Сиркка Рикка».

Приближалось 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Дом народного творчества пригласил агитбригадного сценариста Э.Н. Елшанского написать к юбилею программу для Пряжинской районной бригады. Эдуард Николаевич охотно принял предложение. Сам он родился в Петрозаводске, здесь учился до войны.

Когда автор собирал материал, мне довелось сопровождать его по району. Побывали мы и в Ведлозере, у Марии Андреевны Дорофеевой – хранительницы истории села за все годы Советской власти. Тогда и увидел Елшанский Ведлозерскую агитбригаду. И под свежим впечатлением написал и подарил коллективу сценарий по воспоминаниям Марии Андреевны. Сценарий стал удачным откликом на юбилей вождя и был особенно тепло принят зрителями.

В репертуарной листовке Дома народного творчества в 1970 году был напечатан сценарий одаренного агитбригадного автора С.Г. Кармазина «А у нас на селе». Начинался он встречей с передовиками Ведлозерского совхоза, воспевал труд животноводов, полеводов, был веселым, мажорным, с обилием песен. Особенно полюбилась слушателям песня «Приезжайте к нам в село» В. Левашова. Ее стали петь многие хоровые коллективы республики.

Общая проблема агитбригадных коллективов – не хватает мужчин – обошла ведлозерцев. Характерно, что шли в бригаду рабочие. В 1971-1972 годах пришли работники лесхоза Иван Минин, Николай Дорофеев, шоферы совхоза Борис Суворов, Геннадий Филиппов. Прибавилось и девушек – Светлана Иванова, Зоя Савельева… Молодежь тянулась в коллектив: Антонина Маслякова сумела этого добиться. Агитбригадное товарищество стало неотъемлемой частью личной жизни каждого.

Меня удивляло поначалу, как удается Ведлозерскому ДК при штате в три человека вести в селе и на выездах работу не меньшую, чем районному Дому культуры? Потом увидел: там сумели привлечь большой общественный актив, агитбригада была его ядром. И еще: у штатных работников не было «узкой специализации»: если надо, любую работу выполняли как собственную.

Здесь надо назвать директора ДК Лидию Антоновну Ефимову, заслуженного работника культуры Карельской АССР, – это она учила молодежь не замыкаться в должностных рамках, жить общими интересами, не делить работу в ДК на свою и чужую. Эта гражданская позиция – активного отношения к общему делу – и выработала у молодых клубников лучшие профессиональные качества культпросветчика. Велика роль Лидии Антоновны и как воспитателя и наставника агитбригады. Благодаря ей коллектив органично вошел во все формы клубной работы.

В 1972 году произошла смена руководителей в агитбригаде и народном хоре. Выпускница Петрозаводского музыкального училища имени К.Э. Раутио Тамара Дорофеева приняла хор, а в скором времени включилась и в работу агитбригады. Уроженка Ведлозера Валентина Туйкова, выпускница культпросветучилища, возглавила бригаду и, как говорится, пришлась ко двору. Первую ее программу «Мы соревнуемся» на республиканском смотре оценили положительно, коллектив был удостоен диплома 2-й степени.

В 1974 году программа ведлозерцев «Рабочая азбука» была отмечена дипломом 1-й степени. В 1975 году Государственный комитет КАССР по телевидению и радиовещанию совместно с Министерством культуры и областным советом профсоюзов проводит первый телеконкурс агитбригад – и ведлозерцы становятся его лауреатами. Имели успех и новые сценарии – «Люди земли карельской» и «На марше пятилетки».

Несомненно, благотворно сказалось на творческом росте бригады участие в ней руководителя хора Т.Дорофеевой. Она не только стала хормейстером бригады, но оказалась яркой комедийной исполнительницей. При ней женский вокальный ансамбль ведет музыкальные номера агитпрограмм, выступает самостоятельно в концертах, поет в составе Ведлозерского народного хора. Т. Дорофеева создает в агитбригаде мужской вокальный ансамбль, который позже сыграет свою роль при выборе коллективом творческого направления.

