A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

Карелочка. Ведлозеро

В конце прошлого года мне довелось побывать на научно-практической конференции, проходившей в п. Пряжа и посвященной вопросам сохранения и развития карельского языка.

 

Тогда прозвучало несколько разных выступлений по этой проблеме, были приведены цифры подписки на карелоязычные газеты, данные количества детей, изучающих родной язык в школе, и т.д. Но, пожалуй, самым запоминающимся было выступление Ирины Борисовны Семаковой. На первый взгляд тема ее доклада – «Размышления о современном пассионарном состоянии карельского этноса» – звучала сложно и непонятно, а оказалось все очень просто, доступно и довольно интересно.

За основу своего исследования Семакова избрала направление, восходящее к теории Льва Николаевича Гумилева об этапах зарождения, развития и смерти этносов. Относительно карельского этноса эта теория ранее никем из исследователей не применялась. Ирина Борисовна первая, кто попытался проанализировать ситуацию современного состояния карельского этноса и поискать пути выхода из сложившейся ситуации.

Итак, вот о чем мы узнали.

Л.Н. Гумилев утверждает, что каждый этнос проходит в своем развитии несколько фаз: пассионарный толчок, пассионарный подъем, акматический период этногенеза с образованием этноса, фазу надлома и, наконец, мемориальную фазу. Если сказать простым языком – это этапы зарождения, развития и смерти этноса. В среднем весь этот цикл составляет 1200 лет.

Названные процессы Гумилев связывает с увлажнением региона пребывания этноса, а также с солнечной активностью. На самом деле, Карелия и соседние с ней земли всегда находились и находятся в зоне увлажнения – на территории нашей республики расположены 60 тысяч озер и протекают 27 тысяч рек. Также на атмосферу увлажнения влияют многочисленные болота, занимающие 20% территории Карелии. В год на земли Карелии выпадает в среднем около 550-800 мм осадков.

А вот с солнечным теплом дела обстоят сложнее. Ирина Борисовна привела такие данные: метеорологи наблюдают в Карелии всего 20-25 погожих дней, в то время как, например, в Москве наблюдается в году 82 солнечных дня. В Карелии достаточно пасмурно – около 170-200 дней из 365 солнце закрыто тучами. В той же Москве таких дней – 98.

Следуя гипотезе Л.Н. Гумилева, Семакова приходит к выводу, что в Карелии уровень биоценоза всегда несколько повышенный, т.е. склонность коренных жителей Карелии к пассионарному поведению выше в сравнении, например, с центральной Россией.

Только не путайте, дорогие читатели, пассионарность с пассивностью! Похожие по звучанию, эти слова имеют абсолютно разные значения. «Под пассионарностью как энергией понимается «избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению» .

Далее Ирина Борисовна предполагает, что «коренным жителям Карелии свойственны такие формы энергетики, которые превышают инстинкт самосохранения. В прошлом пассионарная энергия карельского этноса была направлена на освоение новых территорий, участие в многочисленных войнах и других катаклизмах, отстаивание православия как религии и нормы общественной жизни этноса, на сложение, оттачивание и сохранение одной из лучших эпических традиций в мире, на сохранение и передачу древних знаний карельского этноса, в числе которых можно рассматривать и письменность».

Таким образом, считает И.Б. Семакова, до конца 1980-х годов карелы пережили два полных цикла развития этноса. Первый цикл – от момента зарождения этноса до ХV века и второй – с ХV в. до ХХ в.

В 19 веке, на взгляд автора, карельский этнос начинает утрачивать свою биологическую пассионарность. В чем кроется причина утраты общественной энергетики этноса?

«Во-первых, карелы под влиянием русского государства начинают утрачивать свою природную связь с северным ландшафтом, включаясь в более современные формы обработки земли, чаще строя деревни по уличному принципу в противовес старому «вписыванию построек в ландшафт», переходя от старообрядчества и существовавших с ним параллельно древних, дохристианских верований, в современное («никонианское») православие, открывая для себя все новые экономические возможности и связи, развивая отходничество, основывая новые школы и библиотеки, издавая литературу на карельском языке... Замечу, что этот процесс карелам давался непросто, – среди них резко возрос суицидальный показатель, и карелы, особенно мужчины, начали спиваться, подрывая тем самым здоровье всей популяции. Эти новые веяния в жизни карелов требовали от представителей этноса все большего включения в государственные процессы, что вело к этнической ассимиляции. Но это были лишь предвестники ассимиляции. Карельское население еще прирастало очень бурными темпами до 1939 года, когда только в Карелии карелов насчитывалось 108 571 чел., а в мире в середине ХIХ в. насчитывалось 252716 представителей карельского этноса. Затем ассимиляционные процессы стали расти с гигантской скоростью! За ХХ в., т.е. после 1939 г. убыль карелов составила только в Карелии 35130 человек (60,6 %), а в России убыль карелов – 37,6% (данные переписи населения России в 2002 г.). Необходимо в этом контексте упомянуть и о многочисленных репрессиях, которые напрямую повлияли на численность населения и на стремительное, досрочное вхождение этноса в мемориальную фазу, т.е. фазу умирания».

Второй аспект проблемы быстрого снижения пассионарности карелов лично для меня прозвучал очень неожиданно. Ирина Борисовна видит его во взаимоотношениях с финнами. «В ХIХ и ХХ веках карелы щедро делились и делятся своими древними знаниями с многочисленными собирателями-финнами. Финны очень скрупулезно искали свои корни и, как молодой этнос, просто подставили себя на место карелов, напитав свою национальную культуру и язык за счет менее дальновидных соседей – карелов. Этот процесс продолжается и сегодня, но уже в других экономических, культурных и политических формах».

Ну и последний, третий аспект проблемы. Это так называемый «кадровый вопрос» или вопрос интеллигенции. Вот что по этому поводу говорит в своем докладе И.Б. Семакова: «В силу двух первых причин карелы предпочли в предоставленных государством возможностях вырастить преимущественно интеллигенцию, профессиональная деятельность которой направлена в экономическую, техническую, юридическую сферы и здравоохранение. Интеллигенции, способной заниматься языком, творчеством, образованием, политикой, общественными науками, т.е. гуманитариев, среди карелов всегда было немного. И сегодня этих представителей этноса можно сосчитать по пальцам».

По самым современным сведениям ученых в конце 2010 – начале 2011 года начался новый цикл солнечной активности, и пик её приходится на 2013 или 2016-2017 годы. Это годы общественного подъема. «Может быть и карельский этнос встряхнется и начнет свой новый цикл биоценоза? Не исключаю, что он найдет свое выражение в развитии культуры, которая по меткому выражению Л.Н. Гумилева является «кристаллизованной пассионарностью». Очень хотелось бы в этом поучаствовать!!!» – на такой оптимистической ноте завершает свой доклад Ирина Борисовна.

А как считаете вы, уважаемые читатели, есть ли будущее у карел? Какие попытки нужно еще предпринять, чтобы наш этнос не исчез с лица земли? Какие приложить усилия, чтобы в условиях культурной глобализации такому маленькому народу, как карелам, сохранить свою идентичность? Или всё это не в нашей власти? Пишите свои мнения и обосновывайте их!

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен