A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Ведлозерское сельское поселение
Пряжинский национальный муниципальный район

Аббревиатура НПО в последние лет пять вызывает в педагогической среде только одну ассоциацию - национальный проект "Образование".

НПО: И опытный учитель прикидывает, что можно отремонтировать и куда поехать на сто тысяч премиальных.

НПО: И управленцы вздрагивают от мысли, что не все сетевые графики утверждены и не все отчеты отправлены.

НПО: И водитель школьного автобуса вспоминает недобрым словом отечественных автопроизводителей.

Но, оказывается, есть иной смысл в таком сочетании букв - неопознанные педагогические объекты. Автором термина является Анатолий Маркович Цирульников. Так он называет неизученные педагогические явления, которые оказывают не меньшее, а может быть, и большее, влияние на процесс воспитания, чем спланированные и нормативно регламентированные государственные проекты в области образовательной политики. Любому учителю полезно поразмышлять не только о термине "неопознанные педагогические объекты", но и о сути самого явления. Меня больше всего занимает тот факт, что большинство этих самых объектов находится за пределами образовательного учреждения. Попробую описать некоторые свои наблюдения за НПО.

 

Лыжня в Пряже

Пряжа - обычный карельский поселок, районный центр. В 2009 году несколько жителей поселка решили организовать освещенную лыжную трассу в поселке. Вернее, не создать, а восстановить.

Лыжи - традиционный спорт для местных жителей, поэтому лыжня была всегда. Но в годы активного индивидуального строительства симпатичные зеленые окраины поселения стали теснить новые усадьбы. Наверное, это тоже неплохо, когда поселок прирастает добротными улицами, ухоженными домами. Только вот без лыжни все-таки Пряжа перестала быть похожей на себя.

За восстановление взялись парни, не имеющие отношения к управлению, но имеющие отношение к лыжному спорту, - все они бывшие выпускники местной спортивной школы. Бизнесмен, строитель, сотрудник милиции, электрик, тренер спортивной школы - вот примерно такая команда. Почти в центре поселка выкроили кусочек соснового леса, договорившись с администрацией поселения. Для оборудования освещения привлекали в основном личные средства, для нарезания лыжни использовали снегоходы местных рыбаков. Думаю, эта работа не была для них трудной, да и выглядит лыжная трасса очень просто: полянки для старта и финиша, горки разной величины, место общего сбора, перекладина для курток, планшет с карандашом для сообщений - все это закольцовано сверху линией электроосвещения, а снизу двумя параллелями лыжни в 2,5 км. Свет горит до десяти вечера. Лыжня никогда не бывает безлюдной. Школьники, малыши с бабушками, серьезные мужчины на дорогих лыжах, стайки девушек, хохочущих от каждого падения, спокойные пенсионеры парами. Все друг друга знают, здороваются, угощают чаем из термоса, в случае необходимости помогают подняться или выручают сухими варежками. Особенно весело бывает в дни соревнований, когда на стартовой поляне собирается человек двести.

25 января - соревнования на приз Марии Мелентьевой. Любой на поляне знает о том, что Мария Мелентьева, жительница поселка Пряжа, погибла в годы войны, будучи совсем юной разведчицей. Ее имя носит единственная в поселке школа, а соревнования посвящаются героине потому, что когда-то до войны она преуспевала в лыжном спорте. Этой традиции уже более 60 лет. Поэтому и возраст участников не только школьный - от 7 до 70.

Сначала стартуют малыши по малому кругу, мамы и бабушки держат куртки и уговаривают собак не путаться под ногами (куда ж без них на сельских мероприятиях!). Потом у ребят есть возможность стоять вдоль финишной прямой и наблюдать за взрослыми. Среди них есть те, кто уже давно окончил школу, делает успешную карьеру в столице Карелии, но на эти соревнования приезжает всегда.

Я стою в толпе болельщиков, переживаю за своих одиннадцатиклассников. Держу куртку Сергея Явьяна. Это выпускник нашей школы, мой ученик, сейчас ему уже 26, служит в МВД Карелии. Сергей является фаворитом пряжинской лыжни давно, хотя неоднократно покорял болельщиков и на республиканских соревнованиях. Рядом стоят два пацана лет 7 - 8, остывающие после своего "малышкиного" забега. Каждый раз, когда Сергей, делая очередной круг, проезжает мимо нас в своем почти олимпийском костюме, мальчишки с восторгом комментируют: "Крутой чувак! Первым придет". Он действительно приходит первым, красиво финишируя. Протягиваю куртку ребятам и прошу отнести ее хозяину. Те, не веря своему счастью, переспрашивают: "Этому, в оранжевом?" - и мчатся к Сергею. Мне тепло. Кстати, не только от добрых эмоций, но и от угощения в виде чая с блинами. "Дядя Слава, а блины всем или тем, кто бежал?" - "Всем, конечно!" Дядя Слава - это тот самый бизнесмен, который организовал лыжню и следит за ее обслуживанием. Он хозяин маленького придорожного кафе и автомастерской, любитель лыжного спорта, второй по скорости после Сергея. Бесплатные блины и чай на соревнованиях - тоже его заслуга.

