A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

В начале мая 2012 года начал работу проект под названием «Mining Road». Проект был поддержан Программой приграничного сотрудничества KARELIA CBC ENPI, которая финансируется Европейским союзом, Российской федерацией и Республикой Финляндия. Общее финансирование проекта на 3 года предполагается в размере 800000 евро. И эти затраты пойдут на то, чтобы организовать в Финляндии и Карелии сеть туристических маршрутов, включающих достопримечательные места, связанные с историей развития геологии и горного дела на этой территории. И, может быть, помимо развития туризма, такая сеть и сотрудничество туристических операторов с научными геологическими общественными учреждениями дадут дополнительный стимул к развитию этих мест.

 

 

Завод, затерянный в лесах

О Тулмозерском чугуноплавильном заводе я узнала лет пятнадцать назад, когда моя сестра писала исследовательскую работу об истории этого горнозаводского памятника XIX века. Тогда на фотографиях я видела все здания и сооружения завода, держала в руках гематитовую руду с месторождения Рогокоски, но увидеть руины завода и места, за век с лишним почти не тронутые человеком, довелось лишь в конце августа этого года. А провели экскурсию по этому уникальному месту и рассказали много интересного координаторы проекта «Mining Road» Виталий Шеков и Андрей Иванов, за что им огромное спасибо!

Завод расположен в трех километрах от Колатсельги на берегу залива реки Колос. Проехав мост в Колатсельге, мы повернули направо и через три километра грунтовой дороги оказались на месте.

Впечатления от увиденного превзошли все мои ожидания. Перед нами во всем величии предстали мощные стены корпусов завода, сложенные из дикого камня и красного кирпича. Местами сохранились даже оконные рамы.

В центре комплекса находится домна. Ее высота – метров около 20 – просто поражает воображение. Для сооружения, возведенного посреди леса в карельской глубинке, размер просто циклопический. Сохранились также остатки литейного двора, шихтарника, известковой печи, подземные сводчатые воздуховоды, бассейн.

Руины завода чем-то напоминают средневековый замок. Возможно, что огромные камни, из которых сложены стены, были когда-то крепостью, находившейся в этих краях. Виталий Александрович рассказал, что в домашнем музее Алисы Петровны Губаревой в Колатсельге есть копия старой шведской карты, на которой обозначены места, где были крепости. Первая – в Выборге, вторая – крепость Олавинлинна в г. Савонлинна, а третья указана в районе Тулмозера. Пока трудно сказать, достоверен ли этот факт, но стены двух существующих крепостей в России и Финляндии сложены из такого же камня, как и стены Тулмозерского завода.

Вообще, судьба этого завода была непростой. Он был построен в 1762 году олонецким промышленником и купцом Иваном Барминым. Завод выплавлял до 1000 пудов железа ежегодно. Однако по экономическим причинам уже с 1778 года завод был остановлен – ввиду удаленности и оторванности от водных путей сообщения, которые тогда были основными.

А тот завод, величественные руины которого дошли до наших дней, был возведен гораздо позже. По проекту немецкой фирмы Люрмана его начали строить в 1896 году. На производстве была одна домна – почти 19 метров высотой, на 2 тонны чугуна в сутки. К ней примыкал литейный двор. Рядом была котельная с четырьмя паровыми котлами, неподалеку располагались бассейн, подземные воздуховоды и каналы, соединенные с рекой Колос. Построили здания для дробилок руды, для шихты. Неподалеку – рудный склад, дома обслуги. Чуть в стороне поставили известковые печи и кирпичный завод. Завод запустили, но в 1903 году предприятие закрыли из-за высокой себестоимости продукции. Руда была под боком, но дорого обходилась энергия, поскольку реку Колос не получалось использовать из-за низких берегов и болотистой местности. Производство остановили и вроде даже кому-то продали, но завод так и не заработал вновь. Что-то из оборудования вывезли финны еще в 1919 году (Тулмозеро попало на территорию, вошедшую в состав Советской России), но основную часть демонтировали только в 1941 году.

К сожалению, нам не удалось побывать на руднике Рогосельга, который находится в двух километрах от завода, но хочу немного рассказать и о нем. Рудников в тех краях было несколько, но наиболее доступный и популярный – именно Рогосельга. Гематитовая руда, которая там добывалась, в жилах до трех метров толщиной. Завод стоит на правом берегу реки Колос, а месторождение руды – на левом. Чтобы добывать ее, между штольнями и заводом соорудили дамбу, по ней пустили дорогу, по которой сначала доставляли руду на тачках и телегах, потом проложили рельсы.

Трудоемкость добычи руды в таких жилах, частичное затопление, отсутствие кокса для домны (вместо него использовали древесный уголь, который получали тут же), удаленность от железнодорожных и водных путей – все это послужило причиной закрытия рудников и завода.

