A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

Карельская свадьба

До XVIII в. нет описаний карельской свадьбы. Отдельные косвенные сведения о брачных отношениях приводятся в Посыльной грамоте 1534 г. новгородского архиепископа Макария, где сказано: «Многие люди от жон своих живут законопреступно с жонками и с девками, также де и жоны их живут от них с иными людми законопреступно, без венчания и без молитвы; и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими прежними жонами; а которые не женаты, а живут з девками и з жонками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчалися...» По-видимому, здесь речь идет о пережитках архаических форм брака. Можно предположить, что все-таки в указанный период основной являлась моногамная патрилокальная семья.

В XIX — начале XX в. основной формой заключения брака у карел был брак по сватовству с исполнением свадебного ритуала, который сохранялся до 20-х гг. текущего столетия. Свадебный ритуал карел имел длительную историю развития, в его обрядовых церемониях можно встретить наслоения, относившиеся к раз-личным этапам общественной истории карельского народа. Корни многих обрядовых действий уходят в далекое прошлое.

Свадебный ритуал для всех этнических групп карел был единым. К наиболее характерным его особенностям относились следующие: унаследованный от родовой общины коллективизм при решении вопроса о браке, а также при проведении всего ритуала; своеобразный состав свадебных чинов с ведущей ролью колдуна — «режиссера» и главного руководителя свадебного церемониала; отголоски матрилокального брака; относительная самостоятель-ность девушки в решении вопроса о браке, в выборе жениха. (У карел редки были случаи насильственной выдачи замуж.)

Вместе с тем, в общей обрядовой основе карельской свадьбы имеется множество локальных вариантов. Можно выделить два сильно различавшихся между собой типа карельской свадьбы: севернокарельский, отличавшийся наибольшей архаикой и относительной упрощенностью ритуала, и южнокарельский — весьма близкий к севернорусскому, претерпевший более сложную эволюцию вследствие большей интенсивности социально-экономического развития и культурных взаимосвязей с русскими. Имелся еще и промежуточный — среднекарельский — тип, в котором встречались многие признаки двух основных.

Важную роль в свадебном обряде всех этнических групп карел занимали религиозно-магические элементы, часто измененные позднейшими представлениями. Магические и символические действия сопровождали расставание невесты с родным домом (ро-дом), подругами, вступление в новый дом, семью. Основной целью магических обрядов являлась необходимость обеспечить благопо-лучие, материальный достаток новой семьи, чадородие. Для от-правления их, а также для проведения свадьбы приглашался че-ловек, хорошо знавший весь ритуал, владевший даром речи и обладавший отличной памятью, знакомый с колдовством. Таким лицом у собственно карел выступал патьвашка (pat’vaska) с его магическими атрибутами, главное место среди которых занимал ольховый посох (kozicendasauva — сватальная палка); а у южных карел — «тиедойника» (tiedoiniekka), т. е. знающий, или «клетникка» (kletnikka — люд. и частично с. к.).

Вторым обязательным действующим лицом, выступавшим со стороны невесты, являлась плачея (itkettaja — возбудительница плача). Наряду с основной задачей — причитыванием от лица не-весты, она должна от рукобитья до передачи невесты жениху выполнять роль «ворожеи, оберегающей молодых».

Свадьба в деревне — большое событие не только для вступавших в брак и их семей, но и для всех жителей, которые принимали в ней самое активное участие, начиная от сватовства и кончая послесвадебными обрядами, выступая в составе свадебных чинов (сватов, дружек, поезжан и т. п.), гостей. Коллективный характер традиционной свадьбы проявлялся в выборе жениха и невесты, обсуждении возможных свадебных партнеров на общей «думе» родственников, а также в участии их во всем ритуале. Каждый участник свадьбы как бы психологически приобщал себя к членам большой родственной семьи — семейной общине. Пережитками матрилокального и, возможно, дислокального поселения молодых являлся обычай гостьбы (ad’vo) молодухи у своих родителей через неделю после свадьбы. Примечательно, что он соблюдался даже в том случае, если молодые жили в одной деревне.

Карельская свадьба, как, впрочем, и свадьба любого другого народа, носила характер драматического представления с главными и второстепенными действующими лицами, однако особое своеобразие свадьбе придавала обрядовая поэзия — причитания, заговоры, заклинания, лирические песни, песни-руны калевальской метрики. Исследователи отмечают, что у карел свадебные и похоронные причитания («поэзия вечной разлуки») практически не отличались ни по поэтике, ни по напеву. В них имелось много общих мотивов и главнейший — это связь с культом умерших родичей, с верой в сверхъестественные силы. При этом причитальщица выступала в роли как бы посредницы между невестой и миром духов, невестой, покидавшей свой род, «задабривавшей» покойных предков.

Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
Согласен