Раю Олешеву в 1972 году избирают секретарем территориальной комсомольской организации. Эту нелегкую должность она исполняла вплоть до 1979 года. При этом ее работа в бригаде была примером творческого отношения к делу. Первой поступила молодой секретарь и на заочную учебу – в Пермский фармацевтический институт. Ее примеру последовали другие агитбригадчики-комсомольцы. Людмила Иванова окончила медицинский факультет Петрозаводского университета, стала детским врачом. Этот же факультет закончила и Раиса Цаплина. Николай Дорофеев получил диплом лесоинженерного факультета нашего университета. Валентина Туйкова успешно завершила курс агитбригадных режиссеров ЗНУИ. Из молодого поколения бригады поступила на режиссерский факультет Ленинградского института имени Н.К. Крупской Лена Иванова. К этому списку можно добавить еще тех, кто учился в средних специальных учебных заведениях.

В Пряжинском районе было, как правило, четыре-пять агитбригад, участвовавших в районном смотре. Главное соперничество шло между коллективами Пряжи и Ведлозера. Ведлозерцы в этом многолетнем соревновании ни разу не уступили пряжинцам первого места. Творческое самолюбие заставляло пряжинцев и ведлозерцев ставить перед собой все более сложные задачи, требовавшие времени, сил и труда, часто в ущерб личному отдыху.

…Мы готовились к Всесоюзному фестивалю 1977 года. Предстояло не только быть хозяевами зонального смотра, но и определить, кто сможет достойно соперничать с коллективами Ленинграда, Мурманска, Архангельска. В числе кандидатов была Ведлозерская агитбригада. Сценарий заказали московскому автору Г. Якерсону. Познакомившись с ведлозерцами, он сразу решил написать музыкальный сценарий: увидел поющих, танцующих, пластичных девчат и парней.

Так родилась программа «Золотые руны», а коллектив, по предложению Г. Якерсона, принял название «Рунопевцы». Название полюбилось и прижилось.

Для фестивальной программы был утвержден следующий состав исполнителей: Т. Дорофеева, Р. Олешева, В. Туйкова, из нового поколения – учительница пения Валентина Румянцева и выпускница хореографического отделения КПУ Надежда Черкашина, приехавшая на работу в Дом культуры. Мужской состав выглядел так: Н. Дорофеев, В. Жулай, И. Минин, А. Пименов, А. Филиппов. Концертмейстером стал баянист Владимир Семенов. Исполнители были как на подбор – рослые, стройные, красивые. Позже, на смотре, мурманчане и ленинградцы спрашивали ведлозерских девчат: «У кого на прокат взяли таких ребят?» На что те отвечали: «На прокат не берем, сами даем, это свои, карельские…»

«Рунопевцы» стали лауреатами Всесоюзного фестиваля – сценарий был талантлив, а коллектив оказался достоин сценария. В «Золотых рунах» не было традиционных монологов, диалогов, сценок. Автор обозначил жанр как «мюзикл в семи песнях». Все выражено образами музыки, песни, движения. Чтобы воплотить такой сценарий, каждый исполнитель должен владеть искусством сольного и ансамблевого пения, танца, сценического движения. Для сельской агитбригады это нелегкая задача (да и только ли сельской?). Тут и пригодилась многолетняя творческая учеба в коллективе, особенно интенсивная в последние годы, когда появились два вокальных ансамбля, а занятия хореографией стали регулярными.

Сегодня словом «мюзикл» никого не удивишь, а в то время у нас в республике это была «проба пера».

…С карельским приветом «Терве! Терве!» выносили скамейки парни, здоровались с девушками, и вот уже, как рунопевцы в старину, сидят попарно девчата и юноши, взявшись за руки, и запевают руну-пролог (мелодия песни А. Пахмутовой «Хорошие девчата»):

Живут на белом свете

Простые ведлозерцы -

Приветливые лица,

Огоньки веселых глаз.

Об их счастливой доле,

Об их отважном сердце,

Как встари рунопевцы,

Мы поведем рассказ.

О тех, кто сквозь чащобу

Провозит древесину,

О тех, кто учит, лечит,

О тех, кто кормит нас,

О вас – таких хороших,

О вас – таких красивых

Сегодня «Рунопевцы»

Свой поведут рассказ.

Семь рун мюзикла, оставаясь законченными музыкальными миниатюрами, слагались в единую лирическую повесть о людях сегодняшнего карельского села – людях с золотым сердцем и золотыми руками. Здесь не было критики недостатков – сценарий был задуман как поэтический гимн добрым делам замечательных людей. Тут требовались акварельные тона, лирика, мягкая шутка.