Виталий Александрович рассказал также о детско-юношеской экспедиции «Mining Road», которая этим летом приняла участие в очистке территории завода от растительности. Ребята проделали огромную работу, результаты которой видны, так сказать, на лицо: если еще в прошлом году желающим посмотреть завод приходилось пробираться сквозь огромные заросли, то сейчас мы уже свободно гуляли по тропинкам и фотографировали достопримечательность.

Координаторы проекта уверены, что всё получится, и совсем скоро автобусы будут привозить сюда группы туристов: и ценителей экстремального (дикого) отдыха, и любителей средневековой экзотики, и участников военно-исторических клубов, и просто тех, кому интересен наш край. Территория завода довольно большая, поэтому туристы смогут на несколько часов задержаться здесь. Помимо этого, площадки у стен зданий можно использовать в качестве декораций для проведения театрализованных представлений, программ соответствующего содержания.

Мы поехали в обратный путь. Остался позади Тулмозерский завод с его мощными каменными стенами – свидетельствами истории и своего рода памятниками тяжкому крестьянскому труду наших предков.

Весь этот день разные чувства переполняли меня: и какое-то щемящее чувство вины - как такой огромный завод оказался затерянным в лесах, и одновременно гордость за то, что этот исторический памятник находится на территории нашего поселения, и уверенность в том, что уникальное место на карельской земле совсем скоро обязательно привлечет внимание тысяч людей.

Надежда СТАФЕЕВА

 

ДОРОГА ГОРНЫХ ПРОМЫСЛОВ

Читатели замечательной газеты «Ведлозерские окна» уже слышали, наверное, о том, что в районе старого завода в окрестностях села Колатсельга ведутся какие-то работы. Я бы хотел немного раскрыть эту тему, чтобы избежать различных слухов и недоразумений.

В начале мая 2012 года начал работу проект под названием «Mining Road». Проект был поддержан Программой приграничного сотрудничества KARELIA CBC ENPI, которая финансируется Европейским союзом, Российской федерацией и Республикой Финляндия. Общее финансирование проекта на 3 года предполагается в размере 800000 евро. И эти затраты пойдут на то, чтобы организовать в Финляндии и Карелии сеть туристических маршрутов, включающих достопримечательные места, связанные с историей развития геологии и горного дела на этой территории. И, может быть, помимо развития туризма, такая сеть и сотрудничество туристических операторов с научными геологическими общественными учреждениями дадут дополнительный стимул к развитию этих мест.

Развитие горной промышленности на территории республики очень тесно связано с историческим развитием России. Несмотря на то, что в том или ином виде различные полезные ископаемые, в том числе железо, добывались и обрабатывались на территории Карелии и ранее, основные успехи в развитии этой отрасли связаны с петровскими реформами, которые дали толчок развитию горно-геологической деятельности на карельской земле. Авторы Проекта планируют поднять этот пласт истории и создать серию наглядных экскурсий по сохранившимся объектам горных промыслов, расположенных в Южной Карелии и Финляндии, прилегающих к так называемой «Голубой дороге».

Авторы Проекта предполагают разработать туристический маршрут и определить районы горных работ, представляющие исторический интерес для двух стран. На первом этапе (осуществляемом за счет гранта) в него будут включены как уже существующие объекты, представляющие геологический, горный и промышленный интерес, так и объекты, которые использовались ранее в небольшом масштабе. Большинство объектов, включенных в программу Проекта (музеи и архитектурные памятники) требуют небольших инвестиций, так как они уже существуют. Планируемые природные геологические объекты потребуют небольших инвестиций для изготовления необходимых указателей и информационных табло.

Однако некоторые объекты требуют более внимательного подхода и потому в рамках проекта предлагается создать новую туристическую достопримечательность – «Рудный парк «Тулмозерье». Для многих жителей Ведлозерского сельского поселения знаком Тулмозерский железоделательный завод, который находится в 3 километрах от села Колатсельга и официально признан объектом культурного наследия. Это составная часть горной промышленности Европы, которая за минувшие 100 лет не подверглась антропогенному воздействию или реконструкции. Утрата некоторых элементов обусловлена лишь природными факторами и результатом военных действий. Однако история развития этого завода аккумулирует в себе историю развития нашей республики, включает огромный пласт человеческих отношений в различных общественно-социальных условиях. И это может быть интересным не только для тех жителей, которые проживают на этой территории, но и для тех, кто приезжает к нам по различным делам.

