Проблема эффективной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из самых актуальных на сегодняшний день.
Основным нормативным актом, регулирующим социальную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В системе субъектов профилактической деятельности особое место занимают общеобразовательные учреждения, осуществляющие предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.
Создание в учебно-воспитательных учреждениях условий, обеспечивающих здоровое физическое и социальное развитие детей, относится к ряду приоритетных задач образования.
Важное направление воспитательной работы школы – профилактика правонарушений, бродяжничества и безнадзорности в детской среде.
Своевременное выявление негативного поведения детей и подростков, искажения во взглядах и интересах ребенка, и незамедлительное оказание им в связи с этим педагогической помощи способствует предупреждению деформации формирующейся личности ребенка, которая приводит к совершению правонарушений и преступлений.
В рамках проведения профилактической работы следует формировать у подростков интерес к учебному процессу, надлежащее отношение к людям, правильное понимание предпочтительного и дозволенного поведения, негативное отношение к отрицательным привычкам и интересам.
Одним из основных условий эффективной работы на данном направлении является обеспечение строгой дисциплины и образцового порядка в образовательном учреждении, что положительно сказывается на поступках подростков и во внеурочное время.