До XVIII в. нет описаний карельской свадьбы. Отдельные косвенные сведения о брачных отношениях приводятся в Посыльной грамоте 1534 г. новгородского архиепископа Макария, где сказано: «Многие люди от жон своих живут законопреступно с жонками и с девками, также де и жоны их живут от них с иными людми законопреступно, без венчания и без молитвы; и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими прежними жонами; а которые не женаты, а живут з девками и з жонками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчалися...» По-видимому, здесь речь идет о пережитках архаических форм брака. Можно предположить, что все-таки в указанный период основной являлась моногамная патрилокальная семья.
В XIX — начале XX в. основной формой заключения брака у карел был брак по сватовству с исполнением свадебного ритуала, который сохранялся до 20-х гг. текущего столетия. Свадебный ритуал карел имел длительную историю развития, в его обрядовых церемониях можно встретить наслоения, относившиеся к раз-личным этапам общественной истории карельского народа. Корни многих обрядовых действий уходят в далекое прошлое.
Свадебный ритуал для всех этнических групп карел был единым. К наиболее характерным его особенностям относились следующие: унаследованный от родовой общины коллективизм при решении вопроса о браке, а также при проведении всего ритуала; своеобразный состав свадебных чинов с ведущей ролью колдуна — «режиссера» и главного руководителя свадебного церемониала; отголоски матрилокального брака; относительная самостоятель-ность девушки в решении вопроса о браке, в выборе жениха. (У карел редки были случаи насильственной выдачи замуж.)
Вместе с тем, в общей обрядовой основе карельской свадьбы имеется множество локальных вариантов. Можно выделить два сильно различавшихся между собой типа карельской свадьбы: севернокарельский, отличавшийся наибольшей архаикой и относительной упрощенностью ритуала, и южнокарельский — весьма близкий к севернорусскому, претерпевший более сложную эволюцию вследствие большей интенсивности социально-экономического развития и культурных взаимосвязей с русскими. Имелся еще и промежуточный — среднекарельский — тип, в котором встречались многие признаки двух основных.
Важную роль в свадебном обряде всех этнических групп карел занимали религиозно-магические элементы, часто измененные позднейшими представлениями. Магические и символические действия сопровождали расставание невесты с родным домом (ро-дом), подругами, вступление в новый дом, семью. Основной целью магических обрядов являлась необходимость обеспечить благопо-лучие, материальный достаток новой семьи, чадородие. Для от-правления их, а также для проведения свадьбы приглашался че-ловек, хорошо знавший весь ритуал, владевший даром речи и обладавший отличной памятью, знакомый с колдовством. Таким лицом у собственно карел выступал патьвашка (pat’vaska) с его магическими атрибутами, главное место среди которых занимал ольховый посох (kozicendasauva — сватальная палка); а у южных карел — «тиедойника» (tiedoiniekka), т. е. знающий, или «клетникка» (kletnikka — люд. и частично с. к.).
Вторым обязательным действующим лицом, выступавшим со стороны невесты, являлась плачея (itkettaja — возбудительница плача). Наряду с основной задачей — причитыванием от лица не-весты, она должна от рукобитья до передачи невесты жениху выполнять роль «ворожеи, оберегающей молодых».
Свадьба в деревне — большое событие не только для вступавших в брак и их семей, но и для всех жителей, которые принимали в ней самое активное участие, начиная от сватовства и кончая послесвадебными обрядами, выступая в составе свадебных чинов (сватов, дружек, поезжан и т. п.), гостей. Коллективный характер традиционной свадьбы проявлялся в выборе жениха и невесты, обсуждении возможных свадебных партнеров на общей «думе» родственников, а также в участии их во всем ритуале. Каждый участник свадьбы как бы психологически приобщал себя к членам большой родственной семьи — семейной общине. Пережитками матрилокального и, возможно, дислокального поселения молодых являлся обычай гостьбы (ad’vo) молодухи у своих родителей через неделю после свадьбы. Примечательно, что он соблюдался даже в том случае, если молодые жили в одной деревне.
Карельская свадьба, как, впрочем, и свадьба любого другого народа, носила характер драматического представления с главными и второстепенными действующими лицами, однако особое своеобразие свадьбе придавала обрядовая поэзия — причитания, заговоры, заклинания, лирические песни, песни-руны калевальской метрики. Исследователи отмечают, что у карел свадебные и похоронные причитания («поэзия вечной разлуки») практически не отличались ни по поэтике, ни по напеву. В них имелось много общих мотивов и главнейший — это связь с культом умерших родичей, с верой в сверхъестественные силы. При этом причитальщица выступала в роли как бы посредницы между невестой и миром духов, невестой, покидавшей свой род, «задабривавшей» покойных предков.