Проект включает в себя и работы на территории Финляндии, где Музей горного дела в городе Оутокумпу сосредотачивает свои усилия на создании финского кластера проекта, развитию этой сети силами маркетинговой компании i2 за пределы района, охватываемого программой, особенно в Центральной Европе. Геологическая служба Финляндии предполагает подготовить несколько популярных туристических маршрутов для осмотра горно-геологических объектов Финляндии. Планируется издание красочного буклета на трех языках с детальным описанием геологических объектов и историей их изучения, а также с описанием истории развития горных промыслов вдоль «Голубой дороги» на российской и финской территориях.

В ходе деятельности Проекта планируется проведение работы с учащимися старших классов, студентами и волонтерами с тем, чтобы они приняли участие в восстановлении геологических памятников и памятников горнозаводского дела. Эта деятельность активно поддержана Министерством образования Республики Карелия, одним из партнеров Проекта. В этом году, была организована специализированная детско-юношеская экспедиция «Mining Road», которая приняла участие в формировании «Рудного парка «Тулмозерье». Такая работа будет проводиться в течение всего срока работы проекта. И работа экспедиции продолжится в следующем году.

 

Основные элементы маршрута

Немного о названии Проекта. “Mining Road” по-английски звучит просто и емко, но это понятие трудно дословно перевести на русский язык. Перевод «горная дорога» не включает в себя специфику проекта. Поэтому наиболее близкий по смыслу перевод для этого названия будет – «Дорога горных промыслов». Это название мы и будем использовать в дальнейшем наряду с его английским аналогом.

Маршрут “Дорога горных промыслов” будет организован в рамках программы “Karelia ENPI” на весь период выполнения проекта. (2012-2014 г.г.) Основными объектами для посещения предполагаются:

Петрозаводск – Пряжа (Этнокультурный центр) – Колатсельга (Рудный парк «Тулмозерье») – Рускеальский мраморный карьер (Горный парк Рускеала) – Сортавала. Контрольно-пропускной пункт Вяртсиля-Ниирала, объект исторического и культурного наследия шведского, финского и русского народов.

Финский сектор маршрута: округ Ряяккюля/Кивисалми – Оутокумпу (Музей горного дела).

Большинство основных объектов уже имеют все необходимое: гостиницу, сферу обслуживания и питания. На других объектах в настоящее время создаются необходимые условия с использованием средств из внешних финансовых источников.

Туристические достопримечательности на пути маршрута:

Россия:

Петрозаводск: Музей геологии докембрия в Институте геологии Карельского научного центра Российской Академии наук; Национальный музей Республики Карелия; экскурсия «Металлургия в Петрозаводске» и «Использование природного камня в архитектуре столицы Карелии».

Пряжа: История горного дела на территории района.

Колатсельга: окрестности села и история горного дела: природные и национальные особенности района; экологическое разнообразие; история горного дела района на базе Рудного парка «Тулмозерье» (производство и обработка железа на местных заводах в 18-20 веках).

Рудники, карьеры и месторождения в Приладожье: добыча граната и добыча облицовочного камня, горные массивы. Туристам разрешается брать образцы гранита, пегматита и других пород.

Сортавала: “Песни Ладоги” (архитектура). Рельеф Приладожья. Геологические памятники и следы природных катастроф.

Горный парк Рускеала. Памятник исторического значения, пороги и водопады на реке Тохма. Астроблема на озере Янисъярви.

Финляндия:

Оутокумпу: Музей горного дела. Металлургический завод исторического значения в Финляндии.

Исторические горнопромышленные районы в Восточной Финляндии.

Пеший геологический маршрут: из Ряяккюля-Кивисалми до исторического рудника Оутокумпу.

Музей горного дела Тютюри в Лохья.

Центр Камня в Юукка.

Основные целевые группы, на которых ориентирован проект:

- Российские и финские туристы, туристы из других стран Европейского Союза;

- туристические организации и компании Финляндии и Карелии;

- местные общины, в которых имеются геологические памятники и через которые проходит «Дорога горных промыслов»;

- молодежные группы (старшеклассники и студенты колледжей), которые могут расширить свои знания об истории и природе Северной Европы; студенты географического, геологического, исторического и этнологического факультетов университетов Финляндии, Карелии и Санкт-Петербурга, которые могут пройти практический курс, охватывающий некоторые объекты вдоль Горной дороги и весь маршрут.

- группы местных жителей, которые получат возможность развивать малый бизнес за счет создания условий туристам (организация питания, производство сувениров, организация отдыха для всех желающих и т.д.), которые могут использовать свою квалификацию, особенно молодые люди, которые могут постоянно жить и выполнять различную работу на своей малой родине, участвовать в приеме и обслуживании групп туристов и в организации бизнес-структур по завершении проекта при поддержке гранта;

- научные организации и их персонал, который может использовать свои знания и квалификацию для осуществления научных идей в области научного туризма.