Случайно подслушиваю телефонный разговор: "Мама, я четвертый! Ну не вышло. Мама, перестань, это было в десятом классе! В следующий раз сделаю". Оглядываюсь - разговаривает мужчина лет 45. Видимо, несколько десятилетий пытается взять реванш, а мама все переживает, как много лет назад, стоя с курткой на бровке лыжни.

Постепенно редеет финишная поляна, народ неспешно направляется к школе, где обычно подводятся итоги и награждаются призеры. Подхожу к сосне, на которой закреплены планшет с листом ватмана и карандаш, читаю надписи. Кто-то просто пишет фамилию и километры, кто-то договаривается о прогулке, кто-то поздравляет чемпионов, но больше всего надписей "Слава, спасибо за лыжню!".

Когда вся страна с разочарованием следила за зимней Олимпиадой в Ванкувере, невольно задумывалась об этом НПО в виде простой деревенской лыжни. Журналисты, комментируя неудачи нашей сборной, то, как бы оправдываясь, говорят о том, что у наших в гостинице нет Интернета, то недоумевают, мол, как можно было проиграть, если тренировались на лучших европейских горнолыжных трассах. Представьте, сколько это все стоит! А ведь это бюджетные деньги! Может быть, стоит опознать и изучить, признать и поддержать такие вот педагогические объекты?

До Олимпиады в Сочи еще четыре года, за которые можно вырастить будущих олимпийцев не только в столичных элитных клубах, но и в северных поселках и городах. В надежде на олимпийские медали не надо заказывать службу в храме Христа Спасителя, надо поблагодарить за службу энтузиаста Славу Сергеева и тренеров провинциальных спортивных школ. Впрочем, наверное, правильно, что государство оставляет за собой право быть расточительным, созидая дворцы и уникальные спортивные комплексы для спортивных талантов, а простым гражданам позволяет быть добродетельными и инициативными в деле воспитания обычных мальчишек, живущих рядом.

Если есть НПО - неопознанные педагогические объекты, то должны быть и неопознанные педагогические субъекты. По-моему, это люди, которые не стремятся распространять педагогическое влияние, но в действительности оказывают такое воздействие на жизнь окружающих, что все педагогические концепции и технологии кажутся ненужными подробностями к чему-то очень важному. Такие люди, как правило, занимают не столь значимые должности в педагогическом сообществе и не обласканы нацпроектами, но без них школа теряет свою неповторимость, например школьные библиотекари.

Зоя Ивановна

Библиотекаря Ведлозерской средней школы зовут Зоя Ивановна Андреева. Она коренной житель села Ведлозеро. Выросла в обычной семье сельских тружеников. Хотя нет, не в обычной семье. Мама Зои Ивановны единственный в районе Герой Социалистического Труда. Ясно, что такой награды в советское время могли быть удостоены люди за очень тяжелый, даже жертвенный труд. Конечно, родители всеми силами стремились выучить своих детей, чтобы их трудовой путь был счастливей и легче. Все три дочери получили достойное образование, но родное село не покинули. В местной школе работают две сестры: Зоя Ивановна - библиотекарь, Клавдия Ивановна - учитель технологии.

Глубокая образованность в сочетании с генетически неистощимым трудолюбием, конечно, не дают жить и работать спокойно. Совсем недавно в Ведлозере вырос православный храм. От установки Поклонного креста до открытия прошло два года. Церковь была возведена на месте старого храма - в советские времена в церкви во имя Илии Пророка был расположен спортзал, затем церковное здание продали. Его владелец разобрал стены, но так и не смог ничего построить.

Прихожане строили храм на собственные средства, во время отпусков, причем среди строителей было всего четверо мужчин. Двое из них - братья Вороновы - стали самыми деятельными участниками возведения церкви. Но всю организационную работу - от идеи восстановления до первой службы - взяла на себя Зоя Ивановна со своими сестрами.

Сбор пожертвований, объединение прихожан, переговоры с теми, кто может помочь техникой или стройматериалами, - эта часть дела иной раз была сложнее, чем изнурительные строительные работы. Когда я спросила у Зои Ивановны, кому она особенно благодарна за вклад в восстановление храма, то была удивлена тем, что ее слова благодарности были обращены не к тем, кто непосредственно принимал участие в строительстве, а к их родственникам: "Все, кто приходил по вечерам, в выходные на стройку, делали это добровольно, они сами этого хотели. Но они оставляли своих близких, забросив домашние дела. И это продолжалось два года: Их терпение, понимание и сочувствие - вот главная помощь".