Для первой руны была выбрана знаменитая песня карельского композитора-любителя И.И. Левкина «Ой ты, край былинный». Пелась она на карельском и русском языках, красочный хоровод вился по сцене. Прекрасные костюмы, выполненные по эскизам Тамары Юфа, создавали зримый образ карельского края.

Величавую руну-былину сменяла мелодия широко известной озорной финской «Руллы» (автор программы умело работал на контрастах):

В песенке финской лукаво поется:

«Рядом с добром уживается зло».

Этого в нашем селе не ведется –

Очень с людьми нам, друзья, повезло…

И дальше легко ложились в песню имена ведлозерских тружеников, людей самых разных профессий.

Третья руна – «Ведлозерские огни», о родной Пряжинской земле, ее дарах и красе – пелась на музыку, сочиненную участниками самодеятельности.

В четвертой использовалась песня А. Островского «Лесорубы»: ведь в ней речь шла о Шуйско-Виданском леспромхозе, одном из лучших в республике:

Лесорубы США и ГДР –

Все попасть сюда стремятся,

И с волненьем посмотреть на наш пример

Едут финны и канадцы…

Для пятой руны автор предложил мелодию вальса «Белый танец». Адресуясь в зрительный зал, к ударникам леса, девушки приглашали на вальс виновников этой торжественной минуты… Исполнение этого номера требует предельной искренности и способности к импровизации – участницы бригады с этим справились. После вальса бурно врывается мелодия современной песни «Соловьи поют, заливаются» (муз. Е. Мартынова):

Не бывает дня без ветра,

На сто двадцать километров

Тянется суровая земля.

Но мы устали не знали –

Осушали, корчевали,

Создавали новые поля.

Наш совхоз растет, развивается,

Все мечты большие сбываются,

Трудовой порыв не остудится.

Сбудется! Сбудется!

Седьмая руна – частушечная, озорная, с задорной подтанцовкой, с лукавым соревнованием парней и девчат: кто кого перепоет, кто удачнее похвастается своими передовиками…

Вот внушительно притоптывают парни (мелодия песни А. Пономаренко «Пойду, молода, погуляю»):

Мы с фермы совхозной Центральной,

Там в стаде скандалы буквально –

Любая буренка стремится

На этой лишь ферме доиться!

На них «дробушками» наступают девушки:

Буренки хотят постоянно

Встречаться с Засековой Анной!

Все стадо от радости тает:

Она в «Москвиче» их катает!

В зале – добрый смех: многие знают – Анна Петровна Засекова, Герой Социалистического Труда, одна из первых знатных доярок республики, стала владелицей легкового автомобиля…

В финале снова звучат слова, которыми бригада начинала выступление:

…Мы золотые руны

Любви и уваженья

Сердечно посвящаем

Всем нашим землякам.

В начале 1978 года «Рунопевцы» выпустили агитпредставление «Волшебное слово сказка», в 1979-м – агитспектакль «Дела сказочные» (автор А. Рубб)… Но ни разу с тех пор не поднимались ведлозерцы на высокие места. В чем тут дело? В смене поколений – неизбывной проблеме всякой самодеятельности? В творческой усталости руководителей и ветеранов? Или что-то нарушилось в «атмосфере внимания» к бригаде? Ведь когда создавалась, скажем, программа к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, к Всесоюзному фестивалю 1977 года, огромную роль сыграли внимание и забота районного комитета партии. Первый секретарь, отдел пропаганды и агитации райкома считали самодеятельность, и агитбригады прежде всего, своим боевым помощником в деле политпропаганды. И с авторами сценариев встречался первый секретарь, и программы внимательнейшим образом обсуждались и утверждались, и зональные смотры районов республики всегда были в поле зрения райкома (Пряжа традиционно один из зональных центров карельских конкурсов агитбригад), и районная газета не обходила агитбригады вниманием…

Впрочем, возможно, такое «затухание» коллектива-ветерана – естественный этап развития. Сегодня хочется сказать спасибо «рунопевцам» за яркие страницы, вписанные ими в историю самодеятельного искусства Карелии, и пожелать творческих взлетов их наследникам и последователям.

Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
Согласен