 

Основные виды деятельности в рамках проекта:

- Подготовка проекта (финскими и российскими партнерами): разработка конкретных мер и видов деятельности, проведение семинаров с целью обмена опытом и объединения усилий заинтересованных туристических компаний для выполнения и расширения проекта.

- Выбор научных и ключевых данных и использование имеющейся информации для планирования маршрута и обеспечения соответствующих информационных средств (визуальных, контрольных и рекламных материалов).

- Оборудование нового туристического объекта - «Рудный парк «Тулмозерье»: оформление развалин пяти заводских корпусов, построенных на реке Колос в конце 19 века на месторождении гематита и принадлежавших ранее а/о “Сталь”. Здесь сохранились развалины доменной печи, водного бассейна, печи для обжига извести, запасы руды, отвалы, воздухопроводы и т.д. Частично заросшие развалины завода произведут впечатление на туристов. Штольни и карьеры на левом берегу реки, где работы выполнялись вручную, тянутся примерно на 150-200 м.

Предстоящая работа будет включать проектирование отсутствующих и требуемых элементов инфраструктуры Тулмозерского геологического памятника; изучение природных и исторических компонентов геологического объекта, общее и локальное проектирование, поддержание памятника в надлежащем состоянии для удобного и безопасного осмотра туристами, создание соответствующей инфраструктуры, побуждение местных жителей, студентов-историков и старшеклассников к участию в размещении и обслуживании туристов и к постепенному формированию стабильного потока туристов. Основная задача Проекта – задержать туристов на объекте, показать его историческую значимость и обеспечить, тем самым, местных жителей возможностью к развитию различных мелких бизнесов, связанных с обеспечением туристов необходимой инфраструктурой.

- Инвентаризация исторических горнопромышленных районов в Восточной Финляндии и России

- Картирование геологических памятников Финляндии и определение их исторической ценности. Будет проводиться оценка горнопромышленных и геологических достопримечательностей и разрабатываться новые критерии оценки качества.

- Планирование и картирование геологических пеших маршрутов и объектов силами Музея горного дела в Оутокумпу и Геологической службой Финляндии - осмотр исторического рудника и музея, посещение ресторанов и т.д.

- Сбор и публикация геологической, горной и исторической информации о геологических памятниках для изучения этих объектов, а также в дальнейшем проведения экскурсий.

- Поддержание геологического и геоисторического образования, а также обучение экскурсоводов и других специалистов на выбранных объектах.

- Трансграничная передача финской технологии планирования геологических выставок, оборудования геологических объектов и разработки пеших маршрутов.

В планы Проекта входит также:

- Создание новых достопримечательностей на геологических объектах Финляндии и России (Карелии).

- Организация единого межгосударственного туристического маршрута по горно-геологической тематике, нехарактерной для традиционного туризма

- Включение новых геологических объектов, например, Тулмозерского чугуноделательного завода на российской территории и нескольких популярных туристических маршрутов к геологическим памятникам Финляндии, в план развития туризма.

- Более тесные отношения и контакты между жителями приграничных районов, укрепление муниципальных общин и сотрудничество между научными, туристическими организациями и учебными заведениями.

- Накопление организационного и практического опыта и его применение в проектах этого или сходного типа, например, для продления маршрута на восток и на запад путем оборудования новых “экстремальных” достопримечательностей вдоль “Голубой Дороги”; в более широком смысле, применение опыта “Голубой Дороги” в этническом, историческом, культурном и социальном туризме в различных национальных и природных условиях и в различных общинах и социальных структурах России, Северной Европы и всего Европейского Союза.

 

Как видите, проект очень большой и сложный по составу. Но хочу отметить, что «Рудный парк «Тулмозерье» занимает в нем значимую роль. И здесь проект нуждается в помощи местных жителей. У нас запланированы расходы на зарплату работников, которые захотят принять участие в Проекте, а также расходы на материалы, на проведение молодежных экспедиций на этой территории, приобретение экспонатов, подготовку инфраструктуры, публикацию крупного издания по истории горных промыслов, запланированы мероприятия по подготовке экскурсоводов, проведению семинаров.

Мы постараемся со страниц этой замечательной газеты информировать вас обо всем, что происходит в Проекте. Поэтому я приглашаю всех желающих, особенно местных жителей, принять участие в работе Проекта в том или ином виде. И если вы готовы к этому, то можете обращаться в Администрации Пряжинского района и Ведлозерского поселения, которые является партнерами Проекта или лично к Координатору Проекта со всеми предложениями и вопросами. Если необходимо, то и ответы на вопросы будут опубликованы в «Ведлозерских окнах».

С искренним уважением координатор проекта,

заместитель директора Института геологии

по научной работе Виталий Александрович ШЕКОВ

Тел. +79217260273

Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
Согласен