Первая служба была 2 августа, в день святого пророка Илии, престольный праздник храма. Здесь пока еще немного церковной утвари, но главная святыня уже есть - это чудом сохранившаяся икона св. пророка Илии из старой церкви. Зоя Ивановна так вдохновенно обо всем рассказывает, что мне кажется, будто два созидательных года больше, чем десятилетия ее трудовой жизни. Кстати, храм и школа стоят на одном полуострове, только церковь на горочке, а школа в низинке. Приезжая в Ведлозеро, всегда теперь думаю: "У школы есть покровитель". И дело вовсе не в ортодоксальности, а в том, что на этой территории люди готовы сами, без команды сверху беречь, восстанавливать и создавать духовные ценности.

Елена Петровна

Библиотекаря Пряжинской школы зовут Елена Петровна Гришкалаускене. Ей тоже не живется спокойно в стенах школьной библиотеки. Елена Петровна еще руководит школьным музеем боевой славы. Музей хранит историю событий Великой Отечественной войны на пряжинской земле.

Война оставила здесь серьезную отметину, т.к. в 1941 и 1944 году в наших местах шли сильные бои за подступы к Ленинграду. Среди экспонатов есть фрагменты оружия, солдатские каски и звездочки, предметы военного быта: Когда-то все это без труда находили мальчишки на окраине поселка. Но главную экспозицию музея составляют письма с воспоминаниями ветеранов - богатейший материал поисковой деятельности школьников, который постоянно обновляется.

Музей часто переезжал с места на место. Естественно, что некоторые экспонаты терялись, изнашивались. Елена Петровна решила создать сайт школьного музея "Священной памяти хранитель" - так в цифровом виде можно сохранить редкие экспонаты, да и посетителей музея станет больше, хоть и виртуальных.

Современные школы уверенно пользуются информационными технологиями, и в том, что появился такой сайт, нет ничего удивительного. Удивительное началось потом, когда на сайт стали заходить люди, желающие найти информацию о боевом пути 313-й стрелковой дивизии и 69-й морской бригады, которые участвовали в боях за Пряжу. В основном это родственники солдат, погибших в Карелии. Школе удалось помочь трем семьям, разыскивающим могилы своих близких.

Василий Иванович

Среди обратившихся был Василий Иванович Чернышов, житель Санкт-Петербурга. Его отец воевал в 69-й морской стрелковой бригаде, был командиром минометного взвода. Школьники с помощью районного военкомата помогли найти могилу отца Василия Ивановича, хотя находится она не в Пряжинском районе. Василий Иванович - поэт, писатель, философ, издатель. Согласитесь, необычное знакомство для сельской школы? На первую встречу он приехал не один, а со своими друзьями, тоже незаурядными людьми. Теперь эти встречи стали традиционными, к ним Василий Иванович готовится, приглашая с собой художников, писателей, военных, преподавателей университета. Ребят бывает на этих встречах немного, но те, кто приходит, учатся ценить глубокий умный разговор о дружбе, любви, преданности и служении делу.

А как Василий Иванович умеет рассказать о новых книгах, которые он привозит в подарок школьной библиотеке! Сразу хочется бежать домой, пряча книгу как драгоценность, и читать, читать: Я такого рассказа о чтении не помню с пионерского детства, когда в дни школьных каникул проводилась Неделя детской книги. Сегодня, как никогда, подросткам нужен человек, способный пробудить тягу к чтению. Пусть из десяти ребят только один прочтет статьи из подаренного журнала "Философская культура", а остальные запишутся на книжки про любовь. Конечно, большинство даже испугается текста на титульной странице - "Журнал русской интеллигенции". Но знать о том, что и сейчас есть философы, объединенные в русское философское общество, надо. Зачем? Иначе наступит такое скудоумие, что никакие нацпроекты не спасут. Если мы не будем всеми методами стремиться дать шанс сельскому школьнику прикоснуться к современной литературе, философии, театру, то в наших селах не вырастут ни Ломоносовы, ни Шукшины.

Можно ли жить в селе без храма? Можно. Мы ведь гораздо дольше занимались их разрушением, чем восстановлением, причем "по просьбам трудящихся". Можно учиться в школе только по расписанию, не встречаясь с писателями, художниками, ветеранами? Вполне. Может ли общество состоять из людей, не интересующихся ничем, кроме проблем своей квартиры? Может. Только общество такое никогда не будет успешным.

И обычные школьные библиотекари принимают на себя особую миссию - представительствовать от лица всей сельской интеллигенции перед властью, местным сообществом, чтобы уберечь нас от рассыпания и недоверия.

газета "Карелия" N 45 (2060) за 29 апреля 2010 года

Сайт Vedlozero.ru использует cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
